Анализ категории бытия в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:08, реферат

Краткое описание

В современной философии проблема бытия по-прежнему остается самой
фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии.
Занимаясь бытием, поисками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимых ни к значению, ни к вере, не открывающийся ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Становления понятия бытия……………………………………….4
Характеристика бытия Парменидом,Платоном,Аристотелем…..5
Парменид……………………………………………………..5
Платон………………………………………………………..6
Аристотель…………………………………………………...6
Категория бытия в философии нового времени…………………..9
Категория бытия в системе Канта…………………………………12
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Семестровая работа №1 философия.docx

— 33.79 Кб (Скачать файл)

В отличие от классического  рационализма новая философия эмпиризма, ориентируясь на опытное знание, практически  отказывается от понятия субстанции.  Оно просто теряет всякий смысл для науки, потому что в этом абстрактном, предельно обобщенном понятии нельзя, согласно Бэкону, «ухватить» бытие. Под бытием эмпирики понимают единичное фактическое существование. Последовательно развивая указанный принцип, Беркли и  Юм приходят к выводу – бытие есть очевидные  данности нашего сознания. «Быть – значит быть воспринимаемым», по Беркли, иного существования, кроме субъект–объектного, невозможно, т.е. существующие вещи есть комбинации наших ощущений, «коллекции идей». Понятия же, не обладающие наглядностью (в первую очередь «субстанция»), объявляются фикциями ума. Для Юма бытие – это фактичность данного момента нашего опыта, понимаемого как поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Существует ли объективный мир за пределами опыта – проблема неразрешимая. Таким образом, делая проблематичным субстанциальное бытие, а по сути изгоняя его из философии, эмпиризм тем самым пытается преодолеть традиционную метафизику. Бытие и субстанция разъединяется друг с другом, а это смертельный приговор метафизической философии как учению об умопостигаемом бытии.

 

 

 

КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ  В СИСТЕМЕ КАНТА

Наиболее радикальному просмотру  метафизика с ее принципом тождества  мышления и бытия подвергается в  критической философии Канта. Суть научного познания заключается вовсе  не в интеллектуальном созерцании умопостигаемой сущности (субстанции) предмета, а в  деятельности по его конструированию  в границах познавательных способностей субъекта. Мир чувственных предметов, созданных познающим, представляет опытную данность. Быть, по Канту, значит актуально или потенциально присутствовать в опыте. Однако это не значит, что  Кант следует традиции эмпирической философии. Дело в том, что предмет  как факт опыта не дается нашими органами чувств, а производится в  результате соединения (синтеза) чувственной  материи (ощущений) и априорных форм трансцендентального субъекта, хотя сами по себе априори статусом существования  не обладают. В мире опыта или  явлений нет места традиционным метафизическим сущностям – субстанциям  души, природы, Богу как абсолютно  началу сущего, поэтому Кант их объявляет  принципиально недоступными познанию «вещами в себе», и лишь в виде идей разума они приобретают регулятивный характер. Разрушенный кантовской гносеологией, один из основополагающих устоев классического  рационализма принцип тождества  бытия и мышления пытается реанимировать  философия Гегеля. Однако в его  учении мышление (мировой дух, абсолютная идея), являясь субстанцией мира, источником всего существующего, не абсолютно совпадает с бытием, а полагает внутреннее различие, противоречие. Первоначально бытие есть полная неопределенность, совершенно бессодержательное  понятие, которое равнозначно небытию, ничто. Вследствие преодоления противоречия между ними абсолютная идея раскрывает себя в категориях наличного бытия (начальное «нечто»), качества, количества, меры и т.д. Первое противоречие в  истории абсолюта сохраняется и  в дальнейшем, но приобретает иные формы, и во всех этих формах присутствует бытие. Вся мировая история (естественная и человеческая) выступает у Гегеля как последовательность стадий и форм саморазвертывания  мирового духа на пути абсолютного самопознания.

Разрушенный кантовской гносеологией, один из основополагающих устоев классического  рационализма принцип тождества  бытия и мышления пытается реанимировать  философия Гегеля. Однако в его  учении мышление (мировой дух, абсолютная идея), являясь субстанцией мира, источником всего существующего, не абсолютно совпадает с бытием, а полагает внутреннее различие, противоречие. Первоначально бытие есть полная неопределенность, совершенно бессодержательное  понятие, которое равнозначно небытию, ничто. Вследствие преодоления противоречия между ними абсолютная идея раскрывает себя в категориях наличного бытия (начальное «нечто»), качества, количества, меры и т.д. Первое противоречие в  истории абсолюта сохраняется и  в дальнейшем, но приобретает иные формы, и во всех этих формах присутствует бытие. Вся мировая история (естественная и человеческая) выступает у Гегеля как последовательность стадий и  форм саморазвертывания  мирового духа на пути абсолютного самопознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вопрос понимания бытия  и  соотношение  с  сознанием  определяет  решение

основного вопроса философии.

Бытие  является   философской   категорией,   обозначающей   реальность,

существующую объективно, независимо от сознания,  воли  и  эмоций  человека. Проблема трактовки бытия и  соотношения  его  с  сознанием  стоит  в  центре философского мировоззрения.

    Будучи  для   человека  чем-то  внешним бытие  налагает

определенные ограничения  на его деятельность, заставляет  соизмерять  с  ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием  всех  форм жизнедеятельности человека. Бытие  представляет  не  только  рамки,  границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего  бытие, сферу возможностей,  которую  человек  в  своей  деятельности  превращает  в действительность.

 Истолкование  бытия   претерпело  сложное  развитие.  Его  общей   чертой

является противоборство  материалистического  и  идеалистического  подходов.

 Существо развития научного и философского знания заключается в том,  что человек все более сознает себя как субъекта всех  форм  своей  деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Основы философии:  Учебно-методическое пособие для  вузов  /  Под  общей редакцией Н.И. Гаврилова. – К.: Манускрипт, 1997. – 160с.

   2. Философия: учебник  для высших  учебных  заведений.  –  Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. – 576с.

   3.  Философия:  Учебник  /  Под  редакцией  В.Д.  Губина,  Т.Ю. Сидориной,

      В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1998. – 432с.

 

 


Информация о работе Анализ категории бытия в истории философии