Эмпирическое исследование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт свидетельствует, что двигательная активность человека в течение всей жизни предотвращает заболевания и улучшает состояние здоровья. Именно физическая культура как составляющая общей культуры, общественными проявлениями которой является физическое воспитание и массовый спорт, выступает существенным фактором здорового образа жизни, профилактики заболеваний, организации содержательного досуга и создание условий для всестороннего гармоничного развития человека. Как и все сферы общественной жизни, физическая культура и спорт- это отдельная организована отрасль. Существует много видов спорта и у каждого из них есть свои сторонники.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе 5
1.1. Теоретические основы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе 5
1.2. Теоретические основы спортивно-массовой работы в начальной школе 6
Глава 2. Эмпирическое исследование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе 9
2.1. Задачи, методы, организация исследования 9
2.2. Разработка основных положений программы формирования двигательных навыков у школьников с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата 11
2.3. Анализ результатов исследования формирования двигательных навыков у школьников с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата 16
Выводы 26
Список используемой литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ready.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

При комплектовании протокола психологического обследования использовались стандартизованные методы, которые обычно применяют при проведении массовых исследований. За основу мы взяли необходимость изучения следующих параметров: умственное развитие, особенности самооценки, особенности детско-родительских взаимоотношений, тревожность, депрессивные состояния. Соответственно, были составлены три протокола обследования со списком методик:

  1. Младшая школа (1-4 класс): «классификация», МСО (самооценка), исследование тревожности по форме А.
  2. Средняя школа (5-8 класс): «ГИТ», «ШТУР 3-ВИ-Аналогия», ADOR, МСО (самооценка), исследование агрессивности, тревожности по форме В, исследования отношения к прошлому, настоящему, будущему.
  3. Старшая школа (9-4 класс): «ШТУР 3-ВИ-Аналогия», ADOR, МСО (самооценка), исследование агрессивности, тревожности по форме В, «Депрископ».

 

2.2. Разработка основных положений программы формирования двигательных навыков у школьников с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата

 

Новизна программы заключается в комплексности ее применения:

  1. уроки физкультуры;
  2. физкультминутки на уроках;
  3. подвижные перемены;
  4. группы продленного дня;
  5. пришкольный оздоровительный лагерь;
  6. Система дополнительного образования (секции и кружки);
  7. домашние задания.

Новым является комплектование упражнений программы в соответствии с физиологическими потребностями учащихся и в зависимости от поставленных им диагнозов.

Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать коррекционно-оздоровительную программу физического воспитания на основе дифференцированного подхода к оценке и коррекции различных признаков нарушений осанки у учащихся больных сколиозом 7-12 лет.

Задачи:

  1. Вовлечь обучающихся в активный исследовательский процесс.
  2. Активизировать формирование потребности в здоровом образе жизни.
  3. Выявить особенности морфофункционального состояния и физической подготовленности учащихся больных сколиозом 7-12 лет с нарушениями осанки.
  4. Формирование активного двигательного стереотипа жизнедеятельности.
  5. Разработать и обосновать содержание и методику применения коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания учащихся больных сколиозом 7-12 лет с нарушениями осанки.
  6. Динамически оценить эффективность разработанной программы физического воспитания учащихся больных сколиозом 7-12 лет, имеющих нарушения осанки (по количеству учащихся больных сколиозом с нарушениями осанки и по отношению к здоровому образу жизни).

Целевая группа: учащиеся 1-4 классов

Время апробации: 13,5 месяцев

Участники программы: учитель – предметник и учащиеся больные сколиозом, школьный врач

Проведя осмотр, мы выявляем определенные симптомы нарушений осанки, которые свидетельствуют об определенной деформации.

 

Таблица 1.1.

Клинические симптомы различных типов нарушений осанки

Вид нарушения

осанки

Положение

головы

Положение

плечевых

линий

Положение

лопаток

Положение

остистых

отростков

Сколиотическая

Наклонена

в одну из

сторон

Асимметричны (чаще правая

ниже)

Асимметричны (лопатка и плечо ниже на вогнутой

стороне)

Наклоняются в одну из сторон

равномерно

Круглая

спина

Наклонена

вперед, 7-й шейный позвонок резко выступает

Плечи сведены вперед

Симметричны (нижние углы выступают сзади)

Наклоняются кзади

в виде тотальной дуги

Кругло-

Вогнутая спина

Наклонена

вперед

Плечи сведены вперед

Плечи сведены вперед

Посередине

Плоская

спина

Прямо, шея

длинная

Плечи опущены

Крыловидное

Посередине


 

Таблица 1.2.

Клинические симптомы различных типов нарушений осанки

Вид нарушения

осанки

Форма

грудной

клетки

Форма

живота

Положение

таза

Треугольник талии (контуры)

Сколиотическая

Асимметрия в положении реберных дуг

Чаще выпячен вперед

Корпус смещен в сторону по отношению к тазу

Асимметричны

Круглая

спина

Запавшая,

кифотичность грудного отдела

Выпячен

Вперед

Угол наклона таза

уменьшен

 

Кругло-

Вогнутая спина

Грудные

мышцы сокращены,

мышцы спины растянуты

Выпячен

вперед, усиление поясничного лордоза

Угол наклона таза увеличен, Ягодицы выступают

Талия не контурируется

Плоская

спина

Плоская

Вытянут

Угол наклона таза

уменьшен (до 30°),ягодицы

плоские

 

 

Обзор литературы. Методологическую основу исследования составили: современные представления о человеке как о природном и социальном существе (А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн); принципы и научные положения теории функциональных систем (П.К. Анохин), физической культуры (В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Н.И. Пономарев), а также закономерности и принципы, определяющие содержание и технологические особенности проведения занятий лечебной физической культурой с детьми, имеющими различные виды нарушений осанки (И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев, В.И. Дубровский).

