Характеристика особенностей воздействия системы физических упражнений на физическое развитие и подготовленность, психические качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 01:47, реферат

Краткое описание

Меняющиеся требования к динамичности, зрелищности спортивных соревнований диктуют пересмотр правил соревнований в отдельных видах спорта, а следовательно, изменение методики подготовки спортсмена. Поэтому сравнивать достижения спортсменов прошлого и настоящего непросто. Бегуны, участвовавшие в Олимпийских играх Древней Греции, мчались босиком по песчаной дорожке, без фиксации времени, а современные – по дорожкам с синтетическим покрытием, в специальных беговых туфлях, их время фиксируется до сотых долей секунды.

Содержание

Ввеение
Характер воздействия того или иного вида спорта (системы физических упражнений) на человека.
Характеристика видов спорта, развивающих отдельные физические качества
Бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции
Лыжные гонки
Плавание
Тяжелая атлетика
Атлетическая гимнастика
Гимнастические и акробатические упражнения
Спортивные игры
Заключение
Список использованной литеретуры

Вложенные файлы: 1 файл

1. Характеристика особенностей воздействия видов спорта на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства лично

— 31.59 Кб (Скачать файл)

Велико оздоровительное  значение этого вида спорта благодаря  общим гигиеническим условиям занятий  в лесу, в поле, а также энергичному  закаливающему воздействию морозного  воздуха на организм во время интенсивной  мышечной деятельности. Равномерно повторяющиеся  движения различных частей тела успокаивающе действуют на нервную систему. Ходьба на лыжах при хорошем скольжении благоприятно сказывается и на опорно-двигательном аппарате – улучшаются функции суставов, укрепляются связки.

Благодаря участию подавляющей  массы скелетных мышц при ходьбе на лыжах выполняется большая  динамическая работа в единицу времени  и соответственно происходит большой  расход энергии (у хорошо тренированных лыжников около 1500 ккал/ч при быстром передвижении). Дыхание при этом значительно усиливается: легочная вентиляция может превышать 100 л, а потребление кислорода до 5 л в минуту.

Лыжные гонки являются ценным средством прикладной физической подготовки. Ведь климатические условия  большей части России требуют  умения ходить на лыжах. Занятия же в разнообразных условиях местности при любой погоде способствуют воспитанию решительности, настойчивости. Занятия по пересеченной местности, кроме того, содействуют развитию разнообразных двигательных навыков, высокой координации движений, быстрой двигательной реакции, чувства равновесия.

Таким образом, этот вид спорта дает хорошую разностороннюю физическую подготовки, кроме акцентированного развития выносливости, совершенствует функции зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов. В  связи с тем, что при движении на лыжах в работу вовлекается  большинство скелетных мышц, лыжники  отличаются пропорционально  развитой мускулатурой с хорошими силовыми показателями.

Плавание – один из основных видов спорта, имеющих как оздоравливающее, так и прикладное значение. Различают спортивное и прикладное плавание.

Спортивное плавание включает соревнование различными способами  на дистанции от 50 до 1500 м, проводимые в бассейнах, а также проплывы в открытой воде на различное расстояние.

По воздействию на организм плавание занимает особое место среди  различных физических упражнений благодаря  необычной внешней среде –  воде. Работа дыхательного аппарата пловца имеет свои особенности. Гидравлическое давление на верхнюю часть туловища и сопротивление воды во время  движения сжимают грудную клетку и живот пловца. Выдох у пловца при спортивном плавании также затруднен, так как совершается в воду. Все это способствует развитию у  пловцов дыхательной мускулатуры, подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких. У мужчин-пловцов экскурсия грудной клетки достигает 16 см, а спирометрия – 7500 куб. см и более, что почти в два раза больше нормы. При скоростном плавании поглощение кислорода может превышать даже 5 л в минуту. А ведь жизненная емкость легких – важнейший показатель здоровья человека.

Расход энергии при  плавании в 3-4 раза больше, чем при  ходьбе с той же скоростью. Энергетические траты пловца зависят не только от скорости, тренированности и т.п., но и от температуры воды в силу повышенной отдачи тепла организмом. Деятельность сердечно-сосудистой системы  пловца находится по сравнению с  занимающимися «наземными» видами спорта в более выгодных условиях. Большую роль в этом играет горизонтальное положение тела пловца, массирующее  влияние обтекающей тело воды

Плавание имеет и общее  оздоровительное значение, особенно при тренировках в открытых водоемах. Систематические занятия плаванием  способствуют пропорциональному развитию мускулатуры, повышают функциональную способность органов дыхания  и кровообращения, укрепляют неровную систему, улучшают обмен веществ, имеют  действенный закаливающий эффект. Плавание является жизненно необходимым прикладным навыком, предохраняющим от гибели при несчастных случаях на воде.

Тяжелая атлетика – это вид спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений в поднимании возможно больших тяжестей. В настоящее время соревнования проводятся по весовым категориям в рывке и толчке штанги, а также в сумме результатов в этих двух упражнениях.

При занятии тяжелой атлетикой  совершенствуются в основном способности  к проявлению максимальных по значению мышечных усилий групп мышц нижних конечностей, туловища и разгибателей рук. Техника выполнения основных упражнений, как и в скоростно-силовых видах, включает в свою структуру моменты  проявления акцентированного мышечного  усилия. В эти моменты происходит волевая концентрация и спортсмен стремится развить в движении максимум мощности.

Атлетическая  гимнастика «атлетизм» - система упражнений с отягощениями. Атлетизм – это стремление к здоровому, физически сильному, гармоничному и красивому телу, к сохранению пропорциональных форм и молодой осанки на протяжении долгих лет жизни. В настоящее время атлетическая гимнастика является самостоятельным общедоступным видом спорта, которым последние годы активно занимаются и женщины. Атлетическая гимнастика позволяет существенно увеличить массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и силовой выносливости, к совершенствованию телосложения за счет коррекции размеров отдельных мышечных групп и рельефа мышц. Именно при занятиях атлетической гимнастикой осуществляется избирательное развитие отдельных групп мышц и даже отдельных мышц, подчеркивающих и определяющих форму каждой из частей тела.

Специалисты по атлетизму  считают, что для обеспечения  прогресса необходимо разумное сочетание  тренировки с отягощениями с аэробными  видами физической активности, связанными с усиленным потреблением кислорода (спортивные игры, медленный бег, скакалки,  лыжи и т.п.). При этом важно, чтобы аэробная работа, независимо от ее вида, продолжалась не мене 25-30 мин при частоте пульса, которая вычисляется по формуле 220- возраст. Результативности атлетической гимнастики способствует правильно поставленное питание спортсмена, которое осуществляется с учетом, как индивидуальных особенностей, так и  задач конкретного периода тренировки.

Комплекс соревновательных упражнений по атлетической гимнастике включает в себя упражнения с демонстрацией  развития отдельных групп мышц и  всей фигуры, а также упражнения силовой программы с тестированием  основных групп мышц плечевого пояса, торса, ног. Это жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке, приседание со штангой на плечах, становая («мертвая») тяга.

Гиревой спорт преимущественно  развивает силу и силовую выносливость, то есть способность длительное время  удерживать оптимальные характеристики движений. Вот почему этот вид спорта с его многократными и разнообразными подъемами непредельного веса более прикладен к профессиональной деятельности, требующей проявление силы, чем занятия тяжелой атлетикой (штангой), где тренировка направлена на одноразовые подъемы предельного веса.      Гиревой спорт вполне доступен для всех желающих, поскольку не требует особых условий для занятий и дорогого оборудования, позволяет проводить тренировочные занятия как индивидуально, так и небольшими группами. Соревнования атлетов проводятся по весовым категориям (до 60 кг, до 70 кг, до 80 кг, до 90 кг, свыше 90 кг) с гирями 24 и 32 кг. Основными упражнениями гиревого двоеборья являются рывок (гиря одним непрерывным движением поднимается вверх на прямую руку) и толчок дух гирь двумя руками от плеча.

Основная особенность  гиревого спорта – это продолжительность  выполнения силового упражнения с отягощением  постоянного веса. Например, высокими достижениями в толчке двумя руками считаются подъемы более 30 раз (32 кг) для атлетов весом 60 кг и более 155-160 раз для весовой категории  свыше 90 кг. Это требует не только силы, но и незаурядной силовой  выносливости. Наибольшие требования к проявлению скоростных способностей предъявляют спринтерские дистанции  легкой атлетики (бег на 100, 200 м, барьерный  бег на 100, 110 м), конькобежного спорта (500 м), велоспорта (ряд коротких дистанций  на треке). От спортсменов, выступающих  на этих дистанциях, требуется хорошая  дистанция на старте, быстрота циклических  движений на дистанции. 

Занятия, особенно гимнастическими и акробатическими упражнениями, оказывают мощное стимулирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат. Тренировочный эффект выражается в существенном увеличении подвижности в суставах при одновременном укреплении связочного аппарата, возрастании силовых возможностей мышц в динамических и статических нагрузках, повышении эластичности мышечных тканей. Все эти качества позволяют производить движения с большой амплитудой и высокой скоростью.

Для художественной гимнастики характерны особенно высокие требования к дифференцированию пространственно-временных  и силовых показателей при  действиях  спортсменок со снарядами в условиях ограниченного визуального контроля. Большой акцент на увеличение амплитуды движений в художественной гимнастике выдвигает на первый план развитие такого качества, как гибкость, и снижает значимость силовой подготовки, в то время как в спортивной гимнастике и акробатике основные проблемы тренировки связаны с воспитанием силовых качеств. Надо отметить также присущую данной группе видов спорта эстетическую направленность.

Спортивные игры. Многообразие спортивных игр (футбол, хоккей, волейбол, ручной мяч, теннис и др.), различная степень сложности техники и правил соревнований, различные требования к затрате энергии и интенсивности мышечной деятельности создают предпосылки для занятий играми широким кругом молодежи.  

Спортивное совершенствование  в игровых дисциплинах способствует гармоничному воспитанию у занимающихся основных физических качеств – силы, выносливости, быстроты, гибкости и  координационных способностей. Особенно ценной в прикладном отношении является возможность формирования у спортсменов таких психологических качеств, как успешное ориентирование в быстро изменяющейся обстановке, сохранение интеллектуальной работоспособности и эмоционального равновесия в условиях действия мощных помехообразующих факторов.

Командные спортивные игры особенно способствуют воспитанию таких  положительных свойств и черт характера, как умение подчинять  свои личные интересы интересам коллектива, как взаимопомощь, сознательная дисциплина и др. Таким образом, очевидны широкие  воспитательные прикладные и оздоровительные  возможности этих видов спорта. 

 

Заключение        

 Возможности различных  видов спорта в укреплении  здоровья, коррекции телосложения  и осанки, повышении общей работоспособности,  психической устойчивости, наконец,  в самоутверждении очень велики. При этом здоровье, т.е. такое  состояние организма, которое  обеспечивает полноценное выполнение  всех жизненных функций, выступает  как ведущий фактор, который определяет  не только гармоническое развитие  молодого человека, но и успешность  освоения профессии, плодотворность  его будущей профессиональной  деятельности.        

 Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, - это процесс изменения и становления  естественных морфологических и  функциональных свойств организма  человека в течение его жизни  (рост, масса тела, окружность грудной  клетки, жизненная емкость легких  и др.)

 

Список использованной литеретуры

1. Артемьев, В.П. Теория и методика  физического воспитания. Двигательные  качества: учебное пособие / В.П.  Артемьев, В.В. Шутов. - Могилев: МГУ  им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с., ил.

2. Бочкарева, С.И. ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА: Учебно-методический комплекс / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина,  Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г.  Ростеванов. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 315 с.

3. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического  воспитания / Я.С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1986. - 240 с., ил.

4. Виленский, М.Я. Физическая  культура для студентов: Учебник  для вузов / М.Я. Виленский, А.И.  Зайцев, В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2001. - 446 с.


Информация о работе Характеристика особенностей воздействия системы физических упражнений на физическое развитие и подготовленность, психические качества