Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека.

Содержание

1. Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего.
2. Социальный прогресс и развитие общества
3. Роль политической культуры в формировании правил политического поведения личности.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

Получается, что каждой системе  отсчета соответствует свое собственное пространство и время, т.е. во Вселенной нет абсолютного, одинакового для всех тел пространства и времени.

Теория относительности  – не только физическая концепция, но и новый способ познания мира в целом, окончательно утверждающей идею неразрывного единства пространства-времени  с движущей материей.

 

Вывод:  Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Но как философская категория «бытие» появилась только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему. Философия имеет своим предметом мир как целое, соотношение материального и идеального, место человека в обществе и в мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

В современной философской  литературе указывается два значения слова «бытие». В узком смысле слова – это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком – это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие  как объективная реальность обозначается термином «материя».

Материя есть философская категория, выражающая момент устойчивости, определенности, телесности любого фрагмента реальности.

Бытие есть философская категория, выражающая момент изменчивости, неопределенности, бестелесности любого фрагмента реальности.

Локальные модели мира описывают  отдельные аспекты бытия на базе прежде всего естественнонаучных знаний. Однако существуют и некоторые общие  универсальные свойства и закономерности, которые называются атрибутами и  проявляются на всех структурных  уровнях бытия. Среди них можно  выделить связь, движение, пространство и время, структурность и системную  организацию, структурную и пространственную бесконечность, вечность во времени  и т.д.

Суммируя философские  представления о пространстве и  времени и наполняя содержанием  эти категории на основе современного естественнонаучного знания о мире, можно выделить в свете сказанного основные свойства пространства и времени.

По существу они сводятся к тому, что пространство можно  определить как порядок существования, характеризуемый протяженностью, однородностью, многомерностью, а время как порядок  следования событий и последовательность, которым присущи длительность, необратимость  и изотропность, т.е. равноправность всех возможных направлений.

  1. Социальный прогресс и развитие общества

 

Из истории известно, что  ни одно общество не стоит на месте, оно постоянно изменяется,  прогрессирует  или деградирует. Для описания этих процессов используют несколько  понятий.

 

 Социальные изменения 

 Самым нейтральным,  без оценочным является понятие  социальные изменения - оно охватывает  широкий круг разнообразных социальных  перемен безотносительно к их  направленности. Оно фиксирует лишь  сам факт сдвига, какой-то перемены  в социальной структуре, социальных  институтах, социальных отношениях. Причинами социальных изменений   принято считать:

- технологические изменения.  Так появление машин, электричества,  новых видов энергии, компьютеров   и прочих проявлений научно-технического  прогресса приводит к появлению  одних и исчезновению других  социальных и профессиональных  групп, изменению соотношения  между ними, обострению конфликтов, изменению характера коммуникаций  между людьми, формированию новых  социальных ценностей и пр.

- появление новых идеологий,  доктрин, программ, которыми руководствуются  или пользуются многие политические  партии, общественные движения, осуществляющие  существенные социальные преобразования. Например, Великая французская революция  18 в., борьба за независимость  и утверждение США  в 18 в., Парижская коммуна 70-х гг. 19в., Октябрьская революция в России 1917 в.,  китайская революция 40-х  гг. 20 в. и др. Все они осуществлялись  под флагом борьбы за какие-то  идеологические принципы и ценности (либерально-буржуаные, марксистско-ленинские, маоистские).

- адаптация различных  социальных групп к изменяющимся  социально-экономическим, политическим  условиям в рамках существующих  социальных систем.

 

 Социальное развитие  и социальный прогресс 

 Понятия социальное  развитие и социальный прогресс  уже не просто фиксируют факты  социальных перемен, но  несут  в себе оценку этих изменений.  В этом их сила и слабость, противоречивость.

 Под социальным развитием  принято понимать усложнение, расширение  возможностей, увеличение разнообразия  в социальной системе. В целом,  под социальным прогрессом понимают - глобальный всемирно-исторический  процесс восхождения обществ  от состояния дикости к вершинам  цивилизации. Под социальным регрессом  понимают - обратный локальный процесс,  охватывающий отдельные общества  и короткие промежутки времени. Прогресс представляет преобладание позитивных изменений, регресс - наоборот.

 Таким образом, под  социальным прогрессом  обычно  понимают - “движение вперед”, “от  низшего к высшего”, переход на  более высокий уровень развития. Но что считать передовым, более  развитым, прогрессивным, по каким  критериям судить? Здесь немало  противоречий.

 Например, по сравнению  с древними временами, современные  люди  гораздо больше знают,  разнообразнее питаются, одеваются,  с большим комфортом обустраивают  свои жилища, быстрее передвигаются.  Казалось бы развитие и прогресс  на лицо! Но стали ли люди  счастливее? В большей ли безопасности  они стали жить?

 В середине 90-х годов  в Канаде в провинции Квебек  из-за сильной магнитной бури  вышла из строя система электроснабжения,  и целый регион на 9 часов оказался  без электричества. Что стало  твориться, особенно в крупных  городах? - нет воды, нет канализации,  отключились холодильники, остановились  лифты, отказали системы коммуникации, охраны и сигнализации ...  Оказывается,  чем в более  урбанизированном  обществе мы живем, тем более  становимся зависимыми от социотехнических  систем и беззащитнее перед  живой природой?

 А что показали события  11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке? Оказалось,  что богатейшая и сильнейшая  страна весьма уязвима для  терроризма. Никто и нигде не  может чувствовать себя в безопасности!? ...

 Однако вернемся к  принятым ключевым понятиям данной  темы.

 

 Виды социального прогресса 

 Различают постепенные  (реформистские) и скачкообразные (революционные) социальные изменения.

