Бытие в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:46, реферат

Краткое описание

Философия зародилась в странах Древнего Востока: Древней Индии и Древнем
Китае в середине I в. до н.э. Древнегреческая философия – это большое,
относительно самостоятельное направление историко-философского процесса,
тесно связанное с религией и культурой данного региона. В ее рамках было

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

случайного  хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же выступил  против.

Мерилом  всех  вещей  для  Сократа  является   не   субъективно-произвольный

единичный  человек,  а  человек  как  разумное,  мыслящее  существо.  Сократ

выступил  с требованием выработать такие  истины, которые  имели  бы  общее  и

объективное значение.

 

 

Сократ  учил, что философия – любовь к мудрости,  любовь  к  знанию  –  может

рассматриваться как нравственная деятельность  в  том  случае,  если  знание

само  по себе есть добро. И это положение  является  движущей  пружиной  всей

его деятельности. Сократ верил, что, если человек знает  что  именно  хорошо,

а что  плохо, то он никогда не поступит дурно. Сократ  называл  три  основных

человеческих  добродетели:

 

. умеренность  (знание как обуздывать страсть)

. храбрость  (знание как преодолевать опасности)

   .  справедливость   (знание   как   соблюдать   законы   божественные   и

     человеческие)

 

Сократ  пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную  и  твердую

опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей  общественной

жизни, в т.ч.  и  государства.  Но  Сократа  не  поняли  и  не  приняли  его

сограждане. Он был  обвинен  в  том,  что  развращает  своими  рассуждениями

молодежь, не признает богов и священных  обычаев, и потому был арестован.  По

приговору суда Сократ выпил смертельный яд цикуту. Этим он  хотел  доказать,

что истинный философ должен жить и умереть  в согласии со своим учением.

 

 

Платон  и Аристотель – систематизаторы  древнегреческой философии.

 

 

Большую работу по систематизации  всей  предшествующей  философии  проделали

Платон (427-347 гг. до н.э.) и  Аристотель  (384-322  гг.  до  н.э.).  в  их

системах философское знание  той  эпохи  приобретает  наиболее  всесторонний

характер.  Платон  и  Аристотель  подводят  итог  классическому  периоду   в

развитии древнегреческой философии.

В философской системе Платона  уже четко можно выделить все  четыре  составные

части философского знания того времени: онтологию,  космологию,  гносеологию

и этику.

Онтология. Платон, также как  и  элеаты,  характеризует  бытие  как  вечное,

неизменное,  всегда  тождественное,  неделимое,   недоступное   чувственному

восприятию и постигаемое только разумом. Но, в отличие от элеатов,  бытие  у

Платона множественно. И здесь  он  близок  Демокриту.  Вид,  идея,  сущность

часто употребляются Платоном как тождественные понятия.

Космология. С учением о бытии  в системе Платона  тесно  связана  космология.

Здесь Платон развивает учение о  творении божеством Космоса  из  первобытного

Хаоса.

Теория познания. Теория познания Платона опирается на его учение и  о  душе.

Платон считал, что человек, как  телесное  существо,  смертен.  Душа  же  его

бессмертна. Истинное знание дает только мышление.  Теория  познания  Платона

проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия же  в  связи  с  этим

трактуется как свойственная лишь избранным натурам любовь  к  мудрости  ради

нее самой.

Этика. Онтология, космология  и  теория  познания  в  учении  Платона  носят

подчиненный   вспомогательный   характер.   Они   выступают    в    качестве

методологической и мировоззренческой  базы  для  обоснования  главной  части

этого  учения  –  нравственно-этической.  Платон   считает,   что   условием

нравственных поступков является истинное знание.  Эти  истинным  знанием,  в

принципе, обладает душа. По учению  Платона  она  состоит  из  трех  частей:

разумной, пылкой (волевой) и вожделеющей (чувственной).  Платоновская  этика

ориентированна на самосовершенствование  личности, на  создание  совершенного

общества –  государства.  Укреплению  идеального  государства,  по Платону,

должна служить строгая система  воспитания и образования.

