Экономическая эффективность физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:09, реферат

Краткое описание

Развитие и изменение спорта на протяжении человеческой истории может много рассказать о социальных изменениях в обществе. Во все времена во всем мире большое внимание уделялось и уделяется физической культуре и спорту, так как спорт – это одна из социально-культурных сфер, в рамках которой возможны решения множества экономических, политических и других важных задач.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………2
2.Экономическая эффективность физической культуры……………………3
2.1. Научная организация труда……………………………………………..3
2.2.Организация исследования и результаты………………………………6
2.3. Физическая культура и трудоспособность населения………………..11
3.Заключение………………………………………………………………......13
4.Список использованной литературы……………………………………....15

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом. эффект.физра.docx

— 31.12 Кб (Скачать файл)

Кировский филиал Московского Гуманитарно-Экономического Института

 

 

 

 

 

Реферат по физической культуре на тему «Экономическая эффективность физической культуры»

 

 

Работу выполнила студентка 4 курса юридического факультета

Казаковцева Мария Николаевна

Преподаватель Чайкин Виктор Валентинович

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………2

2.Экономическая эффективность  физической культуры……………………3

   2.1. Научная организация труда……………………………………………..3

   2.2.Организация исследования  и результаты………………………………6

   2.3. Физическая культура и трудоспособность населения………………..11

3.Заключение………………………………………………………………......13

4.Список использованной литературы……………………………………....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Развитие и изменение спорта на протяжении человеческой истории  может много рассказать о социальных изменениях в обществе.  Во все времена во всем мире большое внимание уделялось и уделяется физической культуре и спорту,  так как спорт –  это одна из социально-культурных сфер,  в рамках которой возможны решения множества экономических, политических и других важных задач.

Наша страна не является исключением. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России,  стабилизации демографической обстановки и снижении смертности в трудоспособном возрасте.

Недостаточное привлечение детей  и молодежи к занятиям физической культурой и спортом негативно влияет на здоровье будущего поколения,  а также ведет к росту детского и подросткового алкоголизма, наркомании и преступности, что тоже отражается на социально-экономических показателях.

Без комплексных мер по созданию условий для регулярных занятий  физической культурой негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, усугубится.

При сохранении сложившихся тенденций  в развитии физической культуры и  спорта неизбежны:

− дальнейшее ухудшение здоровья граждан РФ и  сокращение продолжительности жизни;

− огромные экономические потери государства  в связи с заболеваемостью  населения

 

 

 

 

2

2.Экономическая эффективность  физической культуры

2.1. Научная организация труда

Научная организация труда (НОТ) - процесс совершенствования организации труда персонала на основе современных достижений науки, техники, технологии.

Начало применения системы НОТ  относится к 1910–1915 г.г. в США, когда американским инженером Тейлором Ф. У была предложена система методов организации и нормирования труда, управления производственными процессами, подбора, расстановки рабочей силы, стимулирования труда и т. д., направленная на существенное повышение интенсивности а, в конечном счете, производительности труда. Система предусматривала учет психофизиологических особенностей человека при чередовании труда и отдыха в трудовом процессе.

Современная научная организация  труда включает в себя как организационно-технические  и технико-экономические, так и  психофизиологические аспекты организации  труда и управления. Совершенствование  организации труда и управления персоналом в индустриально развитых странах является объектом специального изучения многочисленными научно-исследовательскими учреждениями.

В период ускорения научно-технического прогресса физическая культура все  больше внедряется в систему научной  организации труда (НОТ), являясь  одним из ее средств.

