Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическая культура"

Вложенные файлы: 1 файл

9_klass_fizkultura_podgotovka_k_ekzamenu_teori.docx

— 197.98 Кб (Скачать файл)

9 класс

БИЛЕТ № 1

Вопрос 1. Что понимается под физической культурой и почему она используется для укрепления здоровья человека?

Физическая культура —  составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности (Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», глава 1, ст. 2.).

К материальным ценностям  физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортивные залы, медицинские учреждения, занимающиеся проблемами физической культуры и др. Их количество в отношении к численности населения — важный показатель развития физической культуры.

К духовным ценностям физической культуры можно отнести науку  о физическом воспитании и спорте, сеть учебных заведений, готовящих  специалистов в области физической культуры и спорта, произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, музыка, кино), систему управления в сфере физической культуры.

Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Причем в различные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте занятия физической культурой необходимы для повышения физической подготовки, совершенствования физического развития, обеспечения физической работоспособности, готовности Ее труду, службе в Армии. Занятия также способствуют профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте.

 В зрелом возрасте  физическая культура нужна в  первую очередь для укрепления  здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения.

В преклонном возрасте занятия  физической культурой позволяют  сохранять здоровья и активное долголетие, замедляя инволюционные процессы, предупреждая прогрессирование хронических заболеваний и возможные осложнения.

Основными средствами физического воспитания в молодом, зрелом и преклонном возрастах являются физические упражнения. Физические упражнения — это двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека.

Многократно повторяемые  физические упражнения с соблюдением  правильной дозировки и методической последовательности приводят к совершенствованию форм и функций организма человека, укрепляют здоровье, формируют и совершенствуют двигательные навыки, содействуют духовному развитию.

Во все времена была известна польза физической культуры. О ней говорили, писали, ей посвящались трактаты.

Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, Как физическое бездействие. Великий древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.) не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Гален (ок. 130 — ок. 200 гг.) в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «... движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движениям.

Приведем еще ряд высказываний великих людей о пользе движения и физических упражнений.

Авиценна (Абу-Али Ибн Сина, ок. 980-1037 гг.) — ученый, философ, врач: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств», «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни».

Гиппократ: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Гораций (65—81 гг. до н.э.): «Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь».

Джон Локк (1632-1704 гг.) — английский философ-материалист: «Гимнастика удлиняет молодость человека».

Плутарх (ок. 45 — ок. 127 гг.) — древнеримский писатель и историк: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос».

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований лишь около 10 % молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7—9 лет, снижается производственный потенциал общества.

Сегодня человек меньше двигается, а значит его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т.е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Вопрос 2. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

К современным спортивно-оздоровительным  системам физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения относятся: ритмическая (аэробная) гимнастика, шейпинг, степ-аэробика, слайд-аэробика, велоаэробика, аквааэробика, бодибилдинг (атлетическая гимнастика) и др.

Ритмическая гимнастика (аэробная гимнастика) — это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, без пауз и остановок для объяснения упражнений).

Ритмическая гимнастика развивает  силу и гибкость, улучшает телосложение, координацию движений, развивает чувство ритма, способствует развитию грациозности, свободы движений, повышает физическую работоспособность.

Выполнение комплексов ритмической  гимнастики с заданной интенсивностью приводит к средней потере веса на 150-300 г за одно занятие. Однако эти потери не позволяют существенно снизить вес без сочетания с правильной диетой. Если калорийность съедаемой пищи больше, чем расход энергии, то потерянные на занятиях граммы быстро восстанавливаются.

Тренирующий эффект достигается  при 2—3 занятиях в неделю продолжительностью 30—45 мин.

Шейпинг — это система физических упражнений (преимущественно силовых) для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма. Шейпинг-тренировка представляет собой комплекс упражнений, последовательно нагружающих различные группы мышц. Они прорабатываются многократным повторением циклических упражнений, выполнять которые следует в умеренном темпе до упора (до максимальной нагрузки). Первый этап шейпинг-занятий — упражнения, направленные на уменьшение жировых отложений (для этого индивидуально рассчитываются оптимальные режимы тренировки и питания). Второй этап — увеличение мышечного объема в нужных местах, чтобы фигура приобрела красивые, изящные формы.


Степ-аэробика — это система физических упражнений с использованием степ-платформы с изменяемой высотой. Обычная высота степ-платформ 15—30 см (для начинающих .15—20 см), ширина — около 50 см. Платформы изготовляют из плотного полиэтилена, который выдерживает нагрузку около 600 кг. Выполняя под музыку различные шаги (подъем-спуск), танцевальные движения, быстрые переходы, часто меняя ритм и направление движений, можно получить нагрузку, равноценную беговой тренировке. А чтобы выжать больше пота и сжечь больше жира, можно взять в руки гантели. Упражнения на степ-платформе довольно просты, их могут выполнять люди разного возраста и уровня физической подготовленности. Степ-аэробика эффективна для коррекции формы голени, бедер и ягодиц. При регулярных занятиях улучшается работа сердечно-сосудистой системы, повышается выносливость.

