Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:40, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическая культура"

Вложенные файлы: 1 файл

9_klass_fizkultura_podgotovka_k_ekzamenu_teori.docx

— 197.98 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТ № 2

Вопрос 1. Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит и как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия)?

Физическое развитие — процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфо-функциональных свойств человеческого организма.

О физическом развитии человека судят по размерам и форме его  тела, развитию мускулатуры, функциональным возможностям дыхания и кровообращения, показателям физической работоспособности.

Основными показателями физического  развития человека являются:

  1. Показатели телосложения: рост, вес, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др. Эти показатели характеризуют, прежде всего, биологические формы (морфологию) человека.
  2. Показатели развития физических качеств человека: силы, скоростных способностей, выносливости, гибкости, координационных способностей. Эти показатели в большей мере отражают функции мышечной системы человека.
  3. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Для человека типичной является следующая кривая  процесса физического  развития.

Примерно до 25 лет большинство  морфологических показателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 40—50 лет физическое развитее стабилизировано, т.е. остается на определенном уровне. В дальнейшем по мере старения функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Физическое развитие каждого  человека во многом зависит от таких факторов, как наследственность, среда и двигательная активность.

     Наследственность  обусловливает тип нервной системы,  телосложение, осанку и многие  другие компоненты физического развития. Причем генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет потенциальные возможности и предпосылки хорошего или плохого физического развития. Конечный же уровень развития форм и функций организма будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной деятельности.

    Процесс физического  развития подчиняется закону  единства организма и среды  и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К ним, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания, материального обеспечения, а также качество питания (калорийность, сбалансированность) в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма.

Определенное влияние  на физическое развитие человека оказывает  климато-географическая среда, а также  экологические условия проживания.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют: биологический закон упражняемости (повторяемости действий) и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Величина и характер двигательной деятельности человека, вид спорта, которым он занимается, в значительной степени влияют на многие морфофункциональные показатели физического развития. Так например, в баскетболе, волейболе, прыжках в высоту и т.п. рост тела в длину ускоряется, в то время как при занятиях тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой — замедлятся.

Под влиянием систематических  тренировочных занятий .человек может существенно улучшать практически все двигательные способности, а также успешно устранять средствами физической культуры различные недостатки телосложения и врожденные аномалии, например сутулость, плоскостопие и др.

Рост, вес, окружность грудной  клетки, жизненную емкость легких, силу мышц измеряют с помощью специальных приборов.

Рост (длина тела) измеряется антропометром (ростомером), вес (масса тела) определяется на медицинских весах с точностью до 50 г через 2-3 ч после еды при максимальном обнажении человека, окружность грудной клетки — сантиметровой лентой, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — водным или сухим спирометром, сила мышц — динамометрами. С помощью динамометров определяют силу мышц — сгибателей кисти и пальцев (кистевая динамометрия), а также силу мышц-разгибателей позвоночного столба (становая динамометрия).

Вопрос 2. Что необходимо делать при избыточной массе тела?

Основными компонентами массы  тела являются мышечная, костная и  жировая ткань. Их соотношение в  значительной мере зависит от условий двигательной деятельности и питания.

Избыточный вес (масса) тела — вес, превышающий в той или иной мере показатели нормального веса (до 20 %) и происходящий, главным образом, за счет накопления жировой ткани.

Среди причин, приводящих к  избыточному весу и ожирению, основными (более 90 % случаев) являются недостаточная двигательная активность и излишнее питание (поступление калорий превышает энергетические потребности организма). Очевидно, что эффективным средством борьбы с ожирением является снижение калорийности питания или увеличение энергорасхода.

Преимущество увеличения энергорасхода за счет физических упражнений по сравнению с ограничением питания состоит в том, что при физических упражнениях нет потерь белка, снижения массы тканей, не содержащих жира, т.е, физическая нагрузка предохраняет организм от отрицательного баланса.

При двигательной деятельности энергетические траты организма  тем больше, чем больше длительность и интенсивность физической нагрузки.

Для снижения жировой массы  эффективными являются упражнения циклического и ациклического характера умеренной интенсивности, т.е. упражнения аэробного характера, связанные со значительным потреблением кислорода. При длительном их выполнении (30 мин и более) углеводные запасы в организме постепенно исчерпываются и расход энергии осуществляется за счет использования (окисления) жиров. Аэробные упражнения позволяют избавиться от 0,5 кг веса за каждые две недели. К числу таких упражнений относятся: бег на лыжах, плавание, оздоровительный бег, езда на велосипеде, быстрая ходьба со скоростью 7 км/ч, аквааэробика, степ-аэробика, велоаэробика и др.

