Ватикан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:21, реферат

Краткое описание

Государство-город Ватикан, независимое государство, созданное по Латеранским соглашениям (конкордату) между Римско-католической церквью и итальянским государством от 11 февраля 1929. Расположен в западной части Рима на правом берегу р.Тибр. Местопребывание высших органов управления Римско-католической церквью. Здесь находятся собор св. Петра и Ватиканские дворцы с музеями и библиотекой, административные здания, церкви, жилые дома, дворы и сады. Ватикан – самое маленькое государство мира. Его площадь 0,44 кв. км. Население (ок. 1000 человек) многонационально, преобладают итальянцы и швейцарцы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии Ватикан.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

ВАТИКАН

 

     Государство-город  Ватикан, независимое государство, созданное по Латеранским соглашениям (конкордату) между Римско-католической  церквью и итальянским государством  от 11 февраля 1929. Расположен в западной  части Рима на правом берегу  р.Тибр. Местопребывание высших органов управления Римско-католической церквью. Здесь находятся собор св. Петра и Ватиканские дворцы с музеями и библиотекой, административные здания, церкви, жилые дома, дворы и сады. Ватикан – самое маленькое государство мира. Его площадь 0,44 кв. км. Население (ок. 1000 человек) многонационально, преобладают итальянцы и швейцарцы.

     Ватикан имеет самые  тесные связи с Италией, через  которую проходит материальное  обеспечение государства-города  и поток посетителей. Двухколейная  железнодорожная ветка протяженностью 275 м связывает Ватикан с сетью итальянских железных дорог. В 1932 был открыт отделанный мрамором вокзал. Ватикан имеет собственную конституцию, герб, флаг и другие символы государственной власти. Он чеканит собственную монету, имеет свою почтовую связь и свою радиостанцию. В Ватикане издается ежедневная газета «Оссерваторе романо», а также множество книг, преимущественно религиозного содержания.

 

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВНИЯ

 

     Светские владения  папы в Италии возникли в 8 веке, когда франкский король Пипин подарил папе Стефану II Рим и ряд провинций Центральной части страны. В 1870 войска Итальянского королевства заняли Рим и лишили папу светской власти. Конфликт между правительством Италии и католическим Святым престолом продолжался до 1929, когда между сторонами был подписан конкордат (Латеранские соглашения). Согласно им, Ватикан признавался суверенным государством, Италия выплачивала Ватикану ежегодную денежную компенсацию, а католицизм признавался государственной религией Италии. Новый конкордат 1984 подтвердил суверенность Ватикана, но официально предоставил итальянцам свободу вероисповедания.

     В области внутренней  жизни власти Ватикана проводят  жесткую политику. Характерно, что  лишь в октябре 1993, после десятилетнего спора папа признал профсоюз светских служащих и работников. С октября 1995 все 2500 работников Ватикана должны были подчиняться новым служебным инструкциям, которые включали «верность папе», отказ от разводов и абортов.

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

 

      Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит папе. С 1978 по 2005 папа (официально 264-й) – Иоанн Павел II (в миру Кароль Войтыла). Родился в 1920 в Вадовице (Польша), изучал польскую филологию и театроведение, работал актером. С 1942 изучал теологию на подпольных семинарах в оккупированной германскими войсками Польше, затем – в Риме. В 1946 стал священником в Польше, после 1953 преподавал в Католическом университете в Люблине, в 1964 стал архиепископом Кракова, в 1967 – кардиналом. После смерти папы Иоанна Павла I был избран папой, став таким образом первым неитальянцем с 1523, занявшим этот пост.

      Официальный курс  католической церкви при папе  Иоанне Павле II был направлен  на сохранение основных церковных  традиций при одновременной острожной модернизации позиции по ряду вопросов.

     Мировосприятие нынешнего  папы нашло наиболее полное  отражение в юбилейной энциклике  Фидес и рацио (Вера и разум), которую он выпустил в 1998 к  двадцатилетию своего пребывания  на Святом престоле. Иоанн Павел II провозгласил, что разум и вера должны идти рука об руку «в поисках истины», без которой «нет свободы». С другой стороны, папа настаивал на сохранении за Святым престолом высшего авторитета в вопросах веры и подвергал критике все реформаторские течения, в том числе и внутри католической церкви (в том числе «теологию освобождения»).

