Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическая культура"

Вложенные файлы: 1 файл

физра экзамен.docx

— 122.37 Кб (Скачать файл)
  1. Влияние двигательной активности на дыхательную систему. 
     
    Механизм дыхания 
    Механизм дыхания рефлекторный (автоматический). Циклически повторяющаяся деятельность дыхательного аппарата, обусловлена ритмическим возникновением возбуждения в дыхательном центре, расположенном в продолговатом отделе головного мозга. 
    В покое при вдохе сокращаются наружные межреберные мышцы и мышцы диафрагмы. Они увеличивают объем грудной клетки и, благодаря ее герметичности, в полость легких засасывается порция атмосферного воздуха. При выдохе дыхательные мышцы расслабляются и под действием силы тяжести и атмосферного давления объем полости грудной клетки уменьшается, находящийся в легких воздух выходит наружу. 
    ^ При физической работе в акте вдоха дополнительно участвуют мышцы плечевого пояса и разгибатели грудного отдела позвоночного столба, а чтобы ускорить и усилить выдох, в нем принимают участие внутренние межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса. 
    Дыхательный центр связан с ЦНС, поэтому возможна произвольная регуляция дыхания при разговоре, пении, выполнении физических упражнений и в других случаях. 
    ^ Показатели работоспособности дыхательного аппарата 
    Показателями работоспособности органов дыхания являются дыхательный объем, частота дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный долг и др. 
    ^ Дыхательный объем - количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном цикле (вдох, выдох, дыхательная пауза). Величина дыхательного объема находится в прямой зависимости от степени тренированности к физическим нагрузкам и колеблется в состоянии покоя от 350 до 800 мл. В покое у нетренированных людей дыхательный объем находится на уровне 350... 500, у тренированных - 800 мл и более. 
    При интенсивной физической работе дыхательный объем может увеличиваться до 2500 мл.  
    ^ Частота дыхания - количество дыхательных циклов в 1 мин. Средняя частота дыхания у нетренированных людей в покое 16...20 циклов в 1 мин, у тренированных, за счет увеличения дыхательного объема, частота дыхания снижается до 8…12 циклов в 1 мин. У женщин частота дыхания на 1…2 цикла больше. 
    При спортивной деятельности частота дыхания у лыжников и бегунов увеличивается до 20…28 циклов в 1 мин, у пловцов – 36…45; наблюдались случаи увеличения частоты дыхания до 75 циклов в 1 мин. 
    ^ Жизненная емкость легких - максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после полного вдоха (измеряется методом спирометрии). 
    Средние величины жизненной емкости легких у нетренированных мужчин - 3500, женщин - 3000 мл; у тренированных мужчин - 4700, женщин -3500 мл. При занятиях циклическими видами спорта на выносливость (гребля, плавание, лыжные гонки и т.п.) жизненная емкость легких может достигать у мужчин 7000 и более, у женщин 5000 и более мл. 
    ^ Легочная вентиляция - объем воздуха, который проходит через легкие за 1 мин. Легочная вентиляция определяется путем умножения величины дыхательного объема на частоту дыхания. 
    Легочная вентиляция в покое находится на уровне 5000…9000 мл (5...9 л ). 
    При физической работе этот объем достигает 50 л. Максимальный показатель может достигать 187,5 л при дыхательном объеме 2,5 л и частоте дыхания 75 дыхательных циклов в 1 мин. 
    ^ Кислородный запрос - количество кислорода, необходимое организму для обеспечения процессов жизнедеятельности в различных условиях покоя или работы в 1 мин. 
    В покое в среднем кислородный запрос равен 260...300 мл. При беге на 5 км, например, он увеличивается в 20 раз и становится равным 5000...6000 мл. При беге на 100 м за 12 с, при пересчете за 1 мин, кислородный запрос увеличивается до 7000 мл. 
    Суммарный, или общий, кислородный запрос - это количество кислорода, необходимое для выполнения всей работы. 
    ^ Потребление кислорода, - количество кислорода, фактически использованного организмом в покое иди при выполнении какой-либо работы за 1 мин. 
    В состоянии покоя человек потребляет 250...300 мл кислорода в 1 мин. При мышечной работе эта величина возрастает. 
    Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе, называетсямаксимальным потреблением кислорода (МПК). МПК зависит от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, кислородной емкости крови, активности протекания процессов обмена веществ и других факторов. 
    Для каждого человека существует индивидуальный предел МПК, выше которого потребление кислорода невозможно. 
    У людей, не занимающихся спортом, МПК равно 2,0…3,5 л/мин. У спортсменов-мужчин может достигать 6 л/мин и более, у женщин - 4 л/мин и более. 
    Величина МПК характеризует функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем, степень тренированности организма к длительным физическим нагрузкам. 
    Абсолютная величина МПК зависит также от размеров тела, поэтому для ее более точного определения рассчитывают относительное МПК на 1 кг массы тела. 
    Для сохранения оптимального уровня здоровья необходимо обладать способностью потреблять кислород на 1 кг массы тела: женщинам - не менее 42, мужчинам - не менее 50 мл. 
    Максимальное потребление кислорода является показателем аэробной .(кислородной) производительности организма, связанной с его способностью выполнять интенсивную физическую работу при достаточном количестве поступающего в организм кислорода для получения необходимого количества энергии. 
    По проценту потребления кислорода от МПК можно регулировать интенсивность тренировочных нагрузок путем определения ЧСС по пульсу. Используя данные табл.4 , можно определить уровень потребления кислорода в различные моменты тренировочного процесса. 
     
