Атомистическое учение Демокрита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:51, реферат

Краткое описание

Философия окончательно выделилась из единого, нерасчлененного знания, отделившись от религии, мифологии, конкретных наук. В это время сформировались основные философские понятия и категории, возникли основные философские направления.
Последним и наиболее совершенным творением, которое дала древнегреческая философия природы, был атомизм. В античности он был основным проявлением материалистического взгляда на мир. Традиционное возникновение античного атомизма связывают с именем Демокрита - древнегреческого философа, ученика Левкиппа, одного из основателей атомистики.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Вклад в другие науки.

Демокрит составил один из первых древнегреческих календарей. 

Также Демокрит пытался объяснить и природу сновидений с помощью теоремы образов. Он считал, что образы несут в себе отражения душевных явлений и мыслей, свойственных каждому, их характеров и переживаний. Такие образы легче воспринимаются спящей душой.  
Демокрит говорил, что образы, проникая сквозь поры в глубь тела и всплывая затем вверх, производят сонные видения. Будучи отражением душевных движений и мыслей, характеров и переживаний, они, попадая в живые существа, «говорят и возвещают им мысли, рассуждения, устремления тех, от которых они исходят». Но для этого должны быть объективные условия: образы должны летать по чистому воздуху. Осенний же воздух, когда с деревьев падают листья, будучи весьма неравномерным и шероховатым, часто искажает и сбивает образы с их пути, делает видимость их мутной и слабой, поэтому осенним снам не следует верить.

Цицерон, который  увидел во сне умершего к тому времени  Мария, пытался объяснить это сновидение при помощи теории Демокрита, но затем заявил: «Я не знаю никого, кто с большим апломбом говорил бы чепуху». 

Проблемы авторства. 
Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений; их названия приводит Диоген Лаэртий (согласно изданию Трасилла) в порядке тетралогий: по этике, физике (отдельно упоминается серия трактатов "о причинах"), по математике, языку и литературе, различным прикладным наукам, в том числе медицине; также ему приписывались "О священных надписях в Вавилоне" и "Халдейская книга" - в русле устойчивого "халдейского" мифа, связанного с его образованием и путешествиями. Издание Трасилла начиналось с книги "Пифагор" (этический раздел) - среди философов, которые оказали влияние на Демокрита, это имя одно из важнейших. Наиболее часто упоминаются сочинения "Большой мирострой" и "Малый мирострой", вероятно, посвященные соответственно устроению космоса и человека; первое из них приписывали также Левкиппу. Помимо текстов самого Демокрита, последующая доксография опиралась в основном на историко-философские сочинения Аристотеля и Теофраста; много сведений о Демокрите сохранили скептики, считавшие его одним из предтеч пирроновского скептицизма. 
Существует легенда о том, что Платон велел скупить и уничтожить все труды Демокрита — своего философского антагониста. Достоверность этой легенды не является слишком высокой. Кроме того, известно, что в I в. н. э. Трасилл издал сочинения Демокрита и Платона, разбив их по тетралогиям.

В античности Демокрит был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений - об этом говорят Цицерон ("ясный" Демокрит, в отличие от "темного" Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит - "пастырь слов"), а также Дионисий Галикарнасский, из всех греческих философов отметивший Демокрита, Платона и Аристотеля как наиболее красноречивых. Приметами его стиля были: краткость, ритмическая организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы, широкое использование риторических антитез: атомы и пустота, макрокосм-Вселенная и микрокосм-человек, то, что есть, и то, чего нет.

 

Заключение.

Материализм Демокрита  имел большое значение для античности. Несколько столетии после смерти философа шли споры по поводу материалистической системы великого мыслителя из Абдер. Многие крупные ученые считали себя последователями этого материалиста древнего мира; среди них были такие философы, как Эпикур (342– 270 гг. до н. э. ) и Лукреций Кар (99 –55 гг. до н. э. ). Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. Историческое место философии Демокрита определяется переходом древнегреческой натурфилософии к выработке понятия индивидуума, индивидуального Уже в учении Анаксимандра содержался намек относительно возможности выделения из “беспредельного” (апейрона) более чем одного мира. Согласно Анаксимандру, “апейрон” находился в вечном движении, причина же этого движения – в нем самом. Уже ученик Анаксимандра – Анаксимен считал основой всех вещей в мире воздух. Все вещи возникают, учил он, из сгущения и разрежения воздуха. В космогонии Анаксимандра, а также Гераклита все процессы в природе происходят по закону необходимости, который Гераклит называл “логосом”.

Уже Пифагор и вся  его школа обратили внимание на огромное значение количественных отношений  в мире и геометрических форм, ритма  и симметрии в вещах. Они же учили о мире как мире всеобщей гармонии, находящей свое выражение  в гармонии чисел, и особенно в  гармонии противоположностей предела и беспредельного.

Уже Парменид, основатель элейской школы, учил, что бытие не возникает и не гибнет; оно едино, непрерывно, цельно, неделимо и однородно, и это бытие познается разумом. А элеец Мелисс сформулировал  закон сохранения бытия: “из ничего никогда не может возникнуть нечто”. Здесь же в философии элейцев впервые появилось различие между чувственно воспринимаемой и истинной реальностью.

Уже Эмпедокл основой  вещей считал корни – стихии, а их сочетание или разъединение – причиной возникновения или гибели вещей.

В атомической системе  мы находим все перечисленные  учения, иначе осмысленные и дополненные. Даже важнейшие принципы – принцип  сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимание  физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – все это было уже заложено в философских системах, предшествующих атомизму. 

Материализм Демокрита, что характерно практически для всех ученых той поры, является созерцательным и метафизическим. Интерес к нему в России складывался под влиянием французской просветительской литературы, опиравшейся на античное наследие. Труды наиболее радикальных французских просветителей Дидро, Гельвеция, Гольбаха, Марешаля, в отличие от сочинений Вольтера, печатались в России крайне редко, c большими трудностями, часто анонимно, так как относились к тем сочинениям, против которых в 1763 г. Екатериной II было написано специальное распоряжение“О мерах против распространения в России иностранных сочинений, направленных против религии, нравственности и самой государыни”. Даже еще в первой четверти XIX в. в России Гельвеция обличали как последователя античного материализма: “.... ни один из последователей Эпикура не представил учения древнего философа в виде более привлекательном, но не менее опасном для благосостояния общественного”.

Воззрения французских  материалистов и Фейербаха, восходящие к идеям Демокрита и Эпикура, стали источниками философии  А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Н. Г. Чернышевский вспоминал, что он в молодости был твердым сторонником того научного направления, представителями которого были античные атомисты.

Главная идея Демокрита  о дискретности мира, его разделенности  на мельчайшие, элементарные частицы  оказалась удивительно похожей на толкования современных ученых. Мнения древних мыслителей не исчезли. Они живы, поскольку живы вопросы, по поводу которых недоумевали древние и которые они по-своему решали…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

       1. Философия: учебник по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обуч. по нефилософским специальностям и направлениям подготовки / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М. : Гардарики, 2008 г.

      2. Чанышев А. Н. “Курс лекций по древней и средневековой философии”, М : Высшая школа, 1991 г.

   3. Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА-М 1997 г.

4. Островский Э. В. “Основы философских знаний”, М : К. и С. , 1998г.

                

                  Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EC%EE%EA%F0%E8%F2

 

 http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Demokritos.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1. Вступление

2. Демокрит как историческая личность. Биография.

3. Атомистическое учение  Демокрита.

4. Труды и учения.

     4.1. Принцип изонимии.

     4.2. Космололгия

5. Демокрит о сущности  души человека. Этика.

6. Демокрит о богах.

7. Вклад в другие  науки.

8. Проблемы авторства.

9. Заключение.

10. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Атомистическое учение Демокрита