Производительность труда и  его интенсивность – две стороны  единого процесса, направленного  на увеличение массы продуктов труда. Между тем общественно необходимый  уровень интенсивности труда, который  имеет свои физиологические и  социальные границы, не должен превышать  пределов, определяемых требованиями нормального воспроизводства рабочей  силы к 

3

следующему рабочему дню или  циклу работы, так как переступание физиологической границы влечет за собой ускоренный износ человека как рабочей силы. Именно поэтому интенсивность труда каждого работника всегда ограничивается его физическими возможностями. Но эти возможности, т.е. физиологические границы интенсивности труда человека, весьма эластичны и могут быть изменены при направленном применении средств физической культуры и спорта. Методически правильные занятия, по мнению Ильинича В. И., Волковой Т. В и др. авторов, оказывают благотворное влияние на интенсивность и производительность труда. Это связано с тем, что у занимающихся физической культурой и спортом уровень функциональных возможностей, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Кроме того, они обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий.

Сложившаяся негативная ситуация в  отношении здоровья населения России вообще и учащейся молодежи в частности, с свойственной ей нарастающей гипокинезией на фоне нервно-психической напряженности, без сомнений, делает проблему внедрения  физических упражнений в быт и  учебно-трудовой процесс актуальной.

Научная организация труда призвана уменьшить периоды пониженной работоспособности, т. е. уменьшить фазу врабатываемости  и фазу пониженной работоспособности. Это достигается разумным чередованием работы и отдыха, организацией рабочих  мест, использованием функциональной музыки, производственной гимнастики: вводной гимнастики и физкультурной паузы.

Интеллектуальный труд, по данным Виленского М. Я., Ильинича В. И. и др., с его повышенными требованиями к психической устойчивости, длительным нервным напряжениям, способности перерабатывать большой поток

4

разнообразной информации отличается от труда физического. Наступление  нервного утомления (умственного) в  отличие от физического не приводит к автоматическому прекращению  работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые, накапливаясь и углубляясь, приводят к заболеванию  человека. Так называемые «болезни цивилизации» особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным  напряженным умственным трудом и  эмоциональными нагрузками.

Анализ литературных источников, материалов интернет сайтов и профессиограмм  позволил выделить ряд наиболее актуальных проблем, возникающих у представителей умственного труда к которым можно отнести: секретарей-референтов, делопроизводителей и документоведов, операторов ЭВМ, врачей, инженеров, управленцев, научных работников и др. Эти проблемы связаны с ухудшением здоровья и возникновением профессиональных заболеваний:

  1. Сухой глаз бухгалтера (снижается резкость зрения),
  2. Локоть компьютерщика (воспаление синовиальных сумок),
  3. Болезнь машинисток (воспаление сухожилий в области большого пальца),
  4. Напасть банкира (лишний вес, угнетение репродуктивной функции),
  5. Перенапряжение мышц осанки (приводит к проблемам позвоночника),
  6. Информационный бум (перенапряжение нервной системы).

 

 

 

 

 

 

5

2.2.Организация исследования  и результаты

Попытка решения проблем, связанных  со снижением негативного влияния  отдельных факторов производства н  организм обучающихся и работников умственного труда привела к  возникновению гипотезы, ставшей ведущей идеей нашего исследования: «Физические упражнения в режиме трудового дня и активного отдыха обязательное условие сохранения стабильной работоспособности и здоровья».

Цель исследования: Установить влияние физических упражнений в режиме учебно-трудового дня и активного отдыха на состояние здоровья и работоспособность работников интеллектуального труда некоторых предприятий.

Объект исследования: Процесс организации режима труда и отдыха специалистов некоторых городских предприятий и обучающихся по профессии Документационное обеспечение управления и архивоведение.

Предмет исследования: Формы организации занятий физическими упражнениями в режиме труда и отдыха специалистов и обучающихся по профессии Документационное обеспечение управления и архивоведение.

Данное исследование позволит выявить  характер утомления, обусловленного негативным влиянием профессии на организм и  разработать в дальнейшем комплекс мероприятий для сохранения стабильной работоспособности, укрепления здоровья и создания благоприятных возможностей для профессионального роста. Если же удастся доказать прямо пропорциональную зависимость использования физических упражнений в режиме труда и отдыха обучающихся и работающих специалистов на их состояние здоровья, то это, безусловно, поможет формированию позитивного  отношения обучающихся к физической культуре и спорту, ведению здорового  образа жизни.

