Взаимодействие философии и научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение философии и научного знания.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия философии и науки.
Определить взаимодействие философии и научного знания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Основные понятия философии и науки…………………………………4
1.1 Понятие науки……………………………………………………………4
1.2 Развитие науки…………………………………………………………...6
1.3 Понятие философии……………………………………………………..8
1.4 История философии……………………………………………………..9
1.5 Развитие представлений об отношении философии и науки………..11
1.6 Философия и наука в единстве и отличии……………………………13
1.7 Познание как форма активной интеллектуальной деятельности человека. Роль философии в формировании научного знания………………….15
Раздел 2. Взаимодействие философии и научного знания………………………21
2.1 Роль философии в построении научных теорий……………………..21
2.2 Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания……………………………………………………..22
2.3 Философские основания науки………………………………………..23
2.4 Соотношение философии и научных знаний………………………...24
2.5 Взаимодействие научных знаний и философии……………………...26
2.6 Промежуточные формы взаимодействия науки и философии……...28
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список………………

Вложенные файлы: 1 файл

философия и научное знание.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Иными словами, плюрализм взглядов в философии – норма и более  того, абсолютно необходимое условие. Дорога философии устлана прецедентами; образно говоря, философия – «штучный товар», чего никак не скажешь о науке. Великий немецкий философ И. Кант, отмечая эти особенности философии, утверждал, что можно учит философствовать, но не философии, ибо она не имеет фундамента в виде эмпирической базы и подобна воздушному замку, живущему лишь до следующего философа. По мнению другого классика немецкой философии А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

 

1.4 История философии

 

Первые философские  учения возникли 2500 лет назад в  Индии (буддизм), Китае (конфуцианство, даосизм) и Древней Греции. Ранние древнегреческие философские учения носили стихийно-материалистический и  наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики являлась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лукреций.6

Сначала у элеатов  и пифагорейцев, затем у Сократа  складывается идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма был Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная Философия достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи. Ведущим направлением средневековой арабской Философии был восточный парапатетизм, а крупнейшими философами этого учения были Ибн Сина и Ибн Рушд.

Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения – Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла и др.7

Идеи мыслителей эпохи  возрождения были развиты Философией нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены устаревшего  метода мышления новым методом познания, обращённым к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики, но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.

Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечить господство человека над природой. Гоббс же был создателем всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и Гоббс разрабатывали метод эмпирического исследования природы, то Декарт стремился разработать универсальный метод познания для всех наук. Объективно-идеалистическое учение выдвинул Лейбниц, высказавший ряд диалектических идей.

Важнейший этап развития западноевропейской Философии –  немецкая классическая Философия (Кант, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистическую диалектику. Вершина немецкого классического идеализма – диалектика Гегеля, ядро которой составляло учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был развит Гегелем на объективно-идеалистической основе.

В 18 и 19 веках интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию материализма, основоположником которого был Ломоносов, и, начиная с Радищева, прочно вошла в мировоззрение передовых общественных деятелей России. Выдающиеся русские материалисты – Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов – стали знаменосцами борьбы русской революционной демократии. Русская материалистическая Философия середины 19 века выступила с резкой критикой идеалистической Философии, в частности немецкого идеализма. Русский материализм 19 века разрабатывал идею диалектического развития, однако в понимании общественной жизни он не смог преодолеть идеализма. Философия революционных демократов явилась важным шагом во всемирном развитии материализма и диалектики.

 

1.5 Развитие представлений об отношении философии и науки

 

Философия на протяжении всего своего развития была связана  с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии  и науки с течением времени  менялось.

На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.

На этом втором этапе  конкретно-научное знание носило преимущественно  эмпирический, опытный характер, а  теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.8

Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х  в., наука частично перенимает у философии  и теоретическое обобщение своих  результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Необходимо еще раз  подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.

Научное философское  мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная  с наивного материализма древних  через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.

Философия и наука  тесно взаимосвязаны. С развитием  науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху  открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.9

Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую  задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.

В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.

 

1.6 Философия и наука в единстве и отличии

 

Возникновение первых научных  учений относят к 6 в до н.э. Философское  знание всегда было переплетено с  естественнонаучным. Философия постоянно  обрабатывала информацию из различных  областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

Философия - это рационально-теоретическое  мировоззрение.

Познание - деятельность по получению, хранению, переработке  и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.

Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:

1. объективность (изучение  природных объектов, явлений, взятых  самих по себе, независимо от  интересов индивида, его субъективности).

2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается.

3. нацеленность на  воспроизведение закономерностей  объекта

4. системность знаний - упорядоченность по определенным  критериям

5. проверяемость - воспроизводимость  знаний через практику 

Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.

