Августин Блаженный о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:22, реферат

Краткое описание

Речь идет о его учении о чистилище, как месте для очищения душ грешников между адом и раем, идее предопределенности человеческой жизни, рассуждениях о победе церкви над миром в период тысячелетнего Царства, приведших к войне католиков за утверждение главенствующего положения их церкви.
Августин полагал, что будущее устраивает Бог и устроение это неизменно. Его предопределение отличается от веры язычников в фатум, слепой рок – Бог наказывает грешников, проявляя свою силу и гнев. Арена его деяний – всемирная история. Кто-то удостоен вечного проклятия, другой – вечной жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2
Человек и общество Августина…………………………………………………………….3
Проблема добра и зла……………………………………………………………………….5
Заключение…………………………………………………………………………………..6

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia_referat_avgustin.docx

— 23.05 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  Т. Ф. ГОРБАЧЕВА»

 

 

 

Реферат по философии

На тему:

«Августин Блаженный о человеке»

 

 

Выполнила:

Ст. гр. СПб-123

Минина П. С.

Проверила:

Гаврилова Н. П.

 

 

 

Кемерово 2013

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………..2

Человек и общество Августина…………………………………………………………….3

Проблема добра и зла……………………………………………………………………….5

Заключение…………………………………………………………………………………..6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение

Августин Аврелий – учитель и отец церкви, признанный католиками святым, а православными христианами – блаженным. Родился Августин в Тагасте, в Северной Африке. Отец его был язычником, мать – христианкой.

Чтение послания Святого Павла  к Римлянам склонило Августина к  новому учению – христианству, в  юности он был сторонником манихейства.

В течение долгого срока – 30-ти лет, Августин был епископом в  Гиппоне (Северная Африка ), за это время он превратил монастырь в семинарию. [1]

Основные сочинения философа –  «Исповедь» (написана в 400 году), «О Граде  Божьем» (412-426 год). Другие известные  работы Августина – «О жизни блаженной», «Против академиков», «О бессмертии души», «О свободной воле», «Об истинной религии». [1]

Биография и темперамент Августина  Блаженного наложили глубокий отпечаток  на его философско-богословские взгляды. Его взгляд на природу человека материалистичен, греховность человеческой природы  – следствие первородного греха. Человек для богослова – прежде всего душа, на службе у которой  находится тело. Но душа и тело образуют единство.

Некоторые его идеи внесли заблуждения  в развитие западного христианского  учения.

Речь идет о его учении о чистилище, как месте для очищения душ грешников между адом и раем, идее предопределенности человеческой жизни, рассуждениях о победе церкви над миром в период тысячелетнего Царства, приведших к войне католиков за утверждение главенствующего положения их церкви.

Августин полагал, что будущее  устраивает Бог и устроение это  неизменно. Его предопределение  отличается от веры язычников в фатум, слепой рок – Бог наказывает грешников, проявляя свою силу и гнев. Арена  его деяний – всемирная история. Кто-то удостоен вечного проклятия, другой – вечной жизни. [2]

 

 

 

2

Человек и общество Августина

Проблему  человека Августин трактует с точки  зрения 2-х христианских догматов: с  одной стороны, человек – образ  и подобие Божие, а с другой – существо греховное, ибо наши прародители  совершили первородный грех. Поэтому  когда Августин описывает человека как образ Божий, он часто возвышает  его, но тут же показывает, что человек, как существо греховное, не совершенен, и часто впадает в кажущийся пессимизм. 
 Православию чуждо представление о том, что потомки Адама несут личную ответственность за грех прародителей как за свой собственный грех. Так, в постановлении Карфагенского Собора 252 года сказано, что «не должно возбранять крещение младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение», и что при крещении ему отпущаются не собственные, а чужие грехи. Юридическое же понимание "первородного греха" как преступления, за которое все люди несут ответственность как за свои личные грехи, – впервые введено в богословие блж. Августином в его полемике с пелагианами, вообще отрицавшими порчу человеческой природы в результате грехопадения Адама. Однако главное Августин подметил правильно: греховная порча человеческой природы является наследственной и наклонность ко греху проявляется уже в раннем возрасте. (По лекциям ахм. Алипия).[3]  
 Поэтому антропологию Августина невозможно понять без его христологии, без того, что Спасителем был совершен акт искупления человеческих грехов. 
 Говоря о сотворении человека, Августин говорит, что человек сотворен из ничего – и его тело и душа. Человек, по Августину, составляет единство души и тела. Человек есть "состоящая из тела и души, наделенная разумом субстанция". Здесь он возражает платоникам, утверждавшим, что сущностью человека является лишь душа. [3]

Августин  поправляет платоников, говоря, что  человек есть разумная душа, владеющая  своим телом.