     Символическое значение  имели такие заявления, как реабилитация  итальянского ученого 17 в. Галилео  Галилея и покаяние в связи  со Святым годом. Галилея инквизиция преследовала за утверждения о том, что Земля вращается вокруг Солнца. В ноябре 1992 папа признал, что церковь ошибалась в «трагическом взаимном непонимании». В январе 2000 Иоанн Павел II в связи с началом Святого года выступил с заявлением Меа кульпа (Моя вина), в котором попросил у бога и людей прощения за ошибки и упущения, допущенные церковью в прошлом. В основу этой декларации лег документ Забыть и примириться, разработанный под руководством председателя конгрегации по вопросам веры кардинала Йозефа Ратцингера. В нем с сожалением говорилось о нетерпимости и насилии в отношении инакомыслящих, религиозных войнах и крестовых походах, «враждебности и недоверии многих христиан в отношении евреев». Заявление Меа кульпа было воспринято общественностью как историческое; пресса характеризовала его как самое значительное событие понтификата Иоанна Павла II. Выступая в 2000 в Иерусалиме, папа заверил еврейский народ, что католическая церковь «глубочайше сожалеет в связи с ненавистью, преследованиями и антисемитскими актами, когда-либо и где-либо совершенными христианами в отношении евреев».

     Ватикан продолжал  развивать социальную доктрину  Римско-католической церкви. Он считает  одной из основных задач борьбу  с бедностью. В 1991 на праздновании столетия со дня издания энциклики Рерум новарум, посвященной социальной политике, папа призвал оказать помощь и поддержку развивающимся странам. Новая энциклика по этому вопросу Центесимус аннус подтвердила социальную ориентацию католицизма. В проповедях, речах и выступлениях в различных странах и по разным поводам папа осуждал социальную несправедливость, безработицу и экономическую систему, порождающую нищету. Выступая перед Генеральной ассамблеей ООН в 1995, он напомнил государствам о гуманности и призвал их к помощи бедным в мире, к борьбе против национализма, войны и насилия.

     В то же самое  время Иоанн Павел II противится  любому пересмотру традиционного  негативного отношения Римско-католической  церкви к предоставлению женщинам  права быть священниками, права на аборт, к отмене запрета для католических священнослужителей на вступление в брак, к контролю над рождаемостью и т.д. Таких изменений настойчиво требуют сторонники реформ, в том числе в самой церкви, а также женские организации и т.д.

     Папская энциклика Веритатис сплендор (Сияние истины, 1993) обязывала епископов в вопросах веры и морали излагать содержание учения церкви. Отступления осуждались им как «этический релятивизм».

     На Восьмом регулярном  синоде епископов в 1990 было впервые открыто поставлено под вопрос сохранение целибата – безбрачия католических священников. Однако в 1992 папа подтвердил в апостольском послании, что отхода от этой нормы не будет. Еще раз об этом он заявил в послании ко всем священникам в апреле 1995.

     Новый катехизис католической церкви, изданный в 1992 взамен старого (1566) следовал линии II Ватиканского собора (1962–1965). Он сохранял целибат и провозглашал «защиту человеческой жизни с момента зачатия», то есть по-прежнему отрицал право на аборт. Ватикан осуждает также предохранение от беременности. Последние обстоятельства вызывают в адрес католической церкви оживленную критику со стороны многих женских организаций и развивающихся стран. Но Ватикан не изменил свое отношение к данным вопросам, что было подтверждено, в частности в папском Послании к семьям (1994). В апостольском послании Ординатио сакердоталис (1994) Иоанн Павел II окончательно исключил возможность рукоположения женщин в священники. В Послании к женщинам (1995) папа подверг критике дискриминацию женщин, но подтвердил их недопущение к сану священников.

     В энциклике Эвангелиум  витэ (Евангелие жизни, 1995) папа причислил  аборт к прямому и добровольному  убийству невинных людей. Он призвал  к развитию новой «культуры  жизни» и к противостоянию всем законам, направленным против жизни. Проблему перенаселения, особенно в странах «Третьего мира», следует, по мнению папы, решать с помощью серьезной семейной и социальной политики, создания нормальных экономических, социальных, санитарно-медицинских, культурных условий и более справедливого распределения ресурсов, а не путем внедрения программ контроля над рождаемостью, противозачаточных средств, стерилизации и абортов. В 1999 папа запретил католическим инстанциям Германии выдавать справки, которые могли санкционировать аборты.

       До 1996 действовали  нормы, в соответствии с которыми  папу избирало на пожизненный  срок специальное собрание кардиналов  – конклав. С 1971 в выборах папы  могли участвовать лишь кардиналы  моложе 80 лет (к концу 1990-х годов – 123 человека). Новая апостольская конституция 1996 Универси домини грегис (Ко всей пастве божьей) изменяла процедуру выборов папы. Отменялся принцип избрания специальными делегированными кардиналами – «избирателями». Для избрания папы в коллегии кардиналов (консистории) требуется теперь две трети голосов; если в течении 30 туров выбрать папу не удастся, может быть введена другая процедура голосования.

      В случае отсутствия  или смерти папы текущими делами  церкви и Ватикана временно  руководит камерленг Святой Римской церкви.

     Высшие консультативные  органы – Вселенский собор, коллегия  кардиналов и епископский синод.