То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

Итак, наука и философия  – не одно и тоже, хотя у них  и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке  рационального знания;

2. Ориентированы на  установление законов и закономерностей  исследуемых объектов и явлений;

3.Выстраивают категориальный  аппарат (свой язык) и стремятся  к построению целостных систем.

Разное, что:

1. Философия всегда  представлена адресно, т.е. тем  или иным философом, когда его  идеи, труды могут быть самодостаточными  и не зависеть от того, разделяют  или не разделяют их другие  философы. Наука же в конечном  счёте – плод коллективного  труда;

2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;

3. Философские знания  не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);

4. Философия не может  дать точного прогноза, т.е. не  может экстраполировать достоверные  знания в будущее, ибо таковыми  не обладает. Отдельный философ  на основе определённой системы  взглядов может лишь предсказывать,  но не прогнозировать или моделировать, как доступно учёному.

 

1.7 Познание как форма активной интеллектуальной деятельности человека. Роль философии в формировании научного знания

 

Дальнейшее различение знания для производственной деятельности трудовых ресурсов и предпринимательских способностей человека приводит к необходимости выявления теста интеллектуальной деятельности человека в совокупности   факторов,   обеспечивающих   реализацию   экономических отношений и процессов. 

Философский аспект данной проблемы исследуется через рассмотрение познания как формы активной интеллектуальной деятельности человека.

Одна из задач философии применительно  к проблеме познания состоит в  раскрытии содержания принципа самого познания, выявлении его форм, структуры и типологий. Долгое время в отечественной философской литературе многообразие форм познания и видов знания сводилось в основном к выделению чувственного и рационального (логического) познания. Объективно такой подход был оправдан, ибо без ощущений, без чувственности невозможно никакое знание действительности, равно как и без соответствующей мыслительной, логической обработки невозможно получение результатов.

Развитие теории познания подтвердило  значимость других способов получения знания. Так, в случае рассмотрения научного знания с точки зрения его системности, иерархичности на первый план выходит проблематика взаимоотношений теоретического и эмпирического.

Существуют и другие подходы. Что  же такое чувственное и рациональное? В понимании и объяснении чувственной природы знания многое сделали сторонники сенсуализма (от латинского sensus - чувство, ощущение). Ведущую роль в познании они отводили чувственности - ощущению и восприятию. Действительно, сознание человека с внешним миром связано посредством ощущений. В соответствии с этим ощущения являются источником знаний.

Ощущение - исходный, простейший элемент  процесса познания, результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Механизмы ощущений более углубленно стали изучаться с появлением психофизики, именно с ее помощью была установлена минимальная интенсивность действия раздражителей, необходимая для получения ощущения - нижний абсолютный порог. Верхний порог чувствительности устанавливает такую величину интенсивности раздражения, при которой возникают болевые ощущения. Экспериментально установлено, что чувствительность органов чувств растет в арифметической прогрессии, а при росте интенсивности действия раздражителей - в геометрической.

В отличие от ощущения и восприятия мышление осуществляет сложно опосредованное отражение действительности и позволяет человеку узнать о таких ее признаках и свойствах, которые могут быть восприняты непосредственно его органом чувств.

Мыслительная деятельность предполагает акт соотнесения между собой  данных субъективной практики и результатов, представляющих продукт самого явления в виде имеющихся знаний понятий. Мышление имеет социальную природу, то есть индивидуум становится субъектом мышления, лишь овладевая опытом, языком, приемами мыслительной деятельности.10

Сложная природа мыслительного процесса сделала мышление объектом изучения многих дисциплин - от психологии и физиологии высшей нервной деятельности до логики и теории познания.

В последние десятилетия мышление стало предметом особого интереса со стороны информатики и кибернетики. Появилось немало исследований, обсуждающих проблему возможности создания искусственного интеллекта. Несомненные достижения в области моделирования и разработки новых типов компьютеров подкрепляли оптимизм сторонников расширения границ интеллектуальной сферы. Однако имеющиеся результаты в создании компьютерных систем новейших поколений не всегда оправдывают надежды.

Конструкторам искусственного интеллекта не удается преодолеть барьер, отделяющий природные, естественные мыслительные структуры от искусственных. Пока даже с помощью мощнейшего логического  аппарата при наличии; казалось бы, совершеннейших технических средств не удается проникнуть в сокровенные механизмы деятельности мозга, его структуру, чтобы до конца уяснить уникальную специфику человеческого мышления. Без решения этой задачи создание искусственного интеллекта невозможно.11

Информация о работе Взаимодействие философии и научного знания