Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести баскетболисток на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести баскетболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОВ
1.1 Роль и сущность прыгучести как физического качества
1.2 Научно-методические основы развития прыгучести
1.3 Методика развития прыгучести у баскетболистов
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВАIII.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У БАСКЕТБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ
3.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки баскетболисток 15 – 16 лет
3.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие прыгучести у баскетболистов 15-16 лет.docx

— 92.47 Кб (Скачать файл)

  Для развития прыгучести используются различные  упражнения с сопротивлениями, позволяющие  воздействовать на мышцы, несущие необходимую  нагрузку в основном упражнении при  сохранении его динамической структуры [1].

  В практике развития прыгучести основными  являются два основных методических подхода [30]:

  1. Ударный метод развития прыгучести.

  2. Методика развития прыгучести  с использованием отягощений.

  Ударный метод развития прыгучести и реактивной способности мышц, заключен в том, чтобы стимулировать мышцы ударным  растягиванием, предшествующим активному  усилию. Для этого следует использовать не отягощение, а его кинетическую энергию, накопленную им при свободном  падении с определенной высоты.

  При использовании отягощения для стимуляции мышечного напряжения необходимо учитывать  следующие основные положения. Прежде всего, сила в упражнениях с отягощением  может проявиться в форме максимального  напряжения или наибольшей скорости сокращения работающих мышц. Отсюда принято  говорить о собственно-силовых упражнениях, в которых сила проявляется преимущественно  за счет увеличения веса перемещаемого  груза, и скоростно-силовых упражнениях, в которых проявление силы связано  с увеличением быстроты движений (В. С. Фарфель, 1940). В первом случае следует стремиться к работе с возможно большим отягощением, во втором — применять отягощение, оптимальная величина которого определяется требуемой скоростью движения.

  Практика  и специально организованные исследования свидетельствуют, что развитие прыгучести, как разновидности быстрой силы тем эффективней, чем больше в  тренировке скоростных нагрузок и меньше длительной работы с небольшой скоростью  движений [11]. В соответствии с современными взглядами методика развития быстрой  силы предполагает упражнения преимущественно  с небольшими отягощениями (порядка 20% от максимальной силы) при сочетании  их (для ациклических однократных  упражнений) с весом до 40% от максимума  в соотношении 5:1. Режим работы должен соответствовать специализируемому  упражнению (циклический, ациклический) и учитывать начальные условия  развития усилия (из расслабленного, предварительно напряженного или растянутого состояния  мышц) [35].

  Значительного эффекта в развитии прыгучести можно  достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием и доставанием различных предметов. Значительному увеличению высоты прыжка способствуют упражнения с использованием кинетической энергии веса собственного тела (например, многократные напрыгивания и спрыгивания на гимнастические маты и разновысокие тумбы). Во всех этих упражнениях нужно стремиться к закреплению биомеханической основы прыжка игровиков: в фазе напрыгивания, амортизации и отталкивания от опоры [37; 39; 42].

  Ю.Д. Железняк рекомендует для развития прыгучести следующие упражнения.

  1. Стоя на гимнастической стенке  лицом к ней, держась за рейку  на уровне пояса, глубокое приседание  на одной ноге, другую екая  вниз, и быстрое возвращение в  исходное положение. То на другой  ноге. То же с отягощением (пояс, куртка).

  2. Прыжки из глубокого приседа,  касаясь подвешенного предмета, установленной планки (высота индивидуально  для каждого учащегося): со взмахом рук, с отягощением на теле, с волейбольным мячом в руках и выполнением нападающего удара в прыжке (в сетку-ловушку, через волейбольную сетку).

  3. Прыжок «в глубину» — с гимнастической  стенки (высота степенно увеличивается  с 50 до 200 см) на мягкую опору.  Спрыгивание с высоты 30 — 80 см  с последующим прыжком вверх  и выполнением броска набивного  мяча (1 кг) из-за головы двумя сами  с сильным завершающим движением  кистями рук. То же с волейбольным  мячом — нападающий удар (как  в упражнении 2).

  4. Прыжки по лестнице вверх на  одной и двух ногах, на двух  ногах из глубокого приседа.

  5. Взбегание по лестнице вверх.

