Видные мыслители античности и особенности их учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении VI - IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, к чему все возвращается?

Содержание

Введение
1. Периодизация античной философии
2. Особенности возникновения и развития
3. Видные мыслители античности и особенности их учений
4. Древнеримская философия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия 2 курс.docx

— 48.57 Кб (Скачать файл)

Для большинства европейских философов, древних и современных, Сократ является центральной фигурой античной философии, совершившей радикальный поворот  в истории философской мысли. Он впервые в центр философии  ставит проблему человека как морального существа, прежде всего природу нравственности, добра, зла, справедливости, любви, т. е. того, что составляет суть души человека. Отсюда обоснованное им стремление к  самопознанию, к познанию себя именно как человека вообще, т. е. моральной, общественно-значимой личности. Познание - главная цель и способность человека, так как в конце процесса познания мы приходи к объективным общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага, человеческого счастья.

Сократ разработал специфическую  концепцию диалектики как искусства  исследования понятий с целью  постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала  наводящими и уточняющими вопросами  собеседник приводился к противоречию с высказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в  голове отдельного человека в готовом  Виде, а рождалась в процессе диалога  между собеседниками,

4. Древнеримская  философия

Философия в древнем Риме начала развиваться в сер. I в. до н. э. Она в содержательном плане не выработала принципиально новых направлений и либо развивала идеи греческой философии, либо пыталась соединить разные философские системы в одно целое. Древнеримская философия, особенно в произведениях Цицерона, Марка Аврелия, Лукреция, Сенеки, в значительной степени была ориентирована на человеческую личность. Требования к личности отличались разнообразием, широтой и глубиной. Все названные выше философы так или иначе сочетали свои философские взгляды с идеями эпикурейцев. Цицерон (106-43 гг. до н. э.), ставивший своей главной целью философское просвещение римлян, уделял основное внимание вопросам этики и политической теории, разрабатывал учение о нравственных и гражданских обязанностях. Марк Аврелий (121-180 гг. н. э.) считал, что счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, разумом всеобщей природы. Тит Лукреций (I в до н. э.), автор философской поэмы «О природе вещей», дал полное и систематическое изложение античной атомистики, высказал догадку о сохранении материи: «Ничто не может из ничего. Ничто не обращается в ничего». Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 гг. н. э.) рассматривал философию как учение о достижении нравственного идеала и счастья в жизни [4].

Заключение

На протяжении VI - IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, к чему все возвращается? Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие (пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, которое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) считали такой основой чувственно невоспринимаемые частицы (атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигурой.

Разумеется, все эти философские  взгляды были во многом наивны и  различались между собой, но им были присущи следующие общие черты:

1) не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отводили  богам второстепенное место и  пытались объяснить мир из  него самого. Иными словами, они  положили начало развитию материалистических  взглядов и представлений, правда, материализм у них носил во  многом наивный характер, многие  положения не были подкреплены  данными науки. Наиболее яркими  представителями материализма в  то время были такие философы, как Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др. Особенно большое значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему атомистического материализма. Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Конечно, представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия;

2) большое внимание греческие  философы уделяли развитию диалектики (учению о развитии). Они осознавали  взаимную связь вещей, их взаимную  обусловленность, изменчивость и  постоянное движение и развитие. Наиболее полное отражение эти  взгляды нашли в учении Гераклита.  Согласно его взглядам, мир не  создан богами, он всегда существовал и будет существовать, переходя из одного состояния в другое. Правда, диалектика древних мыслителей носила стихийный характер, многие ее выводы невозможно было доказать в то время, так как не было накоплено достаточно знаний. Тем не менее эти взгляды были прогрессивны и способствовали дальнейшему развитию диалектики и естествознания.

Наряду с материалистическими  взглядами в то время получили определенное развитие и идеалистические  учения. В начале V в. до н.э. против материалистических взглядов и представлений выступали пифагорейцы, которые основой и сущностью всего существующего считали числа. В учении пифагорейцев о числе содержалась рациональная мысль о количественной стороне природных явлений. Однако в дальнейшем числа в их построениях превратились в нечто таинственное, образующее основу всех вещей. Наиболее крупными идеалистами Древней Греции были Сократ и его ученик Платон, создавшие целую систему объективного идеализма.

На протяжении всего развития философии  шли споры между представителями  материализма и идеализма, и начало этой борьбе мнений было положено в  трудах Демокрита и Платона.

Наличие разных взглядов и разного  понимания сущности бытия привело  к тому, что античные мыслители  развивали логику, чтобы умело  доказывать свои взгляды, совершенствовать критические рассуждения. Развитие и совершенствование логики, особенно в трудах Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.), стало одним из важнейших достижений античной философии.

В многообразных философских учениях  и школах древнего мира предвосхищены  основные тенденции будущего развития философской мысли. Наиболее ценным приобретением древней философии  явились наивный материализм  и стихийная диалектика, положившие начало научному пониманию действительности [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Основы философии: учебное пособие/под ред. акад. Файзуллина Ф.С.; Уфимск. гос.авиац.техн.ун-т. - Уфа, 2006. - 312с

2. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для технических вузов/А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2005.

3. Философия: учебник для высших учебных заведений/ред. Л.Г. Кононович, Г.И. Медведева. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 576 с.

4. Хаврак, А.П. Философия: учебное пособие/А.П. Хаврак. - М.: Дашков и К, 2007. - 376 с.

5.Философия В.П. Кохановский


Информация о работе Видные мыслители античности и особенности их учений