Анри Бергсон- философия жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:57, реферат

Краткое описание

Наряду с различными формами рационального знания, в философии четко выявляется иррационалистическое направление (иррационалисты - отвергают или принижают роль разума в познании). Оно стало как бы реакцией на негативные проявления деятельности человека. Главными проблемами исследования здесь выступают инстинкты человека, его интуиция, эмоционально-волевые процессы, т.е. иррациональное.

Содержание

Введение
1.Биография Анри Бергсона
2. Онтология сознания: учение о длительности
3. Критика психологических учений о сознании
4. Учение о времени: время как абстракция и время как длительность
Выводы
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Анри Бергсон философия жизни.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Критика психологических учений о  сознании

 

Сознание человека является "едва слышным внутренним голосом". Бергсон критикует точки зрения прежней философии и психологии на сознание как на совокупность психических состояний, а вместе с ними – теорию мотивации (причинности). Бергсон не согласен и с учением о конфликте мотивов. И то, и другое относится к сознанию как к вещи, заменяя конкретное явление сознания искусственным его воспроизведением в системе понятий, поэтому происходит смешение осознания и объяснения факта с самим фактом сознания.

Факты сознания не являются рядоположенными аналогично вещам внешнего мира. Факты сознания, по Бергсону, взаимопроникают друг в друга, сливаются друг с другом, окрашивают друг друга. "Так каждый из нас по-своему любит и ненавидит, и эта любовь, и эта ненависть отражает всю нашу личность. Но язык обозначает эти переживания одними и теми же словами. Поэтому он в состоянии фиксировать только объективный и безличный аспект любви и ненависти, и тысячи других ощущений, переживаемых нашей душой". Музыкант или художник извлекает идеи своих произведений из окружающей среды и "с помощью множества различных оттенков и деталей" он возвращает миру "первичную индивидуальность". "Сколько бы точек мы ни вставляли между двумя положениями движущегося тела, мы никогда не заполним пройденного им пространства. Точно так же, уже одним тем, что мы разговариваем, ассоциируем одни представления с другими, рядополагая их, мы лишаемся возможности полностью выразить то, что чувствует наша душа,– ведь мысль несоизмерима с языком".

Прежняя психология, считает Бергсон, слишком груба, поскольку введена в заблуждение нашим языком. Такой психолог может получить "лишь призрак нашего "я", его тень, отбрасываемую в пространство". Если сознание представляет факты реальности образно, символически, "то нельзя ли допустить, что это символическое представление изменяет нормальные условия внутреннего восприятия?".

 

 

 

Учение о времени: время как  абстракция и время как длительность

 

Ощущение, взятое само по себе есть чистое качество, считает  Бергсон, но, рассматриваемое сквозь призму пространства, ощущение становится количеством, или интенсивностью. Следовательно, образование "фактов сознания" на основе "фактов реальности" свидетельствует об изменении форм реальности: реальности придается форма восприятия.

Ложное представление на природу сознания Бергсон связывает с исключением из науки реального времени. Наука в целом, и психологическая наука, в частности, оперирует только с абстракцией времени. Бергсон поясняет абстракцию времени на следующем примере: "если бы все движения во вселенной стали бы стали совершаться в два или в три раза быстрее, наши формулы и входящие в них элементы не изменились бы, ибо число одновременностей в пространстве оставалось бы прежним". Поэтому, заключает Бергсон, во времени наука, прежде всего механика, постигает лишь одновременность, а в движении – только неподвижность.

В противоположность  пространственному (не-временному, не-собственному) пониманию времени Бергсон предлагает определять время как "длительность", как процесс "непрерывного становления", а не как "совершившийся факт", не как результат, выраженный алгебраическим уравнением. Алгебра может выражать в своих формулах "момент длительности", "положение в пространстве, занимаемое движущимся телом", но не в состоянии выразить саму длительность и само движение. Это объясняется тем, что "длительность и движение суть мыслимые синтезы, а не вещи". Хотя движущееся тело проходит последовательно все точки прямой (кривой) линии, но движение не имеет ничего общего с самой этой линией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Анри Бергсон (1859-1941) развивал, с  одной стороны, философию жизни, с другой стороны, он является основоположником интуитивизма, особого направления  в современной философии.

Учение об интеллекте и интуиции получает у Бергсона обоснование в его метафизике - в концепции эволюции органического мира. Творчество он рассматривает как космический объективный процесс; человек - существо творческое, поскольку через него проходит путь «жизненного порыва». Способность к творчеству связана с иррациональной интуицией, которая, как божественный дар, дана лишь избранным.

Считал, что жизнь – некая  космическая сила, «жизненный порыв», суть которого состоит в непрерывном  воспроизведении себя и творении различных новых форм. По его мнению интуиция играет главную роль в восприятии и познании человеком мира, других людей, морали, искусства, всего мира. В философии Бергсона есть призыв к изучению многомерности человеческого духа.

Таким образом, Бергсон утверждает в качестве подлинной  и первоначальной реальности жизнь, интерпретируемую как некую целостность, радикально отличающуюся от материи и от духа, которые, взятые сами по себе, являются продуктами распада жизненного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. А. Бергсон. Собрание сочинений. В 4-х томах. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. Перевод с французского. М. Московский Клуб. 1992. 328 стр.

2. Золкин А.Л. Философия. Учебник - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 590 с.

3. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Издание 3-е стереотипное. – М. Академический Проект, 2000. – 762 с.

4.  Філософія (електронний підручник для студентів всіх форм навчання). Укл.: Нікітін Л.М. – Донецьк. ДонДУЕТ, 2006 – 110 с.

5. Сайт http://wikipedia.com/.

6. Сайт http://mirslovarei.com/.

7. Сайт  http://noblit.ru/.

~ ~


Информация о работе Анри Бергсон- философия жизни