6

Мы обозначили пять возрастных групп  участников исследования:

  1. 15–19 лет – учебный стаж 1–3 года (160 человек);
  2. до 25 лет – стаж работы по специальности до 5 лет (40 человек);
  3. до 35 лет – стаж работы до 10 лет (40 человек);
  4. до 45 лет – стаж работы до 20 лет (40 человек);
  5. старше 45 лет – рабочий стаж более 20 лет (40 человек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Участвовавшие в исследовании обучающиеся  колледжа выполняли тест вегетативной лабильности и отвечали на вопросы  анкеты. Учитывались посещаемость девушками  занятий физической культуры, спортивных секций, участие в соревнованиях  и других физкультурно-массовых мероприятиях, самостоятельные занятия физическими  упражнениями, соблюдение режима учебно-трудового  распорядка в течение учебного года.

Так, за посещение уроков физической культуры обучающиеся получали максимально 200 баллов. При пропуске занятий определенное количество баллов вычиталось. За самостоятельное систематическое выполнение комплексов упражнений по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, комплексов УГГ и т.д. присуждалось 25 баллов. Занятия в спортивных секциях по видам спорта оценивались в 100 баллов, участие в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня – 50 баллов (каждое).

Анализ результатов исследования

Так, большинство девушек, учащихся колледжа – 87 человек (54,4 %) имеют хороший уровень физических возможностей. Все они участвуют в спортивной жизни колледжа, регулярно выполняют комплексы по общей физической подготовке самостоятельно, посещают тренажерный зал, предпочитают активный отдых пассивному времяпровождению. Из них 25 % занимаются в спортивных секциях. Пропуски обязательных занятий физической культуры за учебный год в этой подгруппе не превышают 14 %. Рейтинг физической подготовленности девушек в среднем составил 381 балл.

Высокий уровень вегетативной лабильности  показали 17,5 % испытуемых (28 человек). Это обучающиеся, активно участвующие в спортивной жизни колледжа, имеющие процент посещения уроков физической культуры не менее 95 %. Их рейтинг самый высокий в группах и на курсе и равен 515 баллам.

8

45 участвующих в исследовании обучающихся (28,1 %) имеют средний уровень вегетативной лабильность, что свидетельствует о наличие определенных проблем со здоровьем. Это подтверждается пропусками по болезни учебных занятий (до 20 %). Девушки не проявляют активности и во внеурочных мероприятиях по физической культуре, самостоятельно занимаются физическими упражнениями бессистемно. Рейтинг физической подготовленности у них соответственно не более 200–210 баллов.

У участвующих в исследовании специалистов, работающих на предприятиях, частота  заболеваний и уровень вегетативной лабильности зависели не только от физической активности в течение  трудового дня, недели, но и от организации  режима питания. Расчет коэффициента корреляции показал положительную зависимость между этими показателями.

Среди специалистов, работающих в  колледже и принимающих участие  в эксперименте (15 человек), не смотря на разницу в возрасте и трудовом стаже, пятеро имеют высокий и восемь человек хороший уровень вегетативной лабильности при рейтинге физической культуры от 150 до 350 баллов, и только двое – средний уровень при рейтинге 75 баллов.

Хороший уровень здоровья и рейтинг  физической культуры (150–350 баллов) у большинства специалистов и инженеров. Хотя многие (35 %) отмечают наличие усталости в конце рабочего дня, рабочей недели, возникающие иногда состояния нервозности, и даже апатию, однако успевают восстановиться и отдохнуть за выходные дни. Высокий уровень здоровья и соответствующий рейтинг физической культуры продемонстрировали (13 %) из специалистов выше указанных предприятий.

Информация о работе Экономическая эффективность физической культуры