Аврелий Августин Блаженный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 01:55, реферат

Краткое описание

Августин Блаженный – христианский теолог и философ, виднейший представитель патристики, признанный в православии блаженным, а в католицизме святым и Учителем Церкви.
Основные работы
"Монологи", "О Троице", "Исповедь", "Отречения", "О граде Божьем" и др.

Вложенные файлы: 1 файл

августин.docx

— 44.81 Кб (Скачать файл)

2. Познание идей и освещение их Богом. Что разум познает лучше всего? Внешние объекты? Нет, по Августину, лучше вещей он познает вечные истины. Это второе положение, которое выделяло его теорию познания: несмотря на то, что у него были предшественники в античности, Августин обосновывал ее особым образом, соединяя античные аргументы с новыми.

Мысля, разум - вопреки обыденному убеждению, но в соответствии со взглядом Платона - осознает для себя прежде всего  общие и неизменные истины, однако он - это было убеждение, оставшееся от древних,- не является создателем истин, а только их воспринимает; в частности, ограниченный человеческий разум не может создать вечных истин. Но в то же время,- как утверждал Августин, рассуждая в соответствии с Платоном и вопреки сенсуалистам,- разум может воспринимать знание непосредственно, без посредничества тела и чувств. Поскольку разум является только приемником, вещи, которые он познает, должны существовать вне его; познанные вечные истины, по идее, являются отражением вечных истин, которые существуют объективно.

Аналогичным платоновскому методом,- обосновав  рецептивную природу познания,- Августин пришел к пониманию идеального мира. Но этот мир в то же время отличался  в его представлении от идеального мира Платона, поскольку у него, Августина, идеальный мир был связан с  Богом. Вечное существование присуще  только Богу, ибо вечные идеи существуют в Боге, являясь божественными  идеями. Если душа познает истину, то только благодаря тому, что существует Бог, и Он ее наделяет своими идеями. Знания мы зря считаем властителями нашего ума, поскольку Бог наделяет души ими путем освещения (иллюминации). Эту теорию позже назвали иллюминизмом. В соответствии с ней разум так же непосредственно видит истину, как глаза видят вещи. Разумное познание имеет интуитивный характер, разум постигает истину непосредственно, без понимания. В то время как, например, для Аристотеля познание Бога было делом понимания, для Августина оно прежде всего акт непосредственной интуиции, созерцания. Понятие интуиции в тот религиозный период было, по вполне понятным причинам, основополагающим понятием теории познания; но не везде она понималась одинаково: для Филона, для Плотина это был экстаз без мысли, «восхищение»; для христианского философа - это, собственно говоря, усиление мысли. Потому что для первых интуитивное рассмотрение Божества было возможно путем объединения с ним, для второго же - через освещение, усиление познавательных сил. У первых рассмотрение Божества было результатом врожденного процесса: разум познает Божество, так как является его частью. У Августина напротив: освещение было понято как сверхъестественный факт, как проявление любви. Момент сверхъестественности и любви явился краеугольным камнем христианского учения об интуиции. Если «экстаз» может означать выход за собственные пределы и соединение с Божеством, то интуиция у неоплатоников была обусловлена экстазом, в то время как в христианском подходе интуиция не требует экстаза. Милость освещения дается добрым; подготовка к освещению является скорее тренировкой разума, чем очищением сердца. Августин делал акцент на этом, и познание на своей первой ступени перестало для него быть теоретической функцией - оно стало сугубо практическим действием.

Познание, в  котором принимает непосредственное участие Божество, является мистическим  познанием. Мистической была экстатическая  интуиция Плотина, столь же мистической  была и интуиция Августина, однако характер интуитивного познания был в обоих  случаях различным. С помощью просветительского акцента (усиление естественных сил) и милости Августин создал основы для особого христианского мистицизма.

По примеру  греков, Августин признавал, что познание проходит ряд уровней, прежде чем  достигает своей цели; учение об уровнях познания он развил дальше. Кроме уровней познания, которые  были известны Платону и Аристотелю, он установил,- как это соответствовало  духу религиозной философии и  как это делали неоплатоники,- еще  более высокие уровни, имеющие  уже не рациональный, а мистический  характер. Эта доктрина, трактующая мистическое познание как завершение рационального, стала образцом для  средневековой философии.

Взяв за исходный пункт априорное знание об идеях, Августин полурациональнымполумистическим  способом доказывал исходные положения метафизики: существование Бога и бессмертие души. Мы имеем незапятнанное осознание вечных истин; все, что вечно, может существовать только в Боге, следовательно, Бог существует. Так же, как другие доказывали существование Бога как причины мира, так и Августин доказывал, что Бог есть источник истины. Аналогичным способом он доказывал бессмертие души: она должна быть вечной, поскольку, осознавая для себя вечные истины, она принимает участие в вечности. Это был совершенно иной путь, по сравнению с тем, который для доказательства тех же положений использовала, например, перипатетическая философия, принимавшая за исходный пункт опытное знание о реальных вещах.

