Взгляды сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:05, реферат

Краткое описание

наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным
лабиринтам мысли. Он почиет на лаврах истинах, которые на поверку
оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской
премудрости. Так почитающий себя мудрецом оказывается всего лишь премудрым
пескарем.
" Я знаю только то, что ничего не знаю". Это излюбленное выражение,
кредо сократовской собственной позиции. " Я ничего не знаю" - это значит,
что как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на
достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины. Не
будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды,
но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из
софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей
профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот
сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и, наконец, преступник,
заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против
Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака", в
которой Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399
года до н.э. жители Афин читали выставленный для всеобщего обсуждения
текст: " Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын
Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ
обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и
вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи.
Требуемое наказание — смерть". Мошенники мысли не простили Сократу его
иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой
художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам
сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет
навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль:
раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из
эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а
самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое
клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает
мудрости и благородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей,
критической, беспокоящей мысли. И вот меня, человека медлительного и
старого (Сократу было тогда 70 лет), догнала та, что настигает, не так
стремительно, - смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, -
та, что бежит быстрее, - испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный
вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и
несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после
его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 40.62 Кб (Скачать файл)

диалектическом  методе  мышления.  Он  же    убедил,  что   истина   -   это

нравственность. А  истинная нравственность —  это   знание того, что  хорошо.

И  элитарность  знания  ведет  к   добродетели.   Он   дал     классификацию

государственных  форм:  монархия,  тирания,   аристократия,     плутократия,

демократия.   А   по   Сократу,   аристократия   -   это   наилучшая   форма

государственного  устройства.

 

                                  4. ЭПИЛОГ

      Сократ  был цельным человеком,  для   которого  собственная  жизнь   была

философской проблемой,  а  важнейшим  из  проблем  философии  был  вопрос  о

смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности,  от    всех

прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в  каком  бы  то  ни  было

расчленении самой философии.  Его мировоззрение было  столь же  цельным,

земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением  духовной  жизни  и

античного мира.

      Но  то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она   хорошо

  потрудилась  над тем, чтобы  каталогизировать  одни  его  высказывания  как

этические,  другие  -  как  диалектические,  одни  -  как   идеалистические,

другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные,  другие  —

  как  еретические.  Его  признавали  "своим"  самые  разные  идеологические

течения, ему в  вину ставились философские односторонности  и  однобокости,  в

 которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы  идеологически

  расчленяем философа  нового  времени  на  различные   школы  и  направления,

Сократу, а тем  более к его предшественникам, неприменимы.

      История  хорошо поработала также над  тем, чтобы все  мертворожденное   в

 наследии  Сократа   довести  до  своих  крайних   пределов  окаменелости,  до

канонизированных  идолов  массового  сознания,  оттенив  тем  самым  живые  и

животворные родники  сократовской мысли - его иронию и диалектику.

                             Список литературы:

 

    1. "История  философии"

    Под редакцией  Г.Ф. Александрова,  Б.Э.  Быховского,  М.Б.  Митина,  П.Ф.

Юдина.

    Том I - Философия античного и феодального  общества.

    2. "У  колыбели науки"

    Волков  Г. Москва 1971 г. 164 - 195 стр.


Информация о работе Взгляды сократа