 Революции бывают: научные  (изменяют картину мира в целом), технические, политические, экономические,  социальные (изменяют те или иные  стороны жизни общества).  Социальная  революция -  комплексное изменение  всех или большинства сторон  общественной жизни. Это качественное  изменение, затрагивающее основы  существующего строя. Реформа  - частичное усовершенствование  в какой-то сфере жизни, ряд  постепенных изменений, не затрагивающих  основ существующего социального  строя. Социальная реформа - касается  преобразования тех сфер или  сторон общественной жизни, которые  непосредственно связаны с уровнем  и образом жизни людей, влияют  на здоровье, доступ к социальным  благам, участие в общественной  жизни. (введение всеобщего среднего  образования, медицинского страхования,  пособий по безработице и пр.) Приватизация, новая налоговая система  - примеры экономических реформ. Изменения конституции, переход  от монархии к республике, изменение  форм голосования и пр. - примеры  политических реформ.

 

 Значимость революций  и реформ для обществ относительна. Хотя реформы предполагают частичные  изменения, но по своим последствиям (отмена крепостного права) вполне  могут быть сравнимы с революциями.  По времени революции и реформы  бывают весьма различны. Например, неолитическая революция длилась  несколько тысячелетий. Октябрьская  революция (хотя теперь ее часто  называют политическим переворотом) - несколько дней в центре страны, и несколько лет на периферии.

 

 Глобальные революции 

 Величайшими революциями  в истории нашего человечества  считают неолитическую, и промышленную  революцию 18-19 вв. Первая длилась 3 тыс. лет (заняла лишь “минуту” длительности первобытного “дня”, который длился 2 млн. лет)  - и породила классовый строй. Вторая длилась 100 лет и заняла “час” дня феодальной истории, существовавшей 1200 лет (с 5-го по 17-й век) и сменила один классовый строй другим.

 Почему происходят  глобальные революции? - принято  считать, что из-за глобальных  продовольственных кризисов. Неолитическая  революция - переход от присваивающего  хозяйства к производящему.  Примерно 10 тыс. лет назад, в конце  каменного века,  планета оказалась  перенаселена охотниками и собирателями, и начался первый глобальный  продовольственный кризис. Чтобы  прокормиться одному человеку  охотой или собирательством на  каждого нужно было не менее  2х кв. км. площади. Считают, что  численность первобытных людей  тогда была 5-6 млн. людей и пригодной  земли им стало не хватать.

 Переход от экстенсивного  к интенсивному хозяйству длился 3 тыс. лет, но привел к тому, что для прокорма одного человека  стало хватать 100 кв. метров земли  (продуктивность выросла в 20 тыс.  раз).

 

 Типология  и эволюция  обществ.

 Типология - выделение  нескольких типов обществ, по  каким-то признакам или критериям.

 По критерию письменности: есть дописьменные (или доцивилизованные) и письменные общества.

 По критерию уровней  управления - простые (нет экономического  и социального расслоения, руководителей  и подчиненных, товарно-денежных  отношений, нет социального неравенства, ) и сложные (есть несколько  слоев, есть социальное неравенство). Общая формула сложного общества: государство, стратификация, цивилизация.

 Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, сложные - 6 тыс. лет  назад.

 По критерию способа  добывания средств существования  различают:

 а) общества охоты  и собирательства (протообщество или человеческое  стадо).

 

 б) скотоводчества и огородничества, когда стали приручать и одомашнивать животных - это выгоднее, чем ловить и убивать. Огородничество - промежуточная форма между собирательством и систематическим взращиванием окультуренных злаков. Именно с земледелием связывают появление государств, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизаций. Они стали возможны при переходе от кочевого образа жизни к оседлому.

 К. Маркс предлагал  типологию обществ, где основанием  для различия служат два основных  критерия - способ производства и  форма собственности. Он ввел  понятие общественно-экономической  формации (ОЭФ), в которую можно  объединить общества, различающиеся  языком, культурой, обычаями, политическим  строем, уровнем и образом жизни,  но объединенных этими ведущими  признаками (богатые США и нищая  Бангладеш - оказываются в одной  ОЭФ).

 Даниел Белл (США) объединил все эти типологии и разделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.  С приходом каждой стадии изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политические режимы, культура, образ жизни численность населения, социальная структура общества. 

 Таким образом, по  Беллу, общая история такова, что  земледельческую (аграрную) цивилизацию  200 лет назад сменила машинная  индустрия - появилось индустриальное  общество, 30 лет назад на смену  ему пришло постиндустриальное  общество, в котором преобладает  уже не промышленность, а информатика  и сфера обслуживание.

 

 Современное общество 

 Современное понимание  “общества” сформировалось в  европейской культуре  в 17-18 веке  и связано с понятием “гражданского  общества”.  До того, еще с античности  в понятие «общества» включали  только аристократию. Рабов и  простолюдинов не включали. Лишь  с конца 18в. после английской экономической промышленной и Великой французской политической революций, изменивших облик Европы,  в понятие общество постепенно стали включать более широкий круг людей: простолюдинов, женщин, появился ценз оседлости и т.п.

 К появлению индустриального  общества  привели два глобальных  процесса: индустриализация (создание  крупного машинного производства) и урбанизация (появление крупных  городов, городских ценностей  и образа жизни). За три века  под влиянием этих процессов  европейское общество изменилось  неузнаваемо: появились  новые  типы энергии, новые технологии, новый образ мышления и новый  образ жизни. Поэтому переход  к промышленности и сравнивают  с переходом к земледелию. Сегодня  в сельском хозяйстве  США  занято 5% населения, Германии - 10% и т.п.  В индустриальных странах могут тесно жить сотни миллионов человек.

Информация о работе Атрибуты бытия. Пространственно-временная организация сущего