Реализуется в следующих позициях:

  1. Встреча с фельдшером.
  2. Анкетирование учащихся 1-4 классов.
  3. Профессиональная оценка состояния опорно – двигательного аппарата.
  4. Анализ исходных данных.
  5. Запись результатов исследования целевой группы.
  6. Подбор подгрупп для выполнения комплексов.
  7. Разработка комплекса физических упражнений
  8. Создание видеоряда для работы с родителями для мотивации участия их учащихся больных сколиозом в проекте в качестве целевой группы воздействия.
  9. После проведенной апробации проекта состояние осанки учащихся больных сколиозом было вновь оценено и получены следующие результаты:

Эффективность и результативность данной Программы увеличивается во много раз, если в ней задействуются не только школа, но и семья! Родители ученика, его дедушки и бабушки получают достаточную наглядную информацию относительно состояния позвоночника ребенка и при наличии нарушений принимают активные меры по исправлению ситуации. Часто именно родители инициируют внедрение данной Программы в школах, где учатся их дети.

 

2.3. Анализ результатов исследования формирования двигательных навыков у школьников с ограниченными физическими возможностями опорно-двигательного аппарата

 

С точки зрения биомеханики, резкие изменения веса и роста в сенситивные периоды провоцируют расстройство функции равновесия, которое приводит к нарушениям осанки. И.С. Красикова (2001) и Т.Ю. Крукович (2004) считают, что интенсивное изменение в весо-ростовых показателях, связанное с возрастными особенностями развития школьников в онтогенезе, соотносится с изменением параметров регуляции положения тела в пространстве. Так, в частности, авторами обнаружено, что относительно интенсивное изменение весо-ростового индекса в период полового созревания у школьников соотносится с ухудшением регуляции положения тела в пространстве и, как следствие, создает риск нарушения осанки.

Половые различия проявляются в гетехронности нарастания массы тела. В 8 лет у мальчиков отмечается тенденция к большему увеличению массы тела относительно девочек. В 12 лет наблюдается скачок массы тела у девочек, которые теперь опережают мальчиков.

 

Таблица 2

Сравнение антропометрических показателей учащихся с нормальной и нарушенной осанкой в 7-12 лет

Возраст

(лет)

Показатель

Средние значения

Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы)

Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы)

Уровень достоверности отличий

7 лет 

Вес

24,6

24,3

0,701

Рост

122,1

124,5

0,010

8 лет 

Вес

26,7

26,3

0,480

Рост

127,3

129,4

0,005

9 лет 

Вес

29,0

28,2

0,419

Рост

132,7

133,5

0,288

10 лет 

Вес

31,3

30,7

0,399

Рост

137,9

138,6

0,291

4 лет

Вес

34,9

34,8

0,84

Рост

143,0

144,3

0,044

12 лет 

Вес

40,2

39,7

0,560

Рост

149,4

151,6

0,003


 

В литературе имеются указания на пикообразную интенсивность увеличения роста в канун полового созревания. Так, Л.И. Мазур, О.В. Щербицкая (2005) отмечают дисгармоничность развития к 4 годам за счет ростового скачка. По данным А.Я. Абдрахманова (1999), у девочек высокий уровень прироста имеет место в 4-13 лет, у мальчиков – в 14-15 лет. Дети, имеющие нарушения осанки, были выше своих сверстников в среднем на 2 сантиметра, эта закономерность повторялась во всех возрастных подгруппах. У них отмечалась явная тенденция к более низкому весу (табл. 2). Для всех возрастных подгрупп школьников с нарушениями осанки был характерен более низкий индекс Кетле, особенно в 7-8 лет (табл.3).

 

Таблица 3

Сравнительные показатели индекса Кетле в 7-12 лет

Возраст (лет)

Дети с нарушением осанки (после коррекционной программы)

Дети с нарушением осанки (до коррекционной программы)

Достоверность отличий

7 лет 

16,0

15,2

0,06

8 лет 

16,2

15,5

0,02

9 лет 

16,2

15,7

0,15

10 лет 

16,4

15,9

0,12

4 лет

12,4

16,5

0,34

12 лет 

18,2

12,2

0,12


 

Индекс массы тела Кетле (англ. body mass index (BMI), ИМТ) – величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной. Важен при определении показаний для необходимости лечения.

Таким образом, анализ антропометрических показателей позволяет нам выявить периоды роста, в которые наиболее вероятен риск нарушений осанки. К ним можно отнести период 4-15 лет, связанный с выраженной прибавкой массы тела для детей обоих полов. Для мальчиков критическими периодами выступают также 10 и 14 лет, когда происходит более выраженное увеличение длины тела.

Информация о работе Эмпирическое исследование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в начальной школе