Слайд-аэробика — это система физических упражнений на специальной гладкой (пластиковой) дорожке длиной 183 см и шириной 61 см. Занимающиеся надевают особую обувь и носочки, встают на слайд и скользят по ней, имитируя движения конькобежца, лыжника или роллера. Слайд-аэробика позволяет развивать аэробную (общую) выносливость, целенаправленно развивать силу мышц ног, корректировать форму бедра.

Велоаэробика — это динамичная тренировка на велотренажере под музыку и видеосопровождение. На экране монитора крутые горные подъемы сменяются пологими спусками или извилистыми лесными дорожками, создающими эффект присутствия. «Велосипедист» пытается на велотренажере преодолеть видеопрепятствия. Велоаэробика незаменима для полных людей, она разгружает суставы и прекрасно сгоняет лишний жир (расход энергии доходит до 19ккал/мин).

Аквааэробика — это система физических упражнении в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения,

Аквааэробика построена  на преодолении сопротивления воды, что дает дополнительную нагрузку и создает эффект тренировки с отягощением. Это способствует более эффективному снижению веса, повышает выносливость и улучшает координацию движений.

Идеальная глубина для  занятий аквааэробикой — метр-полтора. Для занятий нужны специальные  приспособления: аквапояс, позволяющий удерживать тело в вертикальном положении на глубокой воде, акваперчатки (похожи на лягушечьи лапки), аквагантели и акваштанги, аквастеп, эластичные бинты, ласты, дощечки, обручи, отягощения, закрепленные на запястьях или лодыжках. Все они позволяют выполнять в воде самые разные упражнения (ходьба, бег, прыжки и подскоки в разных направлениях, махи руками и ногами, танцевальные шаги и др.).

Аквааэробика улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развивает физические качества (выносливость, гибкость, силу и координацию); способствует коррекции телосложения; повышает уровень работоспособности; оказывает положительное влияние на психику человека.

Бодибилдинг («строительство» тела) — это система упражнений с отягощениями, направленная на укрепление здоровья, развитие силы и создание красивого, гармоничного телосложения.

Внешний эффект силовых упражнений выражается в соответствующих   изменениях   форм   телосложения и осанки. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно  важных функций организма и осуществления двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращений особенно венозному.

Специфический режим мышечной активности в сочетании с рациональным питанием способствует усилению белкового обмена, улучшению кровоснабжения мышц утолщению мышечных волокон. Наряду с рабочей гипертрофией мышц происходит увеличение капиллярной сети, снижение кровяного давления, уменьшение отложений холестерина на стенках сосудов, освобождение от излишних жировых накоплений, повышение мышечного тонуса и улучшение самочувствия.

В современном бодибилдинге классическими канонами гармоничного развития стали широкие плечи, подчеркнутые хорошей формой дельтовидных мышц, мощные грудные мышцы с развитыми верхними частями и отчетливым уступом в нижней части, сильные широчайшие мышцы, сужающийся к талии торс; рельефные мышцы живота; крепкие бедра с сильно развитыми икроножными мышцами; богатырски развитые руки.

В настоящее время в  оздоровительной физической культуре широкое применение получили различные тренажеры и тренажерные устройства, которые помогают избавиться от лишнего веса, приобрести красивую осанку, укрепить сердечную мышцу и развить выносливость. Такие тренажеры называют «аэробными», поскольку во время занятий на них происходит интенсивный кислородный обмен. К ним относятся: велотренажеры (ременные, магнитные), велоэргометры, беговые дорожки.

В последнее время все  большую популярность завоевывают «беговые дорожки». В первую очередь это связано с тем, что в больших городах загазованность воздуха настолько велика, что вреда от бега на открытом воздухе может быть больше, чем пользы. Во-вторых, беговые дорожки, как правило, содержат мини-компьютер, выдающий полезную информацию (пройденное расстояние, скорость, число израсходованных калорий и др.). Но самое главное, что эти тренажеры играют роль «домашнего» тренера. Тренировочные программы, содержащиеся в памяти компьютера, поддерживают параметры тренировки таким образом, чтобы избежать негативного влияния на сердце.

Компьютер оживляет тренировки: на мониторе изображаются различные ландшафты, делающие занятия эмоционально привлекательными.

«Беговые дорожки» бывают двух основных типов: механические и электрические. Встав на дорожку и перебирая ногами, занимающийся тем самым приводит в движение беговое полотно, компьютер выводит на небольшой дисплей лишь самые основные показания: скорость движения, расстояние, время тренировки, количество сжигаемых калорий.

Уровень нагрузки устанавливается, как правило, с помощью изменения угла наклона бегового плотна, а в некоторых моделях реализована возможность притормаживания полотна с использованием магнитной системы нагружения (эти тренажеры называют «магнитными»).

Электрические беговые дорожки  приводятся в движение электромотором. Электромотор способен «разгонять» беговое полотно с амортизирующим покрытием до скорости 10—16 км/ч. Различные параметры тренировки задаются автоматически, нажатием кнопки изменяется угол наклона бегового полотна. Многофункциональный дисплей отображает исчерпывающую информацию, начиная от параметров тренировки и заканчивая состоянием здоровья тренирующегося.

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"