  6. Стоя на расстоянии 1 —1,5 м от  стены (щита) с набивным баскетбольным  мячом в руках, в прыжке бросить  мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлииться и снова в прыжке бросить мяч и т.д. (выполняют ритмично, без лишних подскоков). То же, но без касания мячом стены, то же, но прыжки на одной ноге.

  7. Прыжки (10—12) через препятствия (высота 60—70 см) из глубокого приседа.

  8. Рывок штанги (мешок с песком), вес до 50 % максимального.

  9. Прыжки с места вверх из  полуприседа с отягощением. Коснуться головой подвешенного предмета на индивидуально максимальной высоте.

  10. Прыжки толчком двух ног из  полуприседа, правая (левая) нoгa впереди, на плечах отягощение. То же, во время прыжка сменинить положение ног.

  11. Приседание с отягощением на  плечах. Присед глубокий.

  12. Лежа на спине, прямые ноги  подняты вверх—вперед. На стопы  партнер набрасывает набивной  мяч. Носками стоп быстро отбить  мяч вперед—вверх.

  13. Прыжки на обеих ногах, на  плечах отягощение 5—6 кг. Ноги  в коленных суставах сгибаются  незначительно.

  14. Силовая тренировка на тренажерах  в форме круговой тренировки (6 — 8 станций) [21].

  Подводя итог данному разделу работы, отметим, что уровень проявления прыгучести теснейшим образом связан со степенью освоенности движений. Только при  хорошо освоенной технике движений баскетболист способен к полному  проявлению скоростных возможностей мышц.

  В.Н. Платонов [35], с чем мы полностью  согласны, подчеркивает, что эффективная  работа над развитием прыгучести связана с комплексным применением  различных методов. Планирование отдельных  компонентов нагрузки при использовании  различных методов должно обеспечивать предельные и околопредельные требования к скоростно-силовым возможностям спортсменов. При этом упражнения должны выполняться также с предельной или околопредельной скоростью.

  1.3 Методика развития  прыгучести у баскетболистов

  Двигательная  деятельность баскетболистов характеризуется  высоким темпом и интенсивностью соревновательных и тренировочных  нагрузок. В настоящее время в  игровой практике возрастает процент  применения активных форм защиты и  нападения (прессинг, быстрый прорыв, плотная опека нападающих по всему  полю). Острые игровые ситуации требуют  от игрока передвижения по площадке на максимальной скорости, резких остановок, прыжков с максимальными усилиями в условиях атлетической борьбы при  подборе мяча под кольцом [7; 17; 36; 39].

  Как известно, баскетбол относится к  игровым видам спорта, требующим  значительного проявления скоростно-силовых  способностей. Одним из наиболее значимых элементов соревновательной деятельности баскетболиста, эффективность выполнения которого прямо зависит от уровня скоростно-силовых способностей, являются различные виды прыжков.

  О.В. Жбанков отмечает, что высокий  уровень скоростно-силовых качеств  положительно влияет на техническую  подготовку занимающихся, на формирование у них двигательных навыков и  на способность к концентрации усилий во времени и пространстве [19].

  К аналогичному выводу приходит и В. М. Левин [29]. В своих исследованиях  он выявил зависимость степени технического мастерства баскетболистов среднего и  старшего юношеского возраста от уровня развития скоростно-силовых качеств, что подтверждается наличием между  ними статистически достоверной  связи. Например, точность бросков в прыжке зависит от уровня развития прыгучести. У баскетболистов старше 15 лет обнаруживается положительная корреляция между этими показателями:

  Т. А. Зельдович, С. А. Кераминас [23], наблюдая за игрой юных баскетболистов, указали на недостаточную активность игроков при борьбе за мяч, отскочивший от корзины, что, по их мнению, связано с недостатками в специальной прыжковой подготовке юных баскетболистов и с несовершенной техникой выполнения этого приема.

  Специалистами неоднократно отмечалось отставание в  эффективности выполнения технических  приемов, структурно связанных с  проявлением прыгучести [9].

  Таким образом, мы приходим к заключению, что игровая деятельность баскетболистов во многом зависит от уровня развития скоростно-силовой подготовленности спортсменов, т. к. она является основой  специальной физической подготовленности и оказывает существенное влияние  на эффективность выполнения технических  действий. При этом, технические приемы, структурно связанные с проявлением прыгучести, являются ведущими в арсенале квалифицированных баскетболистов и оказывают решающее влияние на результат игры в целом.