     Практическое руководство  религиозной, политической и хозяйственной  деятельностью Ватикана сосредоточено  в Римской курии. Согласно Апостолическим  конституциям Регимини экклесиэ  и универсэ (1968) и Пастор Бонус (1989), администрация католической  церкви и Ватикана состоит из нескольких ведомств. Исполнением решений папы и координацией деятельности римской курии занимается Государственный секретариат. Его главе – государственному секретарю – предоставлены все полномочия в области светского суверенитета; фактически он исполняет обязанности премьер-министра. С 1991 государственный секретарь – кардинал Анджело Содано. Родившийся в 1927 в Северной Италии, он стал священником в 1950, в 1978 рукоположен в епископы. В 1980-х годах – папский посол (нунций) в Чили, с 1988 был секретарем по отношениям с государствами (министром иностранных дел) Ватикана.

     В составе Государственного  секретариата действуют, в частности, секции по общим вопросам (внутренним  делам) и по связям с государствами (иностранным делам).

     Другие органы католической церкви и Ватикана: девять конгрегаций, или дикастерий (министерств), в том числе по вопросам вероучения; 11 папских комиссий; бюро; Апостольская библиотека и прочие учреждения. Юридические инстанции – Высший церковный суд, Высший трибунал Апостольского суда и местный трибунал. Порядок поддерживает папская гвардия, состоящая из швейцарских гвардейцев.

 

 

 

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

 

     Международное влияние  Ватикана опирается на огромное  число верующих католиков (около 800 млн.), мощи монашеских орденов и светских католических организаций. Со времени своего вступления на престол папа Иоанн Павел II совершил более 100 зарубежных поездок – паломничеств, посетив множество стран на всех континентах. В ходе этих визитов он не только встречался с верующими, занимался церковными делами, канонизировал святых и т.д., но беседовал с ведущими политиками стран мира, обсуждал с ними животрепещущие вопросы международной жизни.

     К концу 20 в. Ватикан  поддерживал дипломатические отношения  со 168 странами мира, в которых он представлен папскими послами (нунциями). В начале 1990-х Ватикан установил дипломатические отношения со странами Восточной и Центральной Европы, которые ранее находились под управлением коммунистических партий, а также с рядом государств бывшего Советского Союза.

     Ватикан активно выступает  за сохранение мира и урегулирование  международных конфликтов. В 1991 он  предостерегал от войны в Персидском  заливе. Католическая церковь играла  видную роль в прекращении  гражданских войн в Центральной Америке. Во время поездок в этот регион папа призывал к прекращению гражданской войны в Гватемале, примирению в Никарагуа, утверждению «новой культуры солидарности и любви».

     Большое внимание  уделяет Ватикан достижению урегулирования  на Ближнем Востоке. До 1994 папское государство не поддерживало дипломатических отношений с Израилем, не признавая границы Израильского государства, а Иерусалим – его столицей. Только в 1993–1994 оба государства договорились о взаимном признании и обязались вести борьбу со всеми формами антисемитизма, расизма и религиозной нетерпимости; Израиль пообещал охранять христианские святыни, соблюдать права человека, свободу совести и вероисповедания. В 1994 Ватикан установил официальные отношения с Организацией освобождения Палестины.

     В 2003 Ватикан осудил  американо-английское военное вмешательство  в Ираке, выступив за мирное  решение конфликта.

     Ватикан ориентируется  на улучшение отношений с другими  вероисповеданиями. Апостольское послание  папы ОРИЕНТАЛЕ ЛУМЕН (Свет с Востока, 1995) призвало к диалогу с восточными христианскими церквями, в том числе с православными. При этом католическая церковь признала свою долю ответственности за раскол 1054 между католиками и православными. В изданной в том же году энциклике УТ УНУМ СИНТ (Пусть они станут едиными) папа выступил за единство христиан, но по-прежнему настаивал на том, что именно католическая церковь служит воплощением церкви Христа. В июне 1995 папа и константинопольский патриарх обсудили проблемы межцерковного диалога и провели совместную службу в соборе Святого Петра в Ватикане. В 1999 представители католической церкви и Всемирного союза лютеран после тридцатилетнего диалога подписали Совместное заявление об учении об оправдании, урегулировав тем самым спор, который более 450 лет назад стал причиной церковного раскола в Западной Европе.

     С декабря 1991 Ватикан  поддерживает официальные отношения  с Российской Федерацией. Однако  их развитие сдерживается серьезными  разногласиями между Римско-католической  и Русской православной церквями. РПЦ обвиняет католическую церковь в привлечении к себе верующих в регионе, который Московская патриархия считает своей «канонической территорией». Запланированная на 1997 встреча папы с патриархом Русской православной церкви Алексием II (первая со времени раскола в 1054) не состоялась. Синод РПЦ отменил ее из-за разногласий по вопросу о привлечении верующих. В 1998 патриарх официально заявил, что встреча с папой произойдет только в том случае, если «Ватикан продемонстрирует твердую волю покончить с агрессией униатов» (церквей, выступающих за объединение под главенством Ватикана). В свою очередь, Ватикан не признает притязаний РПЦ на исключительность на территории бывшего Советского Союза.

Информация о работе Ватикан