 

 

Завершает объективистско-онтологическую традицию Аристотель (384-322 гг.  до

н.э.). Ему  принадлежит заслуга впервые  провести разграничение наук,  выделив

для каждой из них специальные области исследований,  и  установить  различие

между теоретическими, практическими и  творческими науками.

 

 

Онтология. Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им  в

"Метафизике".  Аристотель  сохраняет  характерное   для  элеатов  и   Платона

понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного,  неподвижного.  Однако

Аристотель  не отождествляет бытие с идеями. Он критикует Платона за то,  что

тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив  их  от

чувственного  мира.  Аристотель  дает  понятию  бытия  иное,   чем   Платон,

толкование. Сущность – это единичное, обладающее  самостоятельностью  бытие.

Она отвечает на вопрос: "Что  есть  вещь?"  и  представляет  собой  то,  что

делает  предметы именно этим, не позволили  ему слиться с другими.

 

 

В соответствии с  учением  о  сущности,  Аристотель  проводит  классификацию

причин  бытия. Он выделяет четыре вида причин:

 

 

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их  субстрат.

 

2.  Формальные,  в  которых   форма  проявляет  себя,   образуя   сущность,

    субстанция бытия. Каждая вещь  есть то, что она есть.

 

3. Действующие  или производящие  –  рассматривающие   источник  движения  и

    превращения  возможности   в   действительность,   энергетическая   база

    формирования вещей.

 

4. Целевая  или конечная причина, отвечающая  на вопросы  "Почему?"  и  "Для

    чего?"

 

Учение  о душе. Душа является формой  по  отношению  к  материи,  однако,  по

Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа – это  проявление  активности

живительной силы. Ею обладают только растения,  животные  и  человек.  Но  в

каждом  проявлении душа носит своеобразный характер.

 

Разумной  же душой обладает только человек.  Аристотель  определяет  разумную

душу  как такую часть  души,  которая  познает  и  думает.  Разум  составляет

основное  начало этой души. Будучи вечным и неизменным, он  один  способен  к

постижению  вечного бытия и составляет сущность  первого  двигателя,  который

есть  чистое мышление и которым живет  все в мире.

 

Учение  о человеке. Главное отличие человека  от  животного,  по  Аристотелю,

основывается   на   способности   человека   к    интеллектуальной    жизни.

Интеллектуальная  же жизнь предполагает нравственную позицию. Только  человек

способен  к восприятию таких  понятий  как  добро  и  зло,  справедливость  и

несправедливость. Центральное понятие аристотелевской  этики  –  добродетель.

Добродетелью  обладает не каждый человек, а лишь тот, кто  сумел  ее  активно

обнаружить,  тот,  кто  действует.  Высшей  формой   деятельности   является

познавательная и теоретическая. Так же, как  и  у  Платона,  аристотелевское

учение  о человеке направлено на то, чтобы  поставить  на  службу  государству

личность.

 

Итоги античной философии.

 

 

Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в  период ее

формирования  и  развития   сложилась   основная   проблематика   философии,

обнаружились ее основные линии  развития. Философия возникает  как  учение  о

бытие. На начальных  этапах  бытие  отождествляется  с  природой.  Отсюда  –

объективистская, натуралистическая  тенденция  в  раннегреческой  философии.

Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности,  бытие

осмысливается, прежде всего, как бытие  человека. Бытие в античной  философии

рассматривается как упорядоченная система –  Космос, важной составной  частью

которого  является человек. Все проблемы человека рассматриваются и  решаются

в органической связи с занимаемым им местом  и  ролью  в  Космосе.  Наиболее

яркое  и  полное  воплощение  данный  подход  нашел  в  системах  Платона  и

Аристотеля.


Информация о работе Бытие в античной философии