Что изучает экономика физической культуры и спорта как наука?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:36, контрольная работа

Краткое описание

Современные экономические системы представляют собой сложные конгломераты взаимодействующих между собой рынков и субъектов хозяйственной деятельности, каждый из которых выполняет определенные функции. Любое предприятие или отрасль занимают свое место в системе общественного разделения труда, удовлетворяет потребности особых групп потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 17.25 Кб (Скачать файл)
  1. Что изучает экономика  физической культуры и спорта как наука?
 
 
 

    Современные экономические системы представляют собой сложные конгломераты взаимодействующих  между собой рынков и субъектов  хозяйственной деятельности, каждый из которых выполняет определенные функции. Любое предприятие или  отрасль занимают свое место в  системе общественного разделения труда, удовлетворяет потребности  особых групп потребителей. 

    Спрос со стороны  бизнеса, государства и массового  потребителя предъявляется как  на материальные товары (т.е. те, которые  имеют вещественную форму), так и  на материальные активы – т.е. работы и услуги, которые в осязаемой  форме не существуют. Соответственно, отрасли и предприятия, которые производят материальные продукты, относят к материальному производству (например, автомобилестроение, пищевую промышленность, металлургию и т.п.), а производящие нематериальные блага (такие, как образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт) – к отраслям нематериального производства. 

    Физической  культуре и спорту свойственны все  атрибуты нематериального производства – производимый отраслью продукт  не имеет осязаемой формы и  предметного воплощения. Однако это  не означает, что его нет. Отрасль  физической культуры и спорта производит такие продукты, как здоровье, долголетие, развлечение, интересный досуг. Подобно  другим отраслям экономики, инвестиции в физическую культуру и спорт  приносит мультиплицирующий эффект – капиталовложения в человеческие ресурсы приносят кратное увеличение первоначальных инвестиций. В отрасли  физической культуры и спорта имеются  свои потребители и производители, свои рыночные и нерыночные институты, собственная индустрия, гармонично встроенная в национальную и международную  экономику. Всю совокупность хозяйственных  отношений, имеющих место в физкультуре  и спорте, а также в смежных  с ней отраслях, изучает специальная  наука – экономика физической культуры и спорта. 

    Экономика физической культуры и спорта представляет собой  прикладную дисциплину, входящую в  комплекс экономических наук, изучающих  хозяйственную деятельность отдельных  экономических субъектов и общества в целом с целью познания и  объяснения природы этой деятельности, прогнозирования экономических процессов и их регулирования. Более конкретно, экономика физкультуры и спорта – это наука, изучающая методы решения теоретических и практических задач, возникающих в сфере спортивных отношений, связанных с использованием материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов на уровне отдельных спортивных организаций и общества в целом. 

    Необходимо  подчеркнуть, что за рубежом термины  «физическая культура» и «экономика физической культуры» практически  нигде не употребляется. Используется комплексный термин «спорт», который  вбирает в себя все многообразие отношений по подготовке, воспитанию, управлению спортом и связанной  с ним деятельностью. В российской практике и странах СНГ используется два термина – «физическая  культура» и «спорт». Однозначной  трактовки этих понятий не существует, однако считается, что физическая культура – это систематическое и разнообразное  совершенствование и укрепление человеческого тела путем физических упражнений; способствует физическому воспитанию широких масс и росту спортивных достижений. 

    Иными словами, под физической культурой у нас  в стране понимается непрофессиональный оздоровительный спорт и его  инфраструктура, система подготовки спортсменов-любителей (физкультурников). В термин «спорт» вкладывается несколько  иной смысл, – это в большей  степени профессиональная и коммерциализированная система, продуцирующая спортсменов и тренеров, то есть людей более профессионально подготовленных, нежели физкультурники. При этом принято подразделять спорт на профессиональный и любительский. Любительский (массовый) спорт – это многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта. Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией. 

    Как следует  из определения, экономика физической культуры и спорта как наука изучает  хозяйственные отношения в спортивной области и спортивной индустрии  на двух уровнях:

    во-первых, на общегосударственном и международном (макро-уровне);

    во-вторых, на уровне отдельных спортивных и физкультурных  организаций, клубов, федераций и  иных объединений с различными формами  собственности и источниками  финансирования (микро-уровне). 

    Таким образом, макроэкономика спорта оперирует агрегированными, совокупными показателями (например, уровнями финансирования и доходов  спортивных организаций и учреждений страны или стран мира, общим количеством  спортсменов, тренеров, фитнес - клубов, спортсооружений и т.д.), выявляет тенденции развития физкультуры  и спорта, вырабатывает меры по государственному регулированию экономических отношений  в спортивной сфере. 

    Микроэкономика  спорта концентрирует анализ на экономическом  поведении отдельных субъектов  в области физкультуры и спорта, исследует функционирование обособленных структурных единиц (отдельных индивидов, а также спортивных организаций  всех видов и организационно-правовых форм). 

    Экономика физкультуры  и спорта призвана решать следующие  задачи:

    Накапливать и систематизировать экономические  знания в области физкультуры  и спорта;

    Генерировать  новые знания и исследования в  сфере экономики физической активности и спорта;

    Выявлять и  формулировать экономические проблемы, возникающие в процессе развития хозяйственных отношений в сфере  физкультуры и спорта, а также  указывать пути их решения;

    Определять  тенденции развития экономических процессов в отечественном и зарубежном спорте, прогнозировать их направление и динамику;

    Выдавать практические рекомендации по повышению эффективности  хозяйственных отношений в физкультуре  и спорте. 

    Исследование  теоретических и практических аспектов экономики физической культуры и  спорта проводится при помощи специальных  методов научного познания, которые зачастую органически сочетаются и в ряде случаев дополняют друг друга. 

    В экономике  физкультуры и спорта используется сравнительно-исторический метод, с  помощью которого путем сравнения  выявляется общее и особенное  в экономических явлениях в их историческом развитии. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить и  сопоставить уровни в развитии изучаемых  явлений и процессов, установить происшедшие в них изменения, определить тенденции и закономерности развития физкультуры и спорта в  контексте общего развития экономики. 

    Следует отметить, что экономические отношения  в области спорта находятся в  постоянном развитии и усложнении взаимосвязей. Поэтому прошлый опыт всегда применим к современным и будущим событиям в ограниченном объеме.  Это обстоятельство обязывает использовать в экономике  физкультуры и спорта и другие методы исследования. В частности, система  экономического анализа строится на дедуктивном методе, то есть на базе общих принципов обосновываются частные хозяйственные процессы. 

    В экономике  физкультуры и спорта также широко применяются методы анализа и  синтеза, когда целостная экономическая  система подвергается процедуре  разбиения на составные части  – отдельно функционирующие рынки  с целью выявления их структуры, строения, а также свойств и  признаков. В то же время используется и метод синтеза, то есть объединения  различных элементов в единую систему. Конкретно это выражается в рассмотрении экономики физкультуры  и спорта как составной части  рыночной экономики в целом, а  система мер по государственному регулированию спортивных отношений  взаимоувязывается с общей концепцией государственного регламентирования хозяйственных процессов в стране и является ее неотъемлемой частью. 

    Наряду с  другими методами в экономике  физкультуры и спорта используется метод научной абстракции, когда  объект исследования освобождается  от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного и находится в нем  существенное, постоянное, типичное. Например, если цены на футболки возрастают, то их начинают меньше покупать. То же самое  можно сказать о кроссовках, лимонаде или бутербродах. Абстрагируясь  от вида товара можно сделать вывод, что данное явление носит характер закономерности, т.е. действительно  для всех товаров. Таким образом, с помощью метода научной абстракции выводится закон спроса. 

    В экономике  физкультуры и спорта для иллюстрации  тенденций и закономерностей  часто используются такие способы  представления данных, как графики, таблицы и диаграммы. С их помощью  удобно проводить экономический  анализ тех или иных  процессов, устанавливать взаимосвязи между  явлениями, использовать инструментарий математики и информационно-компьютерных технологий.

Информация о работе Что изучает экономика физической культуры и спорта как наука?