  Между тем, в практике тренировки и научных  исследованиях преимущественно  исследуются и анализируются  результаты в ограниченном круге  видов прыжков. В большинстве  случаев это прыжок вверх толчком  двух ног с махом руками или  прыжок в длину с места.

  Так, например, В.М. Корягин [28], исследуя факторную структуру подготовленности баскетболистов различного возраста и квалификации, отмечает высокую значимость показателей прыгучести во всех исследовавшихся возрастных группах (11-12, 13-14, 15-16, 17-18, 19-20 и 21-28 лет). Однако к показателям прыгучести автор относит лишь абсолютную и относительную высоту выпрыгивания и результаты в прыжке в длину с места.

  Р.А. Корнеев [26], изучая динамику уровня физической подготовленности баскетболистов-студентов  Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, отмечает в целом её невыраженность в течение макроцикла. Такое положение является, по мнению исследователя, результатом преимущественно аэробного и аэробно-анаэробного характера большинства средств тренировки. При этом в качестве показателя прыгучести автор рассматривает лишь результаты прыжка вверх. Это выглядит тем более убедительно и оправданно, что в статье приводятся модельные характеристики физической подготовленности и баскетболистов высокой квалификации, среди которых также находится место лишь традиционному прыжку вверх толчком двух ног.

  Аль Кхатиб Ахмад [1], отмечает значение уровня скоростно-силовой подготовленности для эффективного обучения технике основных приёмов игры на этапе начальной подготовки. При этом автор, соглашаясь с общепринятым мнением о том, что разносторонняя подготовленность юных баскетболистов является одним из основных условий успеха в многолетней подготовке и ссылаясь на мнение многочисленных авторов о ведущем месте в структуре специальной физической подготовленности её скоростно-силового компонента, в качестве теста скоростно-силовой подготовленности мышц пояса нижних конечностей применяет также лишь прыжок вверх по методике В.М. Абалакова.

  Ю.В. Озеров [32] считает, что одной из важнейших комплексных скоростно-силовых характеристик баскетболистов является прыгучесть, которая обуславливается, прежде всего, взрывной силой ног. Для ее развития в практике тренировки все шире используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр.

  Анализ  соревновательной деятельности позволил И.В. Ерёмину [24] установить, что баскетболисты  высокой квалификации имеют в  своём арсенале и активно используют чрезвычайно широкий спектр прыжков. Однако явные различия в координационной структуре, различный вклад в отталкивание маховых движений рук и ног обусловил необходимость различения в первую очередь прыжков с отталкиванием одной и двумя ногами, а избранная позиция (степень участия сократительного элемента и упругих компонентов мышц) позволила выделить среди них прыжки с места, с одного шага и разбега.

  Автор отмечает, что, во-первых, прыжки толчком  одной ногой с места в баскетболе не выполняются; во-вторых, анализ видеозаписи  позволил сделать заключение о значительном различии по степени участия в  отталкивании упругих компонентов  прыжков с места и разбега. Это обусловило выделение им также  и промежуточного вида прыжков –  с шага. Прыжки с отталкиванием  одной ногой с разбега отличаются ещё более значительной нагрузкой  на упругие компоненты мышц, чем  в прыжке с разбега с отталкиванием  двумя ногами. По мнению И.В. Еремина  в таких прыжках выражен вклад  в отталкивание маховых движений как рук, так и маховой ноги. Такие прыжки имеют сложную координационную структуру, и результативность в них, несомненно, может зависеть от сформированности техники . Прыжки с отталкиванием одной ногой с разбега наряду с прыжками толчком двумя ногами с разбега выполняются на большой скорости и являются основными видами прыжков, применяющимися в атаке.

  Прыжки  с шага с отталкиванием одной  ногой применяются квалифицированными спортсменами не часто, это – скорее следствие ситуации, когда необходимо некоторое смещение во время прыжка и выполнить прыжок, отталкиваясь двумя ногами, не представляется возможным.

  Прыжки  с шага с отталкиванием двумя  ногами – один из наиболее распространённых видов прыжков. Сюда относятся все  прыжки, когда спортсмен, получая  мяч, меняет положение одной из ног  перед броском или делает шаг  для прыжка толчком двумя ногами в защите. Такие движения перед  отталкиванием помогают полнее использовать потенциал упругих компонентов  мышц.

Информация о работе Экспериментальное обоснование развития прыгучести у баскетболисток 15-16 лет