Антропологический материализм Л. Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 16:38, реферат

Краткое описание

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей.

Вложенные файлы: 1 файл

Антропологический материализм Л.docx

— 20.85 Кб (Скачать файл)

Антропологический материализм Л. Фейербаха      

 В середине XIX века с острой  критикой  идеализма  выступил  немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения  Фейербаха,  идеализм  есть  не  что иное, как рационализированная религия, а философия и религия  по  самому  их существу, считал Фейербах,  противоположны  друг  другу.  В  основе  религии лежит вера в догматы, тогда как в  основе  философии  -  знание,  стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому  первейшую  задачу  философии Фейербах видел в  критике  религии,  в  разоблачении  тех  иллюзий,  которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней  по  духу идеалистическая философия возникают,  по  мнению  Фейербаха,  из  отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов,  которые в действительности принадлежат самому человеку.        Согласно  Фейербаху,  для  освобождения  от  религиозных  заблуждений необходимо понять, что человек - не  творение  бога,  а  часть  -  и  притом наиболее совершенная - вечной природы.       

2.1. Материализм  Фейербаха  существенно  отличается  от  материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую  реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм,  а  скорее как организм. Он характеризуется как антропологический,  так  как  в  центре внимания Фейербаха - не  отвлеченное  понятие  материи,  как  у  большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство,  единство души и тела. Исходя из такого понимания  человека,  Фейербах  отвергает  его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде  всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз  и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке  не  может быть отделено от телесного,  дух  и  тело  -  две  стороны  той  реальности, которая  называется  организмом.  Человеческая   природа,   таким   образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный  индивид  для него -  не  исторически-духовное  образование,  как  у  Гегеля,  а  звено  в развитии человеческого рода. 
 
     Началом нового,  материалистического  периода  в  творчестве  Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом  году  он  окончательно  порывает  с гегелевской философией и становится материалистом.              Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи  недоволен абстрактным  мышлением,  Фейербах  апеллирует  к  чувственному   созерцанию. Полагая, что ощущение  составляет  единственный  источник  нашего  познания. Только то, что  дано  нам  через  органы  чувств:  зрение,  слух,  осязание, обоняние,  -  обладает,  по  Фейербаху,  подлинной  реальностью.  С  помощью органов  чувств  мы  познаем  как  физические  объекты,  так  и  психические состояния других  людей.  Фейербах  не  признавал  никакой  сверхчувственной реальности и отвергал возможность  чисто  отвлеченного  познания  с  помощью разума, считая последнее изобретением     идеалистической спекуляцией. 
 
        Знаменитая книга Фейербаха  «Сущность  христианства»,  написанная  в 1841году, была уже настоящим  триумфом  материалистической  философии.  Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии».  Религия как проблема проходит красной нитью через творчество  Фейербаха.  Он  пишет, что его первой мыслью был бог, второй –  разум,  а  третьей  и  последней  – человек. Фейербаха интересует не  идея  человечества,  а  реальный  человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То  есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека.  Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога.  Фейербах  в этой  работе  провозгласил  материализм  и  атеизм,  признал,  что   природа существует независимо от сознания, что она есть  основа,  на  которой  вырос человек, что вне природы и человека нет ничего,  и  что  созданное  религией божественной  существо  есть  лишь  фантастическое  отражение   человеческой сущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха  стало  для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.       После «Сущности христианства» Фейербах  выпускает  в  свет  целый  ряд произведений: «Основные положения философии  будущего»  (1843г.),  «Сущность религии» (1845г.) и другие. В этих произведениях он дает стройное  изложение и обоснование своих материалистических взглядов.       Но труды Фейербаха, вышедшие после революции  1848-49  годов,  уже  не оказывали такого влияния и  глубокого  воздействия  на  читателей,  как  его первые материалистические сочинения. И его  работа  «Теогония»  не  оставила почти никакого значимого следа  в  этот  период  времени.  В  1867-69  годах Фейербах  пишет  свое  главное  этическое  произведение  –  «Эвдемонизм»,  в котором утверждает, что стремление к  счастью  является  двигательной  силой поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не  был,  однако, опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.          

2.2.  Антропологический  принцип  Фейербаха  в   теории   познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”.  По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в  опыте  человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой  человек, ”Ты”.  Именно  любовь  к  другому  человеку  есть  путь  к   признанию   его объективного существования, а тем самым  к  признанию  существования  вообще внешних вещей.        Из внутренней связи людей, основанной  на  чувстве  любви,  возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна  встать  на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому  философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.                            

3.Атеизм Фейербаха  

 Материализм  Фейербаха, как и всякий материализм вообще,  тесно  связан  с атеизмом,  ибо  материалистические  основоположения  уже  содержат  в   себе атеистический смысл. Но эволюцию атеистических  взглядов  Фейербаха,  как  и любого материалиста, нельзя сводить  только  к  развитию  его  материализма, затушевав антирелигиозный  аспект  его  философии.  Кроме  того,  необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться  еще до его прихода к материализму. У Фейербаха атеизм и  материализм  неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи. 
 
  Фейербах видел центральную тенденцию, в борьбе разума с  верой,  науки  с религией,  философии  с  теологией.  Этой  борьбой,   показывает   Фейербах, пронизана вся философия  нового  времени  —  Бэкона  и  Гоббса,  Гассенди  и Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах  отмечал  стремление каждого из  этих  мыслителей  освободить  человеческий  ум  от  религиозного влияния и их несомненный вклад в это дело. Но никто из них, по  его  мнению, не освободился полностью от дуализма  веры  и  разума.  «Философы  новейшего времени признавали веру, но так, как законная  жена  признается  в  качестве уполномоченного  лица  мужа,  когда  он  уже  внутренне  с  ней  разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности  в  этом  вопросе. Срывая с божества его таинственность,  Фейербах  вначале  еще  полагал,  что человеческое мышление, как таковое,  обладает  самостоятельным  бытием.  Под влиянием гегелевского принципа тождества  субъекта  и  объекта,  мышления  и бытия он на место сверхчувственного бога  поставил  сверхчувственный  разум, мышление. 
 
  Следует подчеркнуть, что для Фейербаха  атеизм  не  сводился  к  простому отрицанию бога. Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII  вв. Таким   образом,   Фейербаха   не   удовлетворял   негативный   атеизм   его предшественников.  Атеизм  Фейербаха  требует   положительного   утверждения человека  в  противоположность  его  религиозному,  фиктивному  утверждению. Утверждение человека должно быть не  только  реальным,  но  и  всесторонним, охватывающим все сферы его бытия.  Фейербах  понимал,  что  немногого  стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если «желудок не  в порядке» и «основа человеческого  существования  повреждена.  По  Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым  он  относил  и религиозную идеологию, необходимо  решение  проблемы  «желудка».  Тем  самым Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамками просветительства. Так как  к материализму философ пришел через критику религии, а  в  свою  очередь,  эта критика становилась более глубокой и убедительной по мере  формирования  его материалистических взглядов. Каковы же  идейные  и  теоретические  источники атеизма и материализма Фейербаха? 
 
  Историко-философские  взгляды  Фейербаха  возникли   и  сформировались  в определенных  исторических  условиях  на  основе   определенного   историко- философского багажа. Важнейшим идейным  источником  материализма  и  атеизма Фейербаха   были   ростки   атеистической   и    материалистической    мысли предшествующих  эпох.  В  новых  исторических  условиях  Фейербах  развил  и продолжил материализм и  атеизм.  Фейербах  глубоко  и  обстоятельно  изучил идейное наследие своих предшественников ссылался на них,  считая  их  атеизм поверхностным и неглубоким.                                 

4.Выводы. 

 Изучение историко-философских  сочинений  Фейербаха  показывает,  что  его путь к материализму и атеизму  не  был,  как  выражался  он,  «случайным»  и «произвольным», но «органическим»  и  «необходимым»  и  пролегал  через  его сочинения 30-х годов. Каждое из этих сочинений было ступенью в его  духовной эволюции, а от  последнего  из  них,  монографии  «Пьер  Бейль»,  переход  к «Сущности христианства», по словам самого Фейербаха, уже был нетруден.


Информация о работе Антропологический материализм Л. Фейербаха