Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:48, доклад

Краткое описание

Артур Шопенгауэр(1788-1860) последователь Канта. Сторонник волюнтаризма. Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы. Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические).

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 16.99 Кб (Скачать файл)

Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление.

Артур Шопенгауэр(1788-1860) последователь  Канта. Сторонник волюнтаризма. Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы. Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютна слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. Философия глобального пессимизма. Говорил о буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира человек может сознательно укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот, ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли - музыка. Слова затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры.

Философские взгляды  Ф.Ницше.

Ницше Фридрих (1844-1900). Основные положения: 1) все существующее есть воля к власти и могуществу; 2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся  друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти (силы). Противник противопоставления истинному  миру мира эмпирического. В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. Увязывает критику метафизики с критикой ее языка. Подчеркивает несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и т.д. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса. Вводится понятие «родового субъекта», интересы и цели, которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий, Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость (в том числе и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

Ницше обладал хорошей  литературной подготовкой. Философия  Ницше – это философия жизни, к созданию которой подтолкнула  теория Дарвина об эволюции животных и растений.

Ницше выбирает объектом критики  разум, науку, нравственность, христианскую религию. Он выступает как воинствующий антидемократ, с его точки зрения элита это сильные и воинствующие люди. Большая часть населения  – это низшие, неполноценные, которых  можно доделать при помощи войны. Одни считали Ницше интересным мыслителем, который провозгласил переоценку ценностей, а другие считают, что Ницше предтече немецкого фашизма. Ницше не был  воинствующим националистом, он не провозглашал немцев высшей нацией, но по Ницше «белокурая бестия» (нордическая нация) должна утвердить себя, переделать мир, освободив  человечество от отбросов (лгунов, трусов и т.п.).

Ницше говорит, что для  этого должна сформироваться интернациональная  элита, но из нордической расы. Ницше  говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл имеет  только жажда жизни, которая должна сочетаться с волей власти.

Ницше отрицательно относиться к христианской религии, т.к. она  проповедовала равенство всех перед  богом, сострадание, терпимость, следование заповедям И.Х., что сделало Европу слабой не противостоящую Азии и Африке. Идеал у Ницше – деспот художник. Ницше враждебно относится к  женщинам. «Женщины – это кошки  и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как  воин, а женщина для его вдохновения, причем мужчина должен идти к женщине  с плеткой».

Экзистенциализм (основные положения, проблемы, понятия).

Экзистенция — способ бытия  человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется  Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности»

Экзистенциализм — это  философия человека. Основная тема всех работ — это человек, его  взаимоотношения с миром, человек  в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека ( не главную его часть).

Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько  вопросами сугубо индивидуально-человеческого  бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек?

В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков  выбор им своего жизненного пути? Это  действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать  людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца  своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители  экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Основа каждой личности —  это некоторый поток переживаний  его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток  переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит  от среды, она всегда уникальна и  неповторима. Отсюда два вывода:

человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими  людьми не дают полную возможность  выразиться его экзистенции. Она  может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное  от его творца;

 человек внутренне  свободен, но эта свобода не  благо, а тяжкое бремя («Мы  прокляты нашей свободой» Ж.П.  Сартр), потому что она связана  с бременем ответственности. Человек  создает себя сам.

Существует две разновидности  экзистенциализма: религиозный и атеистический. Религиозный — единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.


Информация о работе Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление