Античная философия: досократовский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:56, контрольная работа

Краткое описание

В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:
- от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.
- приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.Происхождение и своеобразие античной философии. Основные категории античной мысли: Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа…..3
2.Досократическая философия. Проблема первоначала в милетской школе. Пифагор. Гераклит…………………………………………………..5
3.Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты. Детерминизм............9
Заключение…………………………………………………………………...12
Используемая литература………………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 50.99 Кб (Скачать файл)

Гераклит.

С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано возникновение еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался «О природе», согласно другим - «Музы».

Гераклит объяснял естественным образом  такие природные явления как  ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. В его понимании огонь, с одной  стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира («архе»), так и основным элементом («стойхейрон»). С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе».

Рядом с подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с констатацией бесконечности этого материального  принципа исследователи находят  у Гераклита и мысль. Подчеркивающую бесконечность материи в историческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничтожимости: «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов, но всегда есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере».

В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Разумеется, диалектика здесь не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные наблюдения.

Центральным мотивом учения Гераклита  был принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянных ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной «праматерии». Одна материя, согласно его взглядам, «живет смертью» другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».

Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности - закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия и логос существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания.

Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого  сознания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Значительное внимание он уделяет  отличию «многознания» от подлинной мудрости. «Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира. Человеческое сознание - душа (ПСИХЕ) - подчинено логосу. Гераклит придавал значение оценке отношения мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны. Он отмечал также относительность повсеместно употребляемых понятий: «Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить ее с человеческим поколением».

Т.о. гераклитова философия представляет собой не цельную теоретическую систему диалектического похода к миру, но, по крайней мере, здесь можно говорить об интуитивном объяснении сущностных черт диалектики.

Наиболее видным из учеников Гераклита  был Кратил. Как делают вывод авторы книги «История философии в кратком изложении» Кратил, довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила к абсолютному релятивизму.

3.Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты. Детерминизм.

Предпосылкой  атомизма (А) была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым  свойствам вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось гениальной попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечного) количества частиц - весьма малых, но в силу своей  неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом, был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Основатель А. - Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты.

Продолжатель  А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды Демокрита, охватывающие вопросы философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец раб. демократии.

Исходное положение  А. системы - существование атомов и  пустоты, образующих своим бесконечными многообразными соединениями все сложные  тела. Следовательно, одной из главных  предпосылок его учения является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый  источник познания.

Недостаточные и  неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Так  атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувствах наблюдениями и размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности. “лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнени - холодное, в мнении - цвет, в действительности же существует только атомы и пустота.” Однако Демокрит не отрицает реальность воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому, Демокрит не согласен с тем, что чувственное восприятия качеств совпадают с самими качествами.

Атомы суть всевозможных малых тел, не имеющие качеств, пустота  же - место, в котором все эти  тела, в течении всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них следовательно не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.

А. учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются “видики” - материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если поры соответствуют по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущениях возникает образ предмета, соответствующий самому предмету. Таким образом, уже в ощущениях мы получаем верный образ предмета. Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины недоступны чувствам. Такие свойства веществ постигаются умом, и это познавание также может быть достоверным.

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем... Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Критерий счастья - удовольствие. Благо то, что порождает  удовольствие. Зло то, что порождает  страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью  и загробным миром. Боги не способны вмешиваться в наш мир, а Душа смертна.

Заключение

Сказанное позволяет сделать вывод  о некоторых общих чертах древнегреческой  философии первого (досократовского) этапа.

Во-первых, эта философия возникла и развивалась в тесной связи  с зачатками конкретных знаний о  природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить  происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека.

Во-вторых, в этот период были высказаны  интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании, которые  определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий  период.

В-третьих, спецификой древнегреческой  философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм.

Атомистическая теория строения материи  легла в основу всего дальнейшего  развития теоретического естествознания, о представлении неделимости  атома было остановлено физикой  только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства.

Много раз возникали и теории происхождения жизни. В них подтвердилось  мнение, высказанное Демокритом: живое возникает из неживого. В глубокой сущности живого, в молекуле ДНК кроется, как “на дне глубокого колодца”, тайна жизни, которая (как у Демокрита) зависит от порядка расположения частиц – нуклеотидов. Сознание же неотделимо от материи, оно отражает мир – об этом говорил материалист Демокрит.

Всеобъемлющие законы живой и неживой  природы – закон сохранения материи  и закон причинности – были открыты уже в античности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии Демокрита. В наше время они являются фундаментальными законами науки.

Учение астрономии о бесконечности  мирового пространства и бесконечных  “мирах” во Вселенной выдвинул тоже Демокрит.

Современная наука тесно сплелась с философией. Философия Демокрита – пройденная ступень в развитии знаний о мире и человеке. Однажды найденная истина развивается с глубокой древности до далекого будущего. Человечество опять исследует атомы вещества и атомы общества, перед каждой новой загадкой оно повторяет с Демокритом: “Истина – на дне глубокого колодца!

Используемая литература.

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.: ТЕИС, 1996. - 504 с.
  2. Виц Б.Б. “Демокрит”, Москва “мысль” 1979 г.
  3. Гуманитарно-технический колледж “Метод” “Основы философии”, Москва 1998 г.
  4. История философии в кратком изложении. - М., 1989. - 000 с.
  5. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. Изд. 3-е, Москва “мысль” 1975 г.
  6. Переверзенцев С.В. “Практикум по истории западноевропейской философии”, Москва 1997 г.
  7. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - 304 с.
  8. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988.- 592 с.
  9. Теория познания. В 4 т. Т. 1. Домарксистская теория познания/ АН СССР. Институт философии; Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1991.-302, (1) с.
  10. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова.-5-е изд., - М.: Политиздат, 1986.-590 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Античная философия: досократовский период