    Таблица 4

 
Скорость передвижения

 
Потребление кислорода, % от МПК

 
ЧСС в 1 мин

 
Выше соревновательной на 7…10%

 
90…100

 
Более 180

 
Соревновательная

 
75…85

 
165…175

 
Ниже соревновательной на 10...15%

 
70…75

 
150…160

 
То же на 20…25%

 
60…70

 
150…140


 
 
Считается, что для повышения  уровня аэробной производительности следует  выполнять тренировочные нагрузки с частотой пульса 150...180 уд./мин. 
^ Кислородный долг - разница между кислородным запросом и количеством кислорода, которое потребляется во время работы за 1 мин, например, при беге на 5000 м за 14 мин кислородный запрос равен 7 л/мин, а предел (потолок) МПК у данного спортсмена - 5,3 л/мин; следовательно, в организме каждую минуту возникает кислородный долг, равный 1,7л кислорода, т.е. такое количество кислорода, которое необходимо для окисления продуктов обмена веществ, накопившихся при физической работе. 
При длительной интенсивной работе возникает суммарный кислородный. долг, который ликвидируется после окончания работы. 
Величина максимально возможного суммарного кислородного долга имеет предел (потолок). У нетренированных людей он находится на уровне 4…7 л кислорода, у тренированных может достигать 20…22. л. 
Физическая тренировка способствует адаптации тканей к гипоксии (недостатку кислорода), повышает способность клеток тканей тела к интенсивной работе при недостатке кислорода.

  1. Механизм дыхательного насоса

Дыхательный насос 
При динамической циклической мышечной работе движению крови в венах способствует дыхательный насос. 
Действие дыхательного насоса заключается в том, что при вдохе давление в грудной клетке понижается и даже может достигать отрицательных значений. Поэтому при учащении дыхания во время динамических, преимущественно циклических движений увеличивается присасывающее действие грудной клетки, что способствует продвижению крови по венозным сосудам к сердцу. 
При статических усилиях, сопровождающихся натуживанием, давление внутри грудной клетки, наоборот, повышается, что затрудняет кровообращение и снижает приток крови к сердцу по венам. В результате уменьшается объем крови выбрасываемой в сосудистое русло, снижается АД, ухудшается кровоснабжение всех органов. Длительное или сильное натуживание резко ухудшает кровоснабжение головного мозга, что может привести к обморочному состоянию. 
Поэтому при выполнении силовых статических усилий надо стремиться не задерживать дыхание, а при занятиях с тяжестями (штанга, гири) и поднимании значительного веса необходимо осуществлять страховку. 
При длительном, рационально построенном тренировочном процессе организм квалифицированных спортсменов адаптируется к статическим усилиям с задержкой дыхания, например, в тяжелой атлетике, и отрицательных последствий у спортсменов: не наблюдается. 
 
7. Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом. 
 
^ Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом 
Дыхательная система - единственная внутренняя система, которой человек может управлять произвольно. Поэтому можно дать следующие рекомендации: 
 
а) дыхание необходимо осуществлять через нос, и только в случаях интенсивной физической работы допускается дыхание одновременно через нос и узкую щель рта, образованную языком и небом. При таком дыхании воздух очищается от пыли, увлажняется и согревается прежде чем поступить в полость легких, что способствует повышению эффективности дыхания и сохранению дыхательных путей здоровыми; 
 
б) при выполнении физических упражнений необходимо регулировать дыхание: 

  •  
    во всех случаях выпрямления тела делать вдох;
  •  
    при сгибании тела делать выдох;
  •  
    при циклических движениях ритм дыхания приспосабливать к ритму движения с акцентом на выдохе. Например, при беге делать на 4 шага вдох, на 5…6 шагов выдох или на 3 шага вдох и на 4…5 шагов выдох и т.д.
  •  
    избегать частых задержек дыхания и натуживания, что приводит к застою венозной крови в периферических сосудах. 
    Наиболее эффективно функцию дыхания развивают физические циклические упражнения с включением в работу большого количества мышечных групп в условиях чистого воздуха (плавание, гребля, лыжный спорт, бег и др.).

 
8. Воздействие двигательной  активности на опорно-двигательный  аппарат (кости, суставы, мышцы).

Опорно-двигательный аппарат. Кости. Скелет. Костная ткань. 
Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Большинство сочленяющихся костей, соединяющихся между собой связками и мышечными сухожилиями, образуют суставы (конечности, позвоночник и. др.), в которых происходят движения. Потеря двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани, к ослаблению их прочности, нарушается осанка, становятся узкими плечи, впалой грудь и т. д., что вредно отражается на внутренних органах, заключенных в грудной клетке. 
У взрослых людей ограничение двигательной активности, сочетающееся при некоторых формах труда с необходимостью длительно поддерживать определенную позу, ведет к значительным изменениям костной и хрящевой тканей и особенно неблагоприятно отражается на состоянии позвоночного столба и межпозвоночных дисков. 
Занятия физическими упражнениями и спортом увеличивают прочность костной ткани, способствуют более цепкому присоединению к костям мышечных сухожилий, укрепляют позвоночник и ликвидируют в нем нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке хорошей осанки. 
 Суставы и двигательная активность 
Главная функция суставов - осуществление движения. Вместе с этим они выполняют роль демоферов, своеобразных тормозов, гасящих инерцию движения и позволяющих производить мгновенную остановку после быстрого движения и прыжков. Суставы при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом развиваются, повышается эластичность их связок и мышечных сухожилий, увеличивается гибкость. Отсутствие достаточной ежедневной двигательной активности приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению суставных поверхностей сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, созданию условия для образования в них воспалительных процессов и к другим нежелательным изменениям. 
 Мышечная система и ее функции 
Мышечная система обеспечивает движения человека, вертикальное положение тела, фиксацию внутренних органов в определенном положении, дыхательные движения, усиление кровообращения и лимфообращения (мышечный насос), теплорегуляцию организма. Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. У человека насчитывается более 600 мышц. Они составляют у мужчин 35…40% массы тела, у женщин - несколько меньше, у спортсменов – 50% и более. Механическая деятельность мышц происходит в результате способности мышечных волокон переходить в состояние возбуждения, т.е. в деятельное состояние, под влиянием биотоков, идущих к мышцам по нервным волокнам. Возбуждение мышечных волокон представляет собой сложную систему энергетических, химических, структурных и иных изменений в клетках, обеспечивающих специфическую работу мышечной ткани. Работа мышц осуществляется за счет их напряжения или сокращения. Напряжение происходит без изменений длины (статическая работа) мышц, сокращение - с уменьшением их длины (динамическая работа). Чаше всего мышцы работают в смешанном (ауксотоническом) режиме, одновременно напрягаясь и сокращаясь по длине. 
^Сила мышц. Показатели ее развития 
При работе мышцы развивают определенную силу, которую можно измерить. Сила зависит от количества мышечных волокон и их поперечного сечения, а также от эластичности и исходной длины отдельной мышцы. Систематическая физическая тренировка увеличивает силу мышц именно за счет увеличения количества и утолщения мышечных волокон и за счет увеличения их эластичности. 
Подсчитано, что все мышцы человека содержат около 300 млн мышечных волокон, многие скелетные мышцы обладают силой, превышающей массу тела. Если деятельность волокон всех мышц человека направить в одну сторону, то при их одновременном сокращении, он мог бы поднять груз весом 25 т на высоту 1 м. 
Средние показатели силы мышц-сгибателей кисти сильнейшей руки, кг, представлены в табл.5. 
 
