Формы закаливания грудничков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 02:17, реферат

Краткое описание

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Терморегуляция грудничков и необходимость проведения закаливающих процедур…………………………………………………5
Формы закаливания грудничков……………………………….………..9
Заключение……………………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

груднички.docx

— 46.25 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по физической культуре 

ФОРМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ГРУДНИЧКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    студент группы 313 

                    Проверил:  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Рязань, 2010 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Терморегуляция грудничков и необходимость проведения закаливающих процедур…………………………………………………5
  2. Формы закаливания грудничков……………………………….………..9

Заключение……………………………………………………………………..21

Список  литературы…………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В понятие «здоровый образ жизни» входит и закаливание, которое, как фактор повышения сопротивляемости, чрезвычайно актуально для детей раннего возраста.

     Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие  спортом, отказ от алкоголя и курения  и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто  болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние  годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

     Закаливание как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим  условиям использовалось с древних  времен. Дошедший до нас опыт закаливания  насчитывает свыше тысячи лет. Абу  Али Ибн-Сина (Авиценна) в VIII-IX веках создал «Канон врачебной науки».Он разделил медицину на теоретическую и практическую, а последнюю – на науку сохранения здоровья и науку лечения больного тела. В одной из глав своего труда Авиценна говорит о купании в холодной воде, в том числе и детей раннего возраста, а также о методах подготовки к своеобразному закаливанию путешественников в условиях жаркой пустыни и зимней непогоды. Древнейший русский летописец Нестор в Х веке описывал, как начинал парить в бане и купать в холодной воде младенцев сразу после рождения. И так – в течение нескольких недель, а затем при каждом нездоровье. Скифы, по свидетельству Геродота и Тацита, купали своих новорожденных в холодной воде. Якуты натирали новорожденных снегом и обливали холодной водой несколько раз в день. Жители Северного Кавказа два раза в день обмывали детей ниже поясницы очень холодной водой начиная с первого дня жизни 2. Основоположник отечественной медицины С.Г. Зыбелин (1735 - 1802 гг.) в «Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней» (1773г.) писал: «Весьма полезно ... мыть младенцев холодной водою для приведения в крепость и для предупреждения многих болезней».

     Столь высокая детская заболеваемость, которую мы имеем, показывает, что  тот образ жизни, который мы ведем, та искусственная среда, которой  мы себя окружаем, при отсутствии специальных  мер отрицательно сказывается не только на взрослых, но и на детях, причем с первых же дней их жизни. Даже когда теми же искусственными условиями удается уберечь ребенка в первые годы жизни, он рано или поздно начинает болеть, не в силах справиться с малейшими отклонениями во внешних условиях. И совершенно курьезным выглядит удивление родителей, когда практически ни разу не заболев за первый-второй годы жизни, ребенок вдруг начинает болеть одной болезнью за другой. Все это приводит к выводу, что закаливание нужно начинать в детстве, и чем раньше, тем лучше.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ  ГРУДНИЧКОВ И 

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР 

     Подход к закаливанию  маленьких детей в современной  медицине связан прежде всего с понятием о терморегуляции ребенка, которая, как нетрудно догадаться, представляется весьма несовершенной. А потому вполне естественно, что о закаливании новорожденных детей речь не идет вовсе (что также соответствует подходу к периоду новорожденности как к периоду наблюдения за ребенком на предмет выявления патологий развития). В результате мы имеем следующие «научные» рекомендации: «воздушные ванны начинают проводить с 1,5–2-месячными детьми…»'; «обтирание начинают детям 2–З-месячного возраста…»; солнечные ванны «можно начинать с детьми 3–4-месячного возраста»; «физические упражнения надо начинать делать каждому здоровому ребенку с 1,5–2-месячного возраста»; «массаж можно начинать с 3–4 недель жизни ребенка…». Так что, по крайней мере, до 3–4 недель единственным «закаливанием» являются «воздушные ванны» при перепеленывании.

     Содержание  младенца весь период новорожденности  в обычно принятых условиях (32–34°С и более 90% влажности) приводит к тому, что едва ли можно вообще говорить о какой-то терморегуляции. Распеленатый, он начинает дрожать даже при комнатной температуре.

     «В целом терморегуляция у новорожденных значительно менее совершенна, чем у взрослых. Это проявляется в неустойчивости температуры тела. Увеличение теплопродукции выражено относительно слабо, отсутствует холодовая дрожь. Усиление теплоотдачи ограничено относительно высокой температурой кожи в термонейтральной зоне и относительно малым количеством образующегося пота. Недостаточная эффективность терморегуляции связана и с относительно большой поверхностью тела, а также с низкой термоизоляцией организма».

     Согласно  правилу Рубнера, или «энергетическому правилу поверхности», теплоотдача ребенка в окружающую среду больше по сравнению со взрослым. Грудной ребенок теряет тепла больше, и его большее производство не компенсирует разницу относительно организма взрослого человека. Соответственно выше температура термоиндифферентной зоны – 32–34°С (у взрослого 28–30°С).

     Более высокая температура термоиндифферентной зоны у детей обусловлена соотношением теплопродукции и теплоотдачи. Теплопродукция в тканях новорожденных в расчете на 1 кг их массы приблизительно в 1,4 раза выше, чем у взрослых, но и теплоотдача у новорожденных вследствие относительной большой поверхности тела и низкой термоизоляции происходит в 2,5 раза интенсивнее, чем у взрослых, поэтому для сохранения постоянной температуры тела требуется более высокая температура внешней среды.

     Кроме того, считается, что терморегуляция ребенка (особенно новорожденного) осуществляется в основном путем механизма химической терморегуляции, то есть путем производства внутреннего тепла, физическая же терморегуляция, то есть при помощи сужения и расширения сосудов, у него развивается лишь позже.

     Наблюдения  за детьми, рожденными в домашних условиях и не подвергаемых смыванию первородной  смазки и пеленанию, находящимися в  постоянном контакте с матерью, с  которыми с самых первых дней занимались гимнастикой и проводили определенные закаливающие процедуры, показывают, что  несовершенная терморегуляция новорожденных  – это миф.

     Другое  дело, что эту терморегуляцию надо «запустить». Естественные условия позволяют это сделать. Запеленывание же и создание условий с постоянной температурой (условий, которые к тому же угрожают перегреву тела, что новорожденные переносят гораздо хуже, нежели охлаждение), приводят к тому, что система эта не только не «запускается», но и атрофируется.

     При рождении ребенок испытывает первую холодовую нагрузку. Даже если в родильной комнате +25°С, перепад температур достигает 13 градусов (в матке температура около 38°С). Причем это происходит на фоне стресса при прохождении через родовые пути. Потребность в кислороде сразу же после рождения повышается в 4 раза. Для сравнения заметим, что для взрослых увеличение потребления кислорода на 76% происходит при холодовой нагрузке, которая считается большой, то есть при 40–50 ккал в потере тепла, не скомпенсированных за время холодового воздействия, что соответствует пребыванию около 1 минуты в воде при 0°С. И хотя повышение потребности в кислороде у ребенка вызвано не только перепадом температур, тем не менее видно, какую нагрузку выдерживает его организм.

     Если  понаблюдать за новорожденными и грудными детьми, ведущими естественный образ жизни, то будем поражены их способностью производить тепло.

     Таким образом, мы видим, что, во-первых, большая относительная величина поверхности тела ребенка не является основанием считать его терморегуляцию несовершенной.

     Во-вторых, в периоде новорожденности для  функционирования системы терморегуляции необходима стимуляция рецепторов кожи, что отсутствует при стандартном  уходе за ребенком.

     Принято считать, что механизмы физической терморегуляции в раннем возрасте не представлены или слабо выражены. С этим связаны представления, что в постнатальном онтогенезе сперва возникают механизмы химической и лишь позднее физической терморегуляции. Но установлено, что механизмы физической терморегуляции начинают функционировать сразу после рождения.

     Функционирование  физической терморегуляции просто очевидно даже у только что родившегося малыша. При обливании холодной водой кожа его краснеет. Если поместить его в теплую воду, то части тела, находящиеся над водой, на прохладном воздухе приобретают синюшный оттенок, тогда как части тела, находящиеся в воде, розовый.

     Что же касается более высокой температуры  термоиндифферентной зоны у новорожденного, то это вполне естественно – ведь ему предназначено быть с матерью, согревающей его своим теплом.

     Миф о несовершенной терморегуляции ребенка привел к страху перед  постоянной угрозой его переохлаждения, а тем более перед применением  сильных холодовых закаливающих процедур.

     Наблюдения  за детьми показывают, насколько эти  страхи неосновательны. При охлаждении ребенок гораздо быстрее, чем  взрослый, способен восстановить свою температуру.

     Однако  не следует превращать закаливание  в набор механически исполняемых  процедур, даже ежедневных. Пусть это  будет образом жизни и способом общения с природой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ФОРМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ГРУНИЧКОВ 

     Закаливание – это повышение внутренних резервов организма в результате воздействия на него естественных природных факторов в границах физиологического стресса.

     К числу так называемых критических периодов (переходных между двумя относительно длительными и стабильными) относят период новорожденности. Важно отметить наибольшую эффективность воздействия физиологических стрессовых раздражителей именно в такие периоды. Поэтому логично заключить, что закаливание в периоде новорожденности будет иметь сильный и долговременный эффект.

     Необходимо  соблюдать ряд правил:

  1. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.
  2. Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.
  3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма ребенка.
  4. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

     Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

     Закаливающие  мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

     При проведении процедур закаливания, а  особенно детей, необходимо придерживаться определенных четких правил.

     Для малышей возрастом от рождения и  до полугода, температура в помещении  не должна превышать 22 градусов, начиная  со второй половины года – этот показатель должен быть в пределах 19-20 градусов, при наступлении годового периода  – 17-19 градусов. При несоблюдении этого  режима происходит торможение в общем  развитии ребенка.

     Вторым  правилом при закаливании детей  является необходимость пребывания на холодном воздухе не менее 10-15 минут 4-5 раз в сутки. Температура при  этом должна отклонятся от рекомендуемой всего на 2-3 градуса. В летний период такое проветривание может быть постоянным, лишь при исключении воздействия сквозняка.

     Третье  правило – прогулки на свежем воздухе. Такой вид закаливания можно  начинать уже спустя 2-2,5 недели после  родов. Средняя продолжительность  прогулок должна быть 15 минут, впоследствии их можно увеличивать до 1,5 часа два  раза в день. При слишком морозной температуре (– 10-15 градусов) открытые участки тела малыша (лицо, руки) следует покрыть специальным кремом при этом постоянно следить за терморегуляцией ребенка.

     Следующим строгим правилом является проведение ежедневных гигиенических ванн. Такая  процедура должна проходить в  помещении, полностью лишенном сквозняков, с температурой воздуха 20-21 градус. Рекомендуемая температура воды для купания ребенка возрастом  около 3 месяцев – 36,5 градусов. Более старших – 34-35 по Цельсию. Начиная со второго полугодия от рождения малышей, можно слегка поливать холодной водой (30-32 градуса). Такая процедура должна быть кратковременной.

     Формы закаливания:

  1. Методика водных тренировок с детьми без использования каких-либо специальных приспособлений и проводимых в домашней ванне.

     Последовательность  усложнения тренировок приводится по этапам. Продолжительность каждого этапа зависит как от освоения ребенком предлагаемой ему программы, так и от степени уверенности родителей в приобретенных навыках обращения с малышом в воде. Часто затягивание начальных этапов необходимо не для ребенка, а для родителей, для приобретения ими большей уверенности в обращении с ребенком и умения лучше чувствовать его состояние.

     Этап 1. Ребенок привыкает к нахождению в воде, а родители осваивают основные ухваты и учатся свободно манипулировать его телом в воде, изменяя способы его поддержки. Вот некоторые способы поддержки ребенка.

     а) Поддержка «под подбородок». Это главный для тренировок способ поддержки. Малыш находится в воде спиной вверх. Подвести одну ладонь под его подбородок так, чтобы он опирался на среднюю фалангу безымянного пальца. Мизинец при этом либо отведен под безымянный палец и помогает ему в поддержке подбородка, либо отведен в сторону, не касаясь горла ребенка. Указательный и средний пальцы – перед лицом малыша, раздвинуты и слегка согнуты. Эти пальцы при движении скользят по поверхности воды и тем самым контролируют положение головки ребенка. Лицо малыша должно смотреть вперед и немного вверх (голова чуть-чуть запрокинута назад). Голову следует держать ровно, без наклонов, подбородок – на поверхности воды. Другой ладонью «обнять» малыша за дальний от вас бок, подведя четыре пальца под грудь, придавая его телу горизонтальное положение, а большой палец оставить сверху на плече для страховки (рис.54).

     б) Поддержка «под грудь». Положить ребенка грудью на свою ладонь так, чтобы большой палец сверху охватывал «дальнее» плечо, а четыре других выходили на «дальний» бок. Голова ребенка при этом будет лежать на предплечье. Опустить малыша в воду так, чтобы над водой были лишь его голова и верхняя часть спины. Вторая рука снаружи подведена под животик, а в дальнейшем может быть и свободной. Это простое и естественное положение позволяет освоиться в ситуации и в дальнейшем используется для отдыха ребенка. Покачивания и легкие надавливания пальцами на живот способствуют срыгиванию ребенком попавших в его желудок воздуха и воды.

     После поддержки «под подбородок» этот ухват используется наиболее часто.

     в) Поддержка «под голову». Ребенок лежит на спине на поверхности воды. Одной рукой поддерживать его голову снизу, подведя ладонь под затылок, другой – под спину. Над поверхностью воды должно быть только лицо ребенка. Если это положение малышу не нравится (это бывает в большинстве случаев), то не следует им увлекаться, оно не является обязательным.

     Существует  и множество других ухватов, например, «под мышки», «за ручки» и т.д., являющиеся преимущественно игровыми.

     На  первом этапе необходимо научиться  свободно манипулировать ребенком в воде, переходя с одного ухвата на другой и совершая некоторые несложные действия.

     В положении поддержки «под грудь» совершать плавные покачивания, а затем скольжения вдоль ванны вперед-назад. Покачивания полезно научиться производить в ритме дыхания ребенка: на вдохе – вверх, на выдохе – вниз. Чтобы вначале лучше слышать дыхание ребенка, можно близко наклониться к нему.

     При поддержке «под голову» также можно совершать скользящие движения. При этом можно упирать ножки малыша о стенку ванны, вызывая к действию рефлекторное отталкивание.

     В поддержке «под подбородок» описывать по всей площади поверхности воды траекторию в виде цифры восемь. При этом необходимо четко контролировать поверхность воды.

     На  этом этапе нужно устранить резкие движения, приводящие к испугу ребенка, что может вызвать негативные реакции на воду.

     Если  у малыша ярко выражен страх перед  водой, то матери можно садиться в  ванну вместе с ребенком и кормить  его грудью, оставляя над водой лишь его голову.

     Достигнув определенной уверенности в обращении  с ребенком и убедившись, что он хорошо чувствует себя в воде, можно  переходить к следующему этапу.

     Этап 2. На этом этапе отрабатывается задержка дыхания при попадании воды на голову и лицо. Один из родителей, применяя поддержку «под подбородок», описывает траекторию восьмерки телом ребенка, а другой в одном и том же месте траектории движения поливает водой из ладоней или из чашки на лоб ребенка так, чтобы вода текла по его лицу, препятствуя дыханию. Момент полива должен совпадать с началом выдоха. При этом ребенок рефлекторно задерживает дыхание.

     Если  после полива малыш начинает волноваться, плакать, интенсивно заглатывать воздух, нужно сделать одну или несколько  “холостых” проводок, без поливов, пока он не успокоится и не восстановит  дыхание, после чего возобновить  поливы. Стараться производить поливы в едином ритме, почувствовать «собственный» ритм ребенка и исходить из него.

     Если  ребенок не задерживает дыхания  или задержка эта слишком мала, то следует использовать для поливов  воду на 3–4 градуса холоднее, чем  в ванной, налив ее предварительно в какую-либо емкость. Возможно, что  ребенок не задерживает дыхание  по той причине, что на его лицо попадает мало воды.

     Задача  этого этапа – пробудить и  закрепить рефлекс задержки дыхания, увеличить длительность задержки, а  также научиться чувствовать  фазы дыхания ребенка.

     Убедившись, что вы хорошо чувствуете дыхание  малыша, поливы можно заменить душем. (Сначала шум от душа может мешать слушать дыхание.)

     Добившись длительной задержки дыхания, ритмичности  в задержках и доведя количество проводок под душем до нескольких десятков раз, можно перейти к  следующему этапу.

     Этап 3. На этом этапе тренировок важно уметь хорошо чувствовать дыхание ребенка. Проведя малыша несколько раз под струей воды и убедившись, что он надолго задерживает дыхание, очередной раз после проводки под душем окуните его под воду. Это погружение может быть совсем коротким и практически незаметным для ребенка. “Рабочее” же погружение длится 2–3 секунды.

     Конечная  цель – погружения ребенка в ритме на каждом цикле «восьмерки2. Ритм необходимо выбирать таким образом, чтобы после погружения ребенок восстанавливал дыхание перед следующим погружением.

     Доведя  количество погружений до нескольких десятков, переходите к следующему этапу.

     Этап 4. На этом этапе осваиваются погружения ребенка под воду без предварительных поливов.

     В положении поддержки «под подбородок» покачивать малыша в ритме его дыхания и в тот момент, когда он сделал вдох, на короткое время погрузить его под воду. После восстановления дыхания повторить погружение.

     Добившись собственной уверенности и спокойного восприятия ребенком погружений, перейти  к сериям погружений. Погрузить малыша под воду, извлечь. После извлечения на поверхность он должен сделать  резкий, короткий выдох через нос, за которым следует вдох. После  вдоха тут же снова погрузить  его под воду. Увеличивать число  погружений в серии до 10–20 раз, давая  ребенку отдохнуть между сериями. Затем можно делать серии по нескольку десятков и даже сотен ныряний в зависимости от целей занятия.

     Пройдя  эти первые этапы, родители уже получают в свое распоряжение мощный инструмент тренировки, коррекции эмоционального состояния, а также лечения.

     Температура воды при занятиях не должна превышать 32–34°С. Более теплая вода приводит к ослаблению тонуса ребенка и  нежеланию выполнять предлагаемые упражнения. Можно подлить горячей  воды перед окончанием занятия при  расслаблении.

     При появлении признаков, свидетельствующих  о том, что нагрузка для ребенка  слишком высока, нужно прекратить занятие. Эти признаки следующие: отсутствие резкого короткого выдоха после  погружения; побледнение кожи или  появление синюшного оттенка  на всем теле или на голове; синюшный или бледный ободок вокруг губ.

     Водные  тренировки с самых первых дней жизни  могут доставить малышу много  радости, открывают новые возможности  родителям для общения с ним

  1. Обливание – самая доступная и потому самая распространенная процедура с водой.

     Ранее мы рассмотрели плавание новорожденных  и грудных детей, сочетающее физические нагрузки и свободу движений с  благотворным влиянием воды на организм. Теперь рассмотрим обливание водой  как закаливающую процедуру.

     Обливание – самая доступная и потому самая распространенная процедура  с водой. Обливание можно производить  из емкости (таза, ведра) или из душа. Однако обливание из емкости отличается тем, что за короткий промежуток времени  обеспечивается контакт с водой  всей поверхности тела, что не достижимо  при обливании из душа. При пользовании  же душем вода обливает поочередно различные участки тела и, кроме  того, сама процедура обливания всегда более длительна.

     Когда же начинать обливания и какой  температуры должна быть вода?

     Приступая к закаливанию ребенка, прежде всего нужно хорошо понять и проверить на себе, что безопасными-то как раз оказываются обливания как можно более холодной водой, что только такие обливания дают закаливающий эффект.

     Перед обливанием хорошо проделать с малышом  интенсивные физические упражнения. Затем в тазик или ведро  с холодной водой на короткое время  сначала опустить ножки ребенка (это необходимо, пока у него не выработалась условная реакция, т.е. реакция на охлаждение перед непосредственным воздействием холода, поскольку он еще не сознает, что будет облит холодной водой), а затем, после появления реакции в виде ярко выраженного мышечного тонуса, облить все тело, стараясь, чтобы максимальная поверхность тела за короткое время проконтактировала с водой. Обливать следует с головой, так как иначе эффект будет существенно ниже, поскольку стимуляция рецепторов кожи на голове и лице играет значительную роль в формировании ответной реакции организма.

     Нормальная  реакция ребенка – повышение  мышечного тонуса и двигательной активности, покраснение кожи. После  обливания он быстро нагревается, так  что не следует его сразу же вытирать и закутывать. Пусть немного  побудет голеньким. Затем просто накройте пеленкой и приложите к  груди. После обливания активизируется сосательный рефлекс и дети активно сосут грудь.

     На  обливание малыш отвечает резким вскрикиванием. Это совершенно естественно, так как у него еще нет механизмов, позволяющих сдержать выражение  своих реакций. Но малыш быстро успокаивается, особенно если приложить его к  груди.

     Детей крестили в холодной воде уже на 1–2-й день после рождения. Сегодняшняя практика подтверждает полезность этой процедуры. Обливание ребенка на 1–2-й день после рождения «запускает» его терморегуляцию. Уже с первых же дней он прекрасно начинает переносить температурные перепады.

     Некоторые родители предпочитали впервые облить своего ребенка сразу же после  рождения, иногда даже когда еще  не перерезана пуповина. Мать обливается холодной водой сама сразу же после  родов и обливает малыша вместе с  собой. Обливание после родов  способствует быстрому восстановлению сил, усиливает маточные сокращения. Что касается ребенка, то после обливания  у него полностью исчезает синюшный оттенок кожи (цианоз), она приобретает  приятный розовый цвет, ребенок не мерзнет обнаженным при комнатной температуре и активно сосет грудь. Одним словом, он быстро адаптируется к новым условиям.

     Сразу же по прибытии из родильного дома ребенка  следует перевести на естественный образ жизни, давать ему больше воздуха  и солнца, больше носить его на руках, начать выполнять физические упражнения, а также упражнения в воде. И, конечно  же, приступить к ежедневным холодным обливаниям.

  1. Прогулки.

     Ребенку, вес которого 4,5 килограмма и больше – полезно в сухую погоду находиться на свежем воздухе по 2-3 часа в день, при температуре не ниже нуля и не слишком сильном ветре. Ребенок весом больше 3.5 килограмм может абсолютно спокойно гулять при температуре от 16 градусов. Следует все же учесть, что температура воздуха – не единственный фактор, так как при высокой влажности, воздух всегда кажется холоднее. Ветер, как правило, сильнее всего охлаждает тело малыша. Поэтому даже если температура опустилась до отметки ниже нуля, ребенок весом в 6 килограмм будет чувствовать себя комфортно на солнечном, закрытом от ветра месте и может пробыть там один - два часа.

     На  прогулку малыша следует одевать  по погоде. Нужно взять с собой  пеленку или легкое одеяло, для  того, чтобы можно было укрыть уснувшего  ребенка. Если вы собираетесь гулять в пору, когда атакуют насекомые, тогда пригодится специальная защитная сетка или кусок марли.

     Зимой ребенка следует вывозить на прогулку в середине дня, перед выходом  на улицу не забудьте смазать личико ребенка защитным кремом. Если Вы живете за городом, или у вас есть собственный  двор или площадка, вы можете положить ребенка спать на воздухе на 3 часа, а если погода позволяет, то и  на более длительное время. Даже если какое-то время Вашему крохе в  лицо будет светить солнышко –  это не страшно, если малыш не беспокоится. Одетый по зимней погоде малыш не так  подвижен, как в летнюю пору. Поэтому  самой удобной "одеждой" для  крохи будет теплый конверт, в  котором малыш сможет свободно себя чувствовать, пока не заснет. Во время  сна малыша лучше дополнительно  укрыть.

     Если  вы живете в городе, ни в коем случае не оставляйте коляску с малышом  без присмотра. Одевайтесь потеплее, берите коляску и отправляйтесь с крохой на прогулку. Просто превосходно, если Вы сама любите гулять и у Вас на это есть время, так как ограничиваться одними прогулками на балконе – просто недопустимо. Ведь однообразие окружающей среды будут мешать развитию зрения малыша и лишат его впечатлений!

     Летом же, лучше найти прохладное местечко вне жаркой и нагретой солнцем  квартиры. Чем дольше ребенок будет  спать на свежем воздухе – тем  лучше.

     Кстати, помните, что, приближаясь к годовалому возрасту, ребенок все больше начинает интересоваться окружающими его  предметами и местностью. Есть вероятность, что в коляске на улице, ребенок  захочет отказаться от обеденного сна. Поэтому лучше уложить его  спать дома и отправляться на прогулку!

  1. Купание в естественных водоемах

     Это – достаточно сильная процедура, так как совмещает воздействие воды (как правило, прохладной даже в летнее время), воздуха и иногда солнца.

     Летом можно брать детей с собой  на пляж и купать их вместе с собой. Продолжительность купания различна в зависимости от температуры  воды. Дрожанием подбородка малыш  всегда даст знать, что ему холодно  и следует прекратить купание. Купание  должно быть активным, нужно водить ребенка по воде, стимулируя его  движения, погружать его под воду, нырять вместе с ним.

     При купании в морской воде теплоотдача  организма выше, чем в пресной  воде. Однако морская вода из-за содержащихся в ней солей оказывает более  благотворное влияние на организм.

  1. Водный тренинг, или акватренинг

     Это – прекрасный способ физической тренировки младенцев, использующий столь благотворную для организма среду, как вода.

     Коротко остановимся на тех общих положительных  эффектах, которые дает водная среда.

  1. Как известно, организм человека много энергии затрачивает на преодоление силы тяжести. В воде высвобождается значительное количество энергии, что позволяет организму эффективнее бороться с болезнью. Нахождение в воде улучшает кровоснабжение мозга (что для маленьких детей способствует его развитию). Это можно проверить на себе после достаточно большого (несколько часов) времени пребывания в воде умственная работа идет более эффективно.
  2. Водная среда оказывает специфический психологический эффект, что используется в так называемой аквапренатальной подготовке, то есть специальном цикле предродовой подготовки, проводимым в воде. Практика аквапренатальной подготовки показывает, насколько может бить значительной помощь водной среды в установлении глубокого психоэмоционального контакта матери и ребенка, а также в разрешении матерью многих психологических проблем. В дальнейшем взаимоотношения матери с водной средой во многом определяют отношение ребенка к акватренингу.
  3. Теплая вода может помочь смягчить стресс, испытываемый ребенком при рождении в результате резкого перепада температур и так называемого «гравитационного удара» (резкого перехода из относительной невесомости в поле силы тяжести) и связанного с этими факторами резкого повышения потребности в кислороде.
  4. Водные тренировки с маленькими детьми оказывают на них выраженный психический эффект.
  5. Нахождение в воде позволяет ребенку совершать разнообразные движения (многие из которых неосуществимы для него вне воды). Это благотворно влияет на его физическое и психическое развитие.

     Сон в воде на руках у родителей  помогает ребенку быстро восстановить силы после интенсивных физических нагрузок. Кормление грудью при нахождении тела ребенка в воде способствует лучшему усвоению молока при некоторых  пищеварительных расстройствах, более  интенсивное сосание малышом  груди и расслабленное состояние  матери – лактации.

  1. Многократные погружения ребенка под воду по определенной методике создают режим умеренной гипоксии, обусловливая тренировку стойкости организма к гипоксическим режимам. Это мощный общеукрепляющий фактор. Эмоциональная реакция детей на воду и предлагаемые упражнения может быть самой различной – от полного спокойствия и принятия до бурного протеста. Большинство детей в той или иной степени испытывает отрицательные эмоции при погружении в воду, несмотря на то, что они хорошо задерживают дыхание. Проявляется страх перед водой, свойственный полностью сухопутным животным. Лишь в отдельных случаях можно обойтись без отрицательных эмоций. Полностью исключить отрицательные эмоции – значит надолго оттянуть время первого самостоятельного погружения под воду.
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Среди представителей педиатрии и возрастной физиологии появляется все больше сторонников  закаливания детей грудного возраста.

     Приучение малышей к холоду можно условно разделить на три этапа: начальное освоение - привыкание - полная адаптация. Приучение предусматривает использование естественных факторов природы: грунта (хождение босиком по полу, земле, льду, снегу); воды (обтирание мокрым полотенцем, прохладный, контрастный, а затем и холодный душ, купание в прохладной воде, обливание холодной водой, окунание в холодную, а в дальнейшем в ледяную воду, обтирание снегом); воздуха (частое проветривание помещения, облегченная одежда во время прогулок, сон на свежем воздухе в любое время года).

     Температурный режим при водном закаливании имеет свои ориентировочные пределы. Вода прохладная, холодная и ледяная располагаются каждая в своем диапазоне: первая - от 26 градусов (на 10 градусов ниже температуры тела) до 20 градусов, далее соответственно - от 20 до 10 градусов и затем - от 10 до 3 градусов.

     Закаливание новорожденных и грудных младенцев должно быть доступным (посильным, переносимым); систематичным (постоянным, ежедневