Вольтер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:33, контрольная работа

Краткое описание

Вольтер учился у лучших педагогов того времени - иезуитов. Их набожность была вне всякой критики, и солидная литературная подготовка. Когда Вольтер в семнадцать лет закончил школу, его отец непременно прочил ему карьеру юриста, но Вольтер заупрямился, получая больше удовольствия от общества вольнодумцев из литературного кружка. Вскоре он приобрел репутацию острослова, молодого человека с радикальными взглядами и авторами сатирических стихов.

Содержание

Введение 3
1. Вольтер и религия 4
2. Творчество 8
3. Основные положения философии Вольтера 10
Заключение 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 46.08 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

Введение 3

1. Вольтер и религия 4

2. Творчество 8

3. Основные положения философии Вольтера 10

Заключение 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

Введение

Вольтер - поэт, драматург, романист, критик, историк, философ, социальный реформатор.

Вольтер (Voltaire) –псевдоним, настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet). Родился Вольтер в 1694 году в Париже в семье буржуа. Отец его был нотариусом.

Вольтер учился у  лучших педагогов того времени - иезуитов. Их набожность была вне всякой критики, и солидная литературная подготовка. Когда Вольтер в семнадцать лет закончил школу, его отец непременно прочил ему карьеру юриста, но Вольтер заупрямился, получая больше удовольствия от общества вольнодумцев из литературного кружка. Вскоре он приобрел репутацию острослова, молодого человека с радикальными взглядами и авторами сатирических стихов.

В 1717 Вольтер был заточён в Бастилию за эпиграммы против регента. В 1726 выслан в Англию. Английские впечатления Вольтера отражены в "Философских письмах" (1733), в которых он показал, что общественный строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм; это сочинение было осуждено французским парламентом на сожжение (1734).

В течение 10 лет  Вольтер жил в доме маркизы дю Шатле. В 1745 В. был приближен ко двору Людовика XV, в 1750—1753 — прусского короля Фридриха II. В 1754 поселился близ Женевы, но не нашёл себе места и в передовой кальвинистской республике: с 1758 обосновался в своём имении Ферне на границе Франции и Швейцарии.

Сочувствуя народу, Вольтер испытывал страх перед движением низов и изменение общества мыслил в виде "революции сверху", осуществляемой "просвещенным" монархом в интересах нации. Исторические труды "Век Людовика XIV" (изд. 1751 и 1768), "Опыт о нравах и духе народов" (изд. 1756), "История Российской империи в царствование Петра Великого" (1759—63) явились важной вехой европейской историографии. Основное внимание Вольтер уделял не королям и полководцам, а истории самих народов, их нравам, обычаям, культуре. Отвергая идею провиденциализма, он выдвигал принцип прогрессивной эволюции человечества, понимая, однако, прогресс абстрактно-идеалистически.

 

  1. Вольтер и  религия

Слова "раздавите  гадину" (т. е. католическую церковь) — девиз Вольтера в период 60-х годов восемнадцатого века.

Его творчество подчинено  борьбе с религиозной нетерпимостью  и мракобесием. Он выступал в защиту жертв религиозного фанатизма (дело Каласа, 1762). В 60-е гг. наряду с идеалом просвещённой монархии Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства ("Республиканские идеи", 1762). В. являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения Европы. Ферне стал местом паломничества. С Вольтером были вынуждены считаться европейские монархи; Екатерина II, Фридрих II, Густав III и другие домогались его дружбы.

По своим философским  взглядам Вольтер — деист, последователь Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы, Вольтер не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. В религии Вольтер видел и узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и общественный порядок.

Таким образом, бог им рассматривался только как разум. Бог не пускает в ход механизмы деятельности мира постоянно. "Бог однажды повелел, Вселенная же подчиняется вечно". Вольтер определяет бога как "необходимое бытие, существующее само по себе, в силу своей разумной, благой и могущественной природы, разум, во много раз превосходящий нас, ибо он совершает вещи, которые едва ли мы можем понять". Хотя Вольтер и пишет, что существование бога не требует доказательств ("разум вынуждает нас его признать, и лишь безумие отрешится к его определению"), сам он всё же пытается их привести. Вольтер считает, что абсурдно, если "всё движение, порядок, жизнь - образовалась сама собой, вне какого бы то ни было замысла", чтобы "одно лишь движение создало разум", следовательно, Бог есть. "Мы разумны, значит, существует и высший разум. Мысли не присущи материи вообще, значит, человек получил эти способности от бога. " Но чем дальше идёт Вольтер в подобных рассуждениях, тем больше можно найти в них противоречий. Например, сначала он говорит, что Бог создал всё, в том числе и материю, а чуть дальше уже пишет, что "Бог и материя существуют в силу вещей. " Вообще, чем больше пишет Вольтер о боге, тем больше веры и меньше аргументов: "... давайте поклоняться Богу, не стремясь проникнуть во мрак его таинств. " Вольтер пишет, что он сам будет "поклоняться ему пока жив, не доверяя никакой школе и не устремляя полёт своего ума в пределы, коих не способен достичь ни один смертный. " Большинство доводов Вольтера в пользу существования Бога не могут быть приняты во внимание из-за своей противоречивости.

Вольтер считает, что Бог - "единственный, кто могущественен, ибо это он все создал, но не в  сверх мере могущественен", так  как "каждое существо ограничено своей  природой" и "существуют вещи, коим верховный интеллект не в силах  воспрепятствовать, например, воспрепятствовать  тому, чтобы прошлое не существовало, чтобы настоящее не было подвержено постоянной текучести, чтобы будущее  не вытекало из настоящего. " Верховное бытие "всё сделало в силу необходимости, ибо, если бы его творения не были бы необходимы, они были бы бесполезны. " Но эта необходимость не лишает его воли и свободы, потому что свобода - это возможность действовать, а Бог - очень могущественен и поэтому самый свободный. Таким образом, по Вольтеру - Бог не всемогущий, а просто самый могущественный; не абсолютно, а самый свободный.

Вольтер писал: "Утешимся в том, что мы не знаем соотношений  между паутиной и кольцом Сатурна, и будем продолжать наследовать  то, что нам доступно. " По-моему, именно этим он и занимается. И, считая дальнейшее изучения бытия недоступным, Вольтер переходит к рассуждениям на тему религии. Здесь надо отметить, что Вольтер всегда чётко разделял философию и религию: "Никогда  не надо впутывать Священное писание  в философские споры: это совершенно разнородные вещи, не имеющие между  собой ничего общего. " В философских  спорах речь идёт лишь о том, что  мы можем познать на собственном  опыте, поэтому не следует прибегать  к Богу в философии, но это не значит, что философия и религия несовместимы. В философии к Богу нельзя прибегать  лишь тогда, когда надо объяснить  физические причины. Когда же спор идёт о первичных принципах, обращение  к Богу становится необходимым, так  как, если бы мы познали наше первичное  начало, мы бы всё знали о будущем  и стали бы богами для себя. Вольтер  считает, что философия не повредит религии, так как человек не способен разгадать, что есть Бог. "Никогда  философ не говорит, что он вдохновлён Богом, ибо с этого момента  он перестаёт быть философом и становится пророком. " Выводы философов противоречат канонам религии, но не вредят им.

Что же понимает Вольтер  под словом "религия": постоянно"? Во-первых, Вольтер в своих работах развенчивает официальную религию, так как, по его мнению, официальная религия сильно отличается от истинной, а идеальная религия (которая и является истинной) - это религия, единящая нас с Богом в награду за добро и разъединяющая за преступления, "религия служения своему ближнему во имя любви к Богу, вместо преследования его и убиения его во имя Бога. " Это религия, которая "учила бы терпимости по отношению к остальным и, заслужив таким образом всеобщее расположение, была бы единственной, способной превратить человеческий род в народ братьев... Она не столько бы предлагала людям искупление прегрешений, сколько вдохновляла бы их к общественным добродетелям... не разрешала бы (своим служителям) узурпировать... власть, способную превратить их в тиранов. " Именно этого не хватает христианской религии, которую Вольтер считал единственно верной, причём настолько верной, что " она не нуждается в сомнительных доказательствах. " Вольтер всегда крайне негативно относился к религиозным фанатикам, считая, что они способны принести гораздо больше вреда, чем все атеисты. Вольтер - решительный противник религиозной нетерпимости. "Всякий, кто скажет мне: "Думай как я или Бог тебя покарает", говорит мне: "думай как я или я тебя убью. " Источником же фанатизма является суеверие, хотя само по себе оно может быть безвредным патриотическим энтузиазмом, но не опасным фанатизмом. Суеверный человек становится фанатиком, когда его толкают на любые злодейства во имя Господа. Если закон преступают верующий и неверующий, то первый из них остаётся всю жизнь монстром, второй же впадает в варварство лишь на мгновение, потому что "последний имеет узду, первого же ничто не удерживает. " "Наиболее глуп и зол тот народ, который "более других суеверен", так как суеверные считают, будто они выполняют из чувства долга то, что другие делают по привычке или в припадке безумия. " Суеверие для Вольтера - смесь фанатизма с мракобесием. Фанатизм же Вольтер считал злом большим, чем атеизм: "Фанатизм тысяче крат гибельнее, ибо атеизм вообще не внушает кровавых страстей, фанатизм же их провоцирует; атеизм противостоит преступлениям, но фанатизм их вызывает. " Атеизм, - считает Вольтер, - это порок некоторых умных людей, суеверие и фанатизм - порок глупцов. Вообще, атеисты - большей частью смелые и заблуждающиеся учёные.

Вообще-то, Вольтер неоднозначно относился к атеизму: в чём- то он его оправдывал (атеисты "попирали ногами истину, ибо она была окружена ложью") , а в чём-то, наоборот, обвиняет ("он почти всегда оказывается гибельным для добродетели") . Но всё же, как мне кажется, Вольтер был больше атеистом, нежели верующим.

Вольтер явно симпатизирует  атеистам и убеждён, что общество, состоящее из атеистов возможно, так  как общество формирует законы. Атеисты, будучи притом и философами, могут вести очень мудрую и счастливую жизнь под сенью законов, во всяком случае, они жили бы в обществе с большей лёгкостью, чем религиозные фанатики. Вольтер всё время сравнивает атеизм и суеверие, и предлагает читателю избрать меньшее зло, в то время как сам он сделал свой выбор в пользу атеизма.

Конечно, несмотря на это, нельзя назвать Вольтера поборником атеистических  идей, но его отношение к Богу и религии таково, что Вольтера можно отнести к тем мыслителям, которые так до конца и не определились в своём отношении к вере. Тем  не менее, можно сказать, что Вольтер  строго разграничивает веру в Бога и религию. Он считает, что атеизм лучше слепой веры, способной породить не просто суеверие, а предрассудки, доведённые до абсурда, а именно фанатизм и религиозную нетерпимость. "Атеизм и фанатизм - два чудища, способные  разодрать на части и пожрать  общество, однако атеизм в своём  заблуждении сохраняет свой разум, вырывающий зубы из его пасти, фанатизм же поражён безумием, эти зубы оттачивающим. " Атеизм может, самое большее, позволить  существовать общественным добродетелям в спокойной частной жизни, однако, среди бурь жизни общественной он должен приводить к всевозможным злодействам. "Атеисты, держащие в  своих руках власть, были бы столь  же зловещи для человечества, как  и суеверные люди. Разум протягивает  нам спасительную руку в выборе между  двумя этими чудищами. " Вывод  очевиден, так как известно, что  Вольтер превыше всего ценил  разум и именно его считал основой  всего.

Таким образом, атеизм Вольтера - это не привычный наш атеизм, категорически отрицающий существование  Бога и всего того, что недоступно человеческому разуму, а скорее просто выбор из двух зол меньшего, причём выбор этот Вольтер сопровождает довольно-таки убедительными доказательствами того, что именно это зло является меньшим.

 

  1. Творчество

В своей эстетике и драматургии  Вольтер продолжал традиции классицизма 17 в., насыщая свои трагедии актуальной политической и философской мыслью. Показательна трагедия "Фанатизм, или Магомет пророк", где характеры и сюжет подчинены идее разоблачения преступной роли церкви и религиозного фанатизма. Проникнутые тираноборческим, республиканским пафосом трагедии "Брут", "Смерть Цезаря и др. предвосхищают театр Великой французской революции. Другая тенденция драматургии Вольтера — защита естественных прав человеческой – связана с интересом к У. Шекспиру; здесь В. привлекает начало "природы" и "свободы"; но целиком принять Шекспира В. не мог, считая его "гением без правил", "дикарём", нарушающим художественный вкус и меру.

В поэме В. "Генриада" (1728), посвящённой французскому королю Генриху IV, осуждение феодальной анархии и утверждение идеала просвещённого абсолютизма облечено в форму эпической поэмы; образы античных богов заменены здесь искусственными аллегорическими фигурами — Фанатизма, Раздора, Любви. В героикомической поэме "Орлеанская девственница" (1735), посвящённой Жанне д’Арк, В. развенчивает религиозную легенду о святой спасительнице Франции и зло смеется над религией и духовенством. Лирика Вольтера — в русле так называемой "лёгкой поэзии"; отличающаяся изысканным изяществом, она проникнута эпикурейскими, а подчас и антиклерикальными мотивами. На отвлеченно философские темы написаны: "Рассуждение в стихах о человеке" (1738), "Поэма об естественном законе" (1756) и "Поэма о гибели Лисабона" (1756), в которой оспаривается учение Лейбница о предустановленной гармонии.

Наибольшее значение в  художественном наследии В. имеют его  философские повести: "Задиг, или Судьба" (1748), "Мемнон, или Человеческая мудрость" (1747), "Микромегас" (1752), "Кандид, или Оптимизм" (1759), "Простодушный" (1767), "Вавилонская принцесса" (1768). Содержание этих повестей — не частная жизнь героев, а философская идея, касающаяся мира в целом, проблемы "мирового зла". Главное место в них занимает критика общественных порядков, сатирическое осмеяние церкви, суда, королевской власти. Развенчивая философию оптимизма (особенно в "Кандиде"), в котором он теперь видит оправдание существующего социального зла, Вольтер не теряет веру в возможность изменения мира, и его формула "надо возделывать наш сад" является философским выводом — призывом к активности всех и каждого. Критикуя пороки цивилизации с точки зрения естественного человека (особенно в повести " Простодушный"), Вольтер не звал к утраченной простоте, как Ж. Ж. Руссо, а продолжал возлагать надежды на прогресс общества. Используя приключенческо-авантюрный сюжет, восточную экзотику, фантастику, Вольтер создал особое искусство мысли, где за столкновением персонажей стоит столкновение идей и развитие сюжета подчиняется логике философских положений. Влияние Вольтера на развитие просветительской мысли было очень значительным.

 

  1. Основные  положения философии Вольтера

Вольтер, размышляя над  тем, что есть материя, какова её роль в мировоззрении и т.п. в итоге  начинает придерживаться взглядов, которые  в чём-то совпадали со взглядами материалистов (в частности, Вольтер был полностью согласен с тем, что материя вечна), а в чём-то отличались от них: Вольтер не согласен с тем, что материя первична и считает, что только пустое пространство существует необходимо, а материя благодаря воле Бога, так как пространство - необходимое средство существования Бога. "Мир конечен, если существует пустое пространство, значит, материя существует не необходимо и получила своё существование от произвольной причины". Вольтер не согласен с тем, что есть некая первичная материя, способная образовывать любые формы и составляющая всю Вселенную, такие мог представить себе "обобщённой идеи протяжённой субстанции, непроницаемой и не имеющей очертаний, не привязывая свою мысль к песку, золоту и т.д. И если бы такая материя существовала, то не было бы причин, чтобы из зёрен вырастали, например, киты. " Тем не менее, как уже было сказано выше, Вольтер, как и материалисты, считал, что материя вечна, но давал этому своё объяснение. По его словам вечность материи следует из того, что "нет никакой причины, по которой она не существовала бы ранее", Бог творил мир не из ничего, а из материи, а "мир, в каком бы облике он не являлся, столь же вечен, как и Солнце". "Я воспринимаю вселенную вечной, ибо она не могла образоваться из небытия..., из ничего ничто не происходит. " Последняя фраза - самая универсальная из аксиом Вольтера. Материя неразрывно связана с движением, но Вольтер считает материю инертной массой, она может лишь сохранять и не передавать движение, а не быть его источником, следовательно движение не вечно. Если бы материя "имела сама по себе хоть малейшее движение, это движение было бы ей внутренне присуще, а в этом случае наличие в ней покоя оказалось бы противоречием. «Это - один из аргументов, которые высказывал Вольтер против атеизма, так как из этого следует, что раз материя не может двигаться сама по себе, значит, она получает движение извне, но не от материи, а от иматериального существа, коим является Бог». Но Вольтер не приводит аргументов против довода о том, что движение абсолютно, а покой же относителен. Несмотря на все предыдущие доводы, Вольтеру, в конце концов, пришлось признать, что движение вечно, так как ни один закон природы не действует без движения, а все существа без исключения подчиняются "вечным законам". Таким образом, нельзя назвать Вольтера материалистом, но и говорить о том, что материалистические идеи ему чужды, - грешить против истины.

Информация о работе Вольтер