Арабо-мусульманская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 18:21, доклад

Краткое описание

В 7-8 вв. произошло объединение, а затем мощная экспансия арабских племен, в результате которой образовалась огромная империя, включившая многие народы с развитой культурой: персов, таджиков, сирийцев, евреев. Культура нового - ирано-арабского мира восприняла достижения античной мысли прежде всего из Византии. Мусульманская религия, основанная на Коране, и вначале весьма терпимая, не мешала проникновению в имперскую идеологию и философию элементов эллинской мудрости и не рассматривала античную философию как соперника и врага веры. Государственная же власть чаще оказывала покровительство развитию светской науки. Арабская философия всегда служила необходимым теоретическим основанием религии ислама и обосновывала превосходство религии Мухаммеда над другими религиями.

Вложенные файлы: 1 файл

Арабо.docx

— 18.65 Кб (Скачать файл)

Арабо-мусульманская философия

В 7-8 вв. произошло объединение, а затем мощная экспансия арабских племен, в результате которой образовалась огромная империя, включившая многие народы с развитой культурой: персов, таджиков, сирийцев, евреев. Культура нового - ирано-арабского мира восприняла достижения античной мысли прежде всего из Византии. Мусульманская религия, основанная на Коране, и вначале весьма терпимая, не мешала проникновению в имперскую идеологию и философию элементов эллинской мудрости и не рассматривала античную философию как соперника и врага веры. Государственная же власть чаще оказывала покровительство развитию светской науки. Арабская философия всегда служила необходимым теоретическим основанием религии ислама и обосновывала превосходство религии Мухаммеда над другими религиями. В отличие от европейской схоластики арабская философия не испытала сильного влияния идей Платона, а больше склонялась к аристотелизму. Философия Аристотеля с 4-5 вв. разрабатывалась более как логика и гносеология и гораздо меньше как онтология (учение о бытии, космосе и его творце), перипатетизм смог удачно дополнить исламскую онтологию логико-гносеологическим содержанием.

1. «Мутазилиты» (дословно «обособившиеся») - это первые крупные мусульманские теологи-философы - Васил ибн Ата (умер в 748 г.) и Амра ибн Убаида (умер в 762 г.). «Обособившимися» их называли потому, что они отошли от школы своего учителя - теолога Аль Хасана Аль Басри (умер в 728 г.). Основные проблемы, занимавшие мутазилитов, следующие: правильное понимание атрибутов Аллаха. Мутазилиты считали, что Бог един, справедлив, вечен. Бог не может быть ни в чем похож на человека (не антропоморфен). Мы можем только говорить, что Бог есть. Он создал мир и все в мире, включая язык. Поэтому Коран сотворен Аллахом во времени и не вечен. Магомет не сотворил Коран, а возвестил его всему человечеству в результате откровения. Поскольку Коран говорит только о прошлых событиях, он не должен влиять на будущее. Такое толкование Корана и области его применения импонировало светской власти, так как отрицало слепое следование религиозным авторитетам и давало возможность опоры на разум и требование государственной необходимости в проведении внутренней и внешней политики.

2. Арабские перипатетики: (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Авиценна). Все перечисленные мыслители были комментаторами Аристотеля и в той или иной степени последователями его учения. Они развивали учение Аристотеля сообразно с потребностями современной им культуры и религии.

Аль-Кинди (800 - 879 гг.) жил в Басре и Багдаде. В своих работах «О первой философии», «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «О пяти сущностях» и других трудах определил философию как познание истинной природы вещей. Чтобы познать вещи, надо ответить на четыре вопроса: есть ли это? что это? каково это? почему это? Разум человека - единственный источник познания. На место десяти категорий Аристотеля Аль-Кинди поставил пять «просубстанций» - материю, форму, движение, пространство и время. В целом, его философская система повторяла аристотелевскую.

Аль-Фараби (870 - 950) - стойкий последователь Аристотеля, жил и творил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Прославился, прежде всего, как выдающий комментатор Стагирита и получил прозвание - «Второй учитель» (после Аристотеля). Среди его наследия много оригинальных работ: «Жемчужина премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». В целом он написал свыше 100 работ. Абу Наср Мухаммед ибн Тархан дал подробную классификацию наук. Все последующие классификации наук на Востоке, различные справочники, терминологические словари, посвященные этому вопросу, в той или иной степени основывались на его классификации (наука о языке; логика; математика; естественная и божественная науки; наука о городе - государстве).

Авиценна - латинизированное имя Ибн-Сина (980 - 1037). Мыслитель родился в Бухаре, умер вблизи Амадана. Большинство работ Ибн-Сины были переведены на латинский язык. «Книга исцеления», «Канон медицины», включавшие философские размышления, были популярными на Западе произведениями. Во взглядах Авиценны причудливо сочетается философия Аристотеля, неоплатоников и догмы Ислама.

Философия суфизма. Суфизм (от арабского слова «суф» - шерсть) - общее название мистико-аскетического направления в исламе. Суфии-отшельники носили одежду из грубой шерстяной ткани, помогавшую эффективно «умерщвлять плоть» в жарком климате. Религиозное учение суфизма проповедовало отвращение к Богатству, созерцательность, бескорыстную любовь к Аллаху. Позже появляется суфийская философия, в которой основными идеями стали примат божественного откровения над разумом и веры над наукой. Наиболее известным представителем философии суфизма был Аль-Газали.

Аль-Газали (1058-1111) жил и преподавал в Багдаде. В мусульманской традиции он имеет почетное звание «Довод ислама». В своих работах «Цели философов», «Опровержение философов» «Оживление религиозных наук» ученый опровергает философию Аристотеля. Мир создан Богом из ничего. Все существующее в целом и в частях подчиняется божественному предопределению. Чувственное восприятие недостоверно, оно не проникает в сущность вещей. Если Бог есть единственная причина и творец всего существующего в мире, то все другие связи явлений могут быть разорваны или изменены Богом. Поэтому человек несет ответственность за свои поступки. арабский философия мутазилит тюркский

Творчество Ибн-Рушда, философа, врача, астронома, математика, юриста и поэта, знаменует собой вершину философской мысли арабов. Оно как бы подвело итог предшествовавшему развитию арабский философии. Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмад или ибн-Рушд (известный в средневековой Европе как Аверроэс) родился в 1126 году в одном из крупнейших научных центров Андалусии - в городе Кордове. Ибн-Рушдом было составлено большое число комментариев на философские произведения как древнегреческих, так и арабских и среднеазиатских мыслителей. При этом, самое видное место среди них занимают комментарии на работы Аристотеля. В своих сочинениях Ибн-Рушд предстает перед читателем как великий, страстный борец против всего, что тормозило развитие науки, особенно против догматических принципов ислама и религиозно-мистической философии Газали. Все Богатство идей своих великих предшественников и современников - Аристотеля, Фараби, Закария Рази, Ибн-Сины, Бируни, Ибн-Баджжи, Ибн-Туфейля - он подверг критическому переосмыслению и переработке.

Тюркская философия: Юсуф Баласагуни - крупнейший поэт 11 века, философ, ученый - энциклопедист, известный общественный деятель. Рассматривал методы управления страной, принципы человечности, правила и законы, имеющие общественно-политическое значение, обычаи, традиции, социальные, экономические и культурные проблемы своей эпохи. «Кутадгу билик» - первое энциклопедическое произведение, написанное на родном языке тюрков, сумма знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи. Это произведение - философское осмысление жизненных позиций самого автора, мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме.

Ахмед Яссави - глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Яссави - основатель «тюркского» пути мистического познания в исламе. Высказал идею о единой сущности всего сущего, о близости и тождестве процесса познания Бога с самопознанием. Исследователи отмечали адаптацию этих идей к народному миросозерцанию. Его философия проникнута осознанием человека (микрокосм) как активно-нравственное начало, действующее в двух направлениях.

Таким образом, подчеркнём, что Восток VII - X веков оставил последующим поколениям огромное наследие. Ибн-Сина, аль-Фараби, Ибн-Рушд, Ибн-Баджжа, Ибн-Туфейль, Ахмед Яссави и другие великие мыслители прошлого внесли непомерный вклад в теоретическое знание, не только Арабского Востока, но и Европ 

 


Информация о работе Арабо-мусульманская философия