 

3

Тело  не есть могила души, ибо, как пишет  Августин, отвечая платоникам, утверждавшим, что тело есть оковы, гробница души: "Разве кто-нибудь любит свои собственные  оковы?" Тело и душа имеют благую природу при условии, что тело задумано как та часть природы  человека, которая подчинена душе. Но из-за грехопадения тело вышло из подчинения, и произошло наоборот: душа стала служанкой тела. Христос Своей искупительной жертвой восстановил первоначальный порядок, и люди опять поняли, что тело должно служить душе. [3]

Философ пытался понять проблемы: сущность человека, смысл жизни, бытие бога и мира, состояние счастья, роль совести и т.д. Христианский мыслитель недоумевает по поводу того, что «люди идут дивиться горным высотам, морским волнам, речным просторам, океану, объемлющему землю, круговращению звезд, а себя самих оставляют в стороне».

Человек сам для себя является большим вопросом и далеко не всегда осознает, что он такое. Философ выделил и описал ряд присущих человеку особенностей, связанных с определением индивидом своего отношения к действительности, мотивацией им действий и выбором поступка. Единство таких черт стало основой для введения понятия «внутренний человек», которого не было в античной философии.

Однако человек — существо противоречивое. Уже его происхождение  из ничего таит угрозу порчи и гибели — он тянется к небытию. Но это  лишь возможность смерти. Только грехопадение, понятое как гордыня и отход  от Бога, делают такую возможность  реальной.

Человек состоит из тела и души. Созданная Богом, как и  тело, душа в отличие от него бессмертна. Она должна заботиться о теле. Единство души и тела придает человеку особый статус в мировой иерархии. Он вмещает  в себя  все возможности остального мира: способность чувствовать, двигаться, мыслить. Кроме того, он умеет пользоваться природой.

Жизнь людей пронизана  множеством разнонаправленных чувств — любви и ненависти, надежды  и разочарования, вины и уверенности.

людям — эта мысль сохраняет высокую актуальность по сей день.

 

4

 

Проблема добра  и зла

Философ решает ее с антиманихейской позиции. У зла нет своей причины. Оно возникает там, где вещи лишены полноты бытия. Абсолютное зло — это ничто. А основой морального зла служит несовершенство человеческого разума и воли. Распущенность воли и неспособность разума подчинить себе порочные страсти — вот путь к злым поступкам. Свобода воли открывает дверь злу, но она же позволяет избежать его. Августин Блаженный вводит в философию понятие любви, которую понимает как человеческое проявление космической силы, что влечет вещи к их естественным местам. Наши поступки обусловлены тем, что мы любим. Как известно, человека отличает осознанное отношение к тому, что вызывает симпатию, потому мы и отвечаем за свое поведение. В результате происходит удивительная метаморфоза, и уже от нас зависит, кого и что любить. [3]

В теории Августина любовь оказывается тесно связанной  с волей. Последняя рассматривается как осмысленное отношение к собственным склонностям. Счастья достигает тот, чьи цели отвечают высокому предназначению человека. Все остальное — не более чем средство достижения этих целей.

Серьезное противоречие, которое  содержит учение Августина о человеке. С одной стороны, он признает за каждым человеком свободу воли. Правда, философ понимает ее своеобразно. Свободная воля для него есть переживание людьми собственной независимости. Можно согласиться, что это действительно важная составляющая свободной воли, однако последняя не сводится к переживаниям. С другой стороны, проводится мысль о том, что самостоятельно, без божьей благодати человек не может спастись от груза неверных поступков, которые его делают грешником. Бог произвольно выбирает для спасения отдельных людей. Получается, что судьба каждого человека предопределена. [4]

Одним из бесспорных достоинств теории Августина было выделение  им не только индивидуально-личностных качеств человека, но и его социальных характеристик. Августин первым взглянул на историю как на процесс совместных действий людей, отметил ее объективность  и закономерность. Вот почему его  считают основателем философии  истории.

5

Заключение

Большое преимущество августиновской концепции исторического процесса в том, что при всей уникальности социальных событий она делает историю предсказуемой. Надо только помнить о религиозной основе его теории. Религиозный акцент заметен уже в ее главном положении: история выглядит, как стрела, выпущенная из лука, — у нее своя траектория, где имеются начало и конец. Начало — это создание Богом человека, конец — это Страшный суд. Действительная необратимость истории осмысливается Августином через события религиозного предания.

Примечательно, что этого  философа интересует не столько хронология истории, сколько ее логика. Он полагает, что у истории есть смысл. Ее цель — повсеместное утверждение христианства. В границах главной цели каждая эпоха  выполняет свое назначение. История  в целом осуществляет испытательную, освободительную и спасительную миссии. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Список источников

 

[1] http://abccba.ru/avgustin_3.php

[2] http://abccba.ru/avgustin_10.php

[3]http://www.viiv.su/medieval-philosophy/man-society/

[4] http://abccba.ru/avgustin_2.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


Информация о работе Августин Блаженный о человеке