 
Таблица 5. 

 
Пол

 
Спортсмены

 
Не занимающиеся спортом

 
Мужчины

 
100 и более

 
45…55

 
Женщины

 
55 и более

 
30…35


 
 
Скелетные мышцы производят работу посредством костных рычагов. Подробно движения человека изучает специальная  наука – биомеханика. Мышечная система и проявление силы 
Под силой человека понимают его способность развивать максимальное напряжение мышц. Величина силы определяется в килограммах. Она зависит от двигательного навыка и координации движений, которые обеспечивают возможность участия максимального количества мышц в том или ином движении (поднятие груза, напряжение при его удержании и др.). Сила каждой мышцы зависит от развития внутримышечной координации двигательных единиц, при которой обеспечивается их одновременное сокращение. Сила каждого из мышечных волокон связана с его строением и биохимическим составом, При усилии общего характера сила зависит от функции ЦНС, сердечно-сосудистой системы (кровь должна проходить через сжатые сосуды легких и мышц), тканевого дыхания. Локальные усилия зависят в основном от функции нервной и сосудистой систем и местного кровообращения (микроциркуляции). Восстановление после усилия связано с активным переключением к тормозным процессам в ЦНС и расслаблением напрягавшихся мышц. 
 
 
9. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Этапы формирования двигательного навыка. 
 
^ Рефлекторная природа двигательной деятельности 
Нервная система действует по принципу рефлекса. Рефлекс - это реакция организма на раздражение, поступающее из внутренней или внешней среды, осуществляемая при посредстве ЦНС. Биологическая сущность рефлекса - в приспособлении организма к изменениям во внешней и внутренней среде. С помощью механизма рефлекса осуществляется единство организма и среды. 
Всякое мышечное движение имеет рефлекторную природу, рефлекторным же путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем. 
Рефлекторная дуга - путь, по которому распространяется возбуждение, - состоит из трех частей: афферентной (воспринимающей прибор и центростремительный нерв), центральной (участок ЦНС) и эфферентной (проводящей нервный путь к действующему органу). Эти части дуги могут быть простыми, состоящими из одной лишь нервной клетки, но могут быть и очень сложными, особенно центральная часть, которая может включать в себя много миллионов и даже сотен миллионов клеток (нейронов). 
 
Спортивная и трудовая деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, осуществляется по принципу взаимосвязи условных рефлексов и динамических стереотипов с безусловными рефлексами. 
Унаследованные рефлексы, от рождения заложенные в нервной системе, в ее структуре, в связях между нервными клетками, называют безусловными рефлексами. Объединяясь в длинные цепи, безусловные рефлексы являются основой инстинктивного поведения. У человека и у высших животных в основу поведения заложены условные рефлексы, вырабатываемые в процессе жизнедеятельности на основе безусловных рефлексов. 
^ Образование двигательного навыка 
Двигательный навык - форма двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса в результате соответствующих систематических упражнений. 
Формирование двигательного навыка последовательно проходит три фазы: генерализации, концентрации, автоматизации. 
^ Фаза генерализации характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу вовлекаются лишние группы мышц, а напряжение работающих мышц оказывается неоправданно большим. В этой фазе движения скованы, неэкономичны, плохо координированы и неточны. 
Фаза генерализации сменяется фазой концентрации, когда излишнее возбуждение, благодаря дифференцированному торможению, концентрируется в нужных зонах головного мозга. Исчезает излишняя напряженность движений, они становятся точными, экономичными, выполняются свободно, без напряжения, стабильно. 
В фазе автоматизации навык уточняется и закрепляется, выполнение отдельных движений становится как бы автоматическим и не требуется деятельный контроль сознания, которое может быть переключено на окружающую обстановку, поиск решения и т.Л. Автоматизированный навык отличается высокой точностью и стабильностью выполнения всех составляющих его движений. 
Автоматизация навыков делает возможным выполнение одновременно нескольких двигательных действий. 
В образовании двигательного навыка участвуют различные анализаторы: двигательный (проприоцептивный), вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный. 
 Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности 
Для выполнения четких целенаправленных движений необходимо непрерывное поступление в ЦНС сигналов о функциональном состоянии мышц, о степени их сокращения, напряжения и расслабления, о позе тела, о положении суставов и угла сгиба в них. 
Вся эта информация передается от рецепторов сенсорных систем и особенно от рецепторов двигательной сенсорной системы, от так называемых проприорецепторов, которые расположены в мышечной ткани, фасциях, суставных сумках и сухожилиях. 
От этих рецепторов по принципу обратной связи и по механизму рефлекса в ЦНС поступает полная информация о выполнении данного двигательного действия и о сравнении ее с заданной программой. 
Каждое даже самое простое движение нуждается в постоянной коррекции, которая и обеспечивается информацией, поступающей от проприорецепторов и от других сенсорных систем. При многократном повторении двигательного действия импульсы от рецепторов достигают двигательных центров в ЦНС, которые соответствующим образом меняют свою импульсацию, идущую к мышцам, с целью совершенствования разучиваемого движения. 
 
По такого рода сложному рефлекторному механизму происходит совершенствование двигательной деятельности. 
^ Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. 
Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может осуществлять трудовую деятельность, общаться с другими людьми, создавать произведения искусства, заниматься спортом. 
Двигательная функция поддерживает сохранение связей организма с внешней средой как за счет совершенствования механизмов, обеспечивающих управление- сложными по координации движениями, так и в результате развития физических качеств: силы, быстроты движений, выносливости. Организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температурных, барометрического давления, влажности воздуха, силы воздействия солнечной и космической радиации. 
Под влиянием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация к разнообразным стрессовым факторам благодаря совершенствованию соответствующего нейроэндокринного аппарата. 'Физические упражнения, активизируя нервные и гуморальные механизмы регуляции двигательных функций, приводят к повышению устойчивости не только к двигательным нагрузкам, но и к любым сильнодействующим раздражителям.

10. Здоровье. Проблема  здоровья человека в условиях  научно-технического прогресса.

Здоровье  – динамическое состояние физического, социального и духовного благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, психологических и биологических функций при максимально долгой продолжительности жизни.

Влияние научно-технического прогресса на здоровье человека

За несколько десятилетий компьютерная технология сделала потрясающий  рывок в своем развитии! Уже  никого не удивляют компьютеры дома. А  сотовые телефоны — уже не роскошь, а необходимость. Раз уж мы живем в XXI в. и нам никуда не деться от научно-технической революции, то давайте поговорим о влиянии современной техники на здоровье человека, особенно на организм ребенка. Знания помогут не только правильно и эффективно использовать достижения науки, но и сохранить здоровье. И в первую очередь сегодня нас с вами интересует вопрос о здоровье наших детей. Как помочь им избежать пагубного влияния изобретений современного общества, как научить их ориентироваться в многообразии вновь и вновь появляющихся продуктов прогресса. Для этого надо самим быть во всеоружии, знать плюсы и минусы современной техники. Данный вопрос и является целью моей лекции.

Компьютер

То, что пребывание ребенка длительное время за компьютером вредно для  его здоровья, известно всем. Однако не все родители знают, как влияет компьютер на ребенка и сколько  времени он может проводить, сидя за монитором. Существуют четыре основных вредных фактора: Нагрузка на зрение, Стесненная поза, Нагрузка на психику, Излучение.

Нагрузка на зрение

Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное  время у ребенка возникают  головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может  привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором. Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развитии я близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

Качество монитора

Самым важным фактором в сохранении зрения ребенка играет качество монитора. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке и поэтому  не нуждаются в защитном фильтре. Более того, защитный фильтр для  них вреден. Рассмотрите сравнительную  таблицу. В ней показана нагрузка на зрение при использовании различных  видов мониторов. Час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе.

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"