     Длительность  и интенсивность физических упражнений  должны быть такими, чтобы пульс в течение всей физической нагрузки достигал не менее 130 уд./мин.

БИЛЕТ № 3

Вопрос 1. Что понимается под физическими упражнениями? Основные способы их дозирования.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, которые развивают физические качества, укрепляют здоровье и повышают работоспособность человека.

Слово «физические» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной). Физическая работа внешне проявляется в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово «упражнения» обозначает направленную повторяемость действий с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего внутренним и внешним содержанием. Внутреннее содержание - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.). Внешнее содержание представляет собой совокупность элементов, из которых состоит данное физическое упражнение. Например, прыжок в длину с разбега состоит из четырех элементов: разбег, отталкивание, полет, приземление.

Физические упражнения обязательно  должны дозироваться по величине нагрузки и продолжительности выполнения.

Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Дозе нагрузки, — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятие, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями.

Интенсивность нагрузки характеризуется показателями темпа и скорости движений, ускорения, частоты сердечных сокращений и др.

Соотношение между ними при  выполнении физических упражнений представляет собой обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность и наоборот.

Воздействие нагрузки определяется по реакции организма на выполненную работу. Показателями реакции организма являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и внешние признаки утомления занимающихся (изменение цвета кожи, выделение пота, нарушение ритма дыхания и др.).

Наиболее информативным, объективным и широко используемым в физической культуре и спорте показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. Оптимальный диапазон нагрузок находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин.

Регулирование физической нагрузки достигается следующими способами:

  • изменением количества повторений одного и того же упражнения;
  • изменением суммарного количества физических упражнений;
  • изменением скорости выполнения одного и того же упражнения;
  • увеличением или уменьшением амплитуды движений;
  • варьированием величин внешних отягощений (это может быть вес собственного тела, штанга, гантели, набивные мячи и т.п.);
  • выполнением упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку, бег по ветру и бег против ветра и т.д.);
  • изменением исходных положений (например выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);
  • изменением длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах;
  • проведением занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);
  • увеличением или уменьшением времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

Основное, что определяет величину нагрузки и продолжительность выполнения упражнений, — это возраст, пол занимающихся, уровень их физической подготовленности, состояние здоровья, а также поставленные перед уроком физической культуры или тренировочным занятием цели.

Вопрос 2. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия?

Плоскостопие — опущение (уплощение) сводов стопы.

Плоскостопие чаще всего  появляется вследствие ослабления, переутомления или перегрузки мышц стопы и голени, которые обусловливают ее нормальный свод.

При деформации свода стопы  постепенно утрачивается рессорная  функция и амортизационная роль свода и внутренние органы подвергаются резким толчкам при различных движениях (например, ходьбе, беге).

Обнаружить плоскостопие можно следующим образом. Нужно  намочить ногу или смазать маслом, а потом встать на лист бумаги, чтобы  получить отпечаток формы стопы. Внешний контур должен быть непрерывным, а внутренний имеет изгиб, т.е. только узкая полоска соединяет носок и пятку на отпечатке. Если полоса больше половины ширины отпечатка, значит, имеется плоскостопие.

Плоскостопие встречается  у школьников довольно часто. Уплощение свода стопы (продольного или поперечного) вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

  1. не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве. Оптимальная высота каблука — не более 3—4 см;
  2. для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;
  3. выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей. Например, для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, применяются такие упражнения, как круговые движения стоп, их сгибание и разгибание, обхват небольшого мяча (или шарика) подошвенной поверхностью стоп, подскоки, ходьба на носках, наружном крае стопы, ходьба и бег босиком по песку и гальке, плавание стилем кроль и др.

Примерные упражнения для  профилактики и коррекции плоскостопия следующие:

  1. Ходьба на носках и на пятках.
  2. Ходьба на внешней стороне стоп.
  3. Ходьба на носках в полуприседе.
  4. Ходьба на носках скрестным шагом.
  5. Подъемы на переднюю часть стопы (пружинистые покачивания), стоя обеими ногами на рейке гимнастической стенки, с разным положением стоп: а) параллельно; б) носки вместе, пятки врозь; в) носки врозь, пятки вместе.

6. Перенесение предмета  с одного места на другое, захватив его пальцами.

7. Катание мяча (палочки)  серединой стопы, сидя на стуле.

8. Передвижение вперед, захватывая  пальцами ног полотенце («гусеница»).

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"