II. Геоцентрическая метафизика. Августин реализовал то, что было целью его предшественников: он сделал Бога центром философской мысли. Он проводил в мировоззрении примат Бога над сотворённым и полную зависимость творения от Бога; его взгляд на мир был последовательно теоцентрическим. С этим был связан второй момент: примат души над телом. Итретий момент- примат чувства и воли над разумом. Везде перевес был трояким: он был не только метафизическим, но также эпистемологическим и этическим.

1. Власть Бога над миром. А) Бог является «наивысшим бытием», поскольку только он один существует в соответствии с собственной природой; всего остального могло бы и не быть. Он один есть независимое бытие; любое другое бытие существует только благодаря божественному предначертанию.

Бог являетсяне только самим бытием, но и причиной любого бытия. И не только причиной его становления, но также и всех его перемен; он не только создал мир, но и непрестанно сохраняет его, как бы творя вновь, вопреки взглядам ранних писателей, согласно которым  мир, будучи сотворен только раз, развивается  уже самостоятельно. «Если бы Бог  у сотворенных вещей отнял  свою творящую силу, то они распались  бы»,- говорит Августин. Бог управляет  миром даже в самом малом. «Не  надо слушать тех, кто учит, что  высшими сферами управляет Провидение, а низшие потрясают обстоятельства и случайные движения».

Б) Бог является наиболее важным объектом познания: познание преходящих явлений не имеет ценности по сравнению с познанием абсолютного  бытия. Вместе с тем, Бог - причина  познания, в соответствии с идеей  иллюминизма, которая была провозглашена  Августином, Он наделяет истинами человеческий разум, ибо самостоятельно сам человек  истины обнаружить не может.

В) Бог является наивысшим благом и вместе с тем  дичиной любого блага. Как любое  бытие существует лишь благодаря  Богу, так же и любое благо является благом только с помощью Бога. «Что стоит множество благ и то добро, и это? Освободись от того и другого  и смотри, если можешь, на самоё благо, и тогда ты увидишь Бога, который  является благом не благодаря иному  какомулибо благу, а является благом всех благ». Поэтому Бог является,- сам по себе,- целью жизни. «Благо,- говорит Августин,- означает для  меня только то, что означает принадлежность к Богу».

Стремление  к Богу лежит в природе человека и лишь соединение с Богом может  дать ему счастье: «Он создал нас  для Себя, и наше сердце не спокойно до тех пор, пока оно не успокоится в Тебе». Так начинается «Исповедь» Св. Августина. Более того, блага  и счастья человек может добиться не сам, а лишь с помощью Бога: они являются результатом Его  милости… На чем основывается зло? На отторжении от Бога и на гордыне, которая мнит, что сотворение могло  произойти и без Бога. Таким  образом, вся этика Августина  сконцентрирована в Боге: любое устремление  к благу - так же, как и познание истины,- имеет в Боге в одинаковой степени как причину, так и  цель.

Кроме этого  преимущества, которым в ней обладает Бог, философия Августина выглядит как чистая теология. Но то же самое  происходит и в других философских  системах той эпохи. Достаточно заменить слово «Бог» «бытием» (абсолютным), чтобы найти аналогии между философией Августина и философией мыслителей предыдущих, религиозно менее ориентированных периодов.

2. Власть души над телом. А) Августин построил исключительно спиритуалистическую концепцию души, концепцию, которая была завещана еще Платоном и к которой тянулась христианская мысль. Душа является самостоятельной субстанцией; она не имеет в себе ничего материального, обладает такими функциями, как мышление, время, память; вопреки древним представлениям, она не имеет ничего общего с биологическими функциями. В пользу отличия души от тела говорили следующие взгляды: вначале считалось, что ее функции отличны от функций тела, поскольку они могут быть обращены лишь на себя (можно думать о себе, помнить о себе и т. д.), вовторых, в противоположность телу, душа не находится в одном месте, так как она чувствует беспокойство в силу того, что тело раздражено.

Душа не только отличается от тела, она более совершенна, чем оно; после греков это не было новостью. Новым было, скорее, обоснование: душа более совершенна, ибо ближе  к Богу. Если тело тленно, то она вечна; душа бессмертна, потому что, познавая вечные истины, принимает участие  в вечности.

Б) Душу мы знаем  лучше, чем тело; знание души является истинным, а знание о теле - неистинным,- это был результат произведенного Августином изменения взгляда на познание. Более того, душа, а не тело познает Бога, которого «нельзя рассматривать  телесными глазами, никакими другими  чувствами». Тело служит даже преградой  в познании: разноголосица ощущений достигает внутренностей мающейся души; отсюда трудность внутреннего  видения и необходимость в  отказе от телесной жизни, чтобы углубиться в свою собственную душу и обнаружить в ней истины.

В) Исходя из более  высокого положения души относительно тела, необходимо заботиться о душе, а не о теле. Роскошь чувств должна быть отброшена, поскольку она возбуждает желание телесных благ и склоняет к возвышению их над духовными  благами.

3. Власть иррациональных сил души над разумом. А) Принципиально важным видом духовной жизни для Августина был не разум, а воля. Для обоснования этого утверждения была дана следующая трактовка: собственная природа каждой вещи проявляется тогда, когда она является активной, а не тогда, когда она пассивна - это первая предпосылка. Разум же - согласно мнению всей античности - является пассивным,- это вторая предпосылка. Отсюда вывод: человеческую природу определяет не разум, а активная воля. Природа человека проявляется не в том, что он знает, а в том, чего он желает. Этим учением о примате воли Августин порвал с античным интеллектуализмом.

Свои положения  Августин применял не только в психологии, но и втеологии:не только в человеческой природе, но и в природе Бога он видел власть воли. Его философия  по всей линии перешла от интеллектуализма к волюнтаризму. Это была одна из самых выдающихся перемен, которые  отделили новый взгляд на мир от старого.

Б) Иррациональные элементы преобладают не только в  сфере действия, но и в сфере  самого познания. Истину о Боге, которая  перерастает возможности человека, может познать не разум, а вера. Вера является скорее проявлением воли, чем разума, а в еще большей  степени делом чувств или, как  говорил Августин, «сердца». «Не  поймешь глядя, старайся понять веруя. Напряги острые глаза твоего сердца и смотри, обрати уши сердцу и  слушай». Никто не делал такого акцента, как Августин, на участии веры в  познании. У него речь не шла о  замещении разума, но о его дополнении; вера и разум взаимно дополняемы. «Понимай, чтобы мог верить, верь, чтобы смочь понять». «Существуют  явления, которым мы верить не будем, если мы их не понимаем, и существуют другие, которых мы не поймем, если не будем в них верить». Эта концепция  далеко отошла от автономного знания, где естественный разум является единственным инструментом и мерой истины; это была концепция, приспособленная к духу христианства; на ней также строилась схоластика.

В) Если даже истина добывается не самим разумом, то уж тем более - благо; если познание является делом воли и чувства, то тем более,- действия. Если теория познания Августина  имела волюнтаристский и в  целом иррациональный характер, то в значительно большей степени  таковой была его этика. Августин, наконец, порвал с древним этическим  интеллектуализмом, который преобладал со времен Сократа. Все происходит не так, как утверждали древние, по мнению которых достаточно знать добро, чтобы его творить; необходимо добро  любить. Только из любви проистекают  добрые (благие) действия, особенно из любви к наивысшему благу, к Богу. Счастья можно достигнуть только через любовь, поскольку только через  любовь, которая не требует даже усилий мысли, можно приблизиться к  Богу.

4. Сверхъестественные элементы в естественном мире. Вся философия Августина была сосредоточена в Боге, едином, абсолютном и совершенном бытии; в соответствии с Ним преходящий мир утрачивает свое значение, а если он и имеет значение, то только как произведение и отблеск Бога. Без Бога нельзя ни действовать, ни познавать, ни существовать. Необходимо просвещение, чтобы познать истину, необходима милость, чтобы поступать хорошо и быть спасенным. Во всей природе ничего нельзя сделать без участия сверхъестественного влияния. Таким был сверхнатуралистический взгляд Августина на мир, который вызывал наиболее острое противостояние.

Все отрасли  знания сливались воедино у Августина, ибо, в конечном счете, они имели  одно и то же начало, один и тот  же объект - Бога. Бог как единое бытие  и истина - это содержание метафизики; Бог как источник познания - предмет  теории познания; Бог как единственное благо и красота - это предмет  этики; Бог как всесильная и исполненная  любви ипостась - предмет религии. Старое разделение светского знания на логику, физику и этику сохранилось  в силе, но его основание претерпело изменение: это все науки о  Боге, но одна говорит о причине  Его познания, вторая - о Его бытии, а третья - о Его благе. Огромное преимущество Бога над миром имело  для Августина своим источником то обстоятельство, что любое сотворенное  конечно, а Бог - бесконечен. Бесконечность  была для Августина наиболее существенной Его характеристикой. Мир - ничто  по отношению к Нему, поскольку  то, что конечно, есть ничто по отношению  к бесконечности, а для того, кто  это понял, было бы ошибкой беспокоиться о конечном мире.

С инфинитизмом была связана вторая особенность  взглядов Августина - персонализм. Бог  есть не только бесконечное бытие, но и является ипостасью, которая способна к милости. Такое понимание отношения  к бесконечному бытию выделило философскую  основу христианства, в которой Августин выразил сущность Бога: по его мнению, ее составляет воля. Августин порвал с  натуралистической концепцией Бога: Бог был для него не только вечным бытием и причиной мира, но также  и руководителем мира и сердца. Это говорило об изменившемся взгляде  на мир.

Информация о работе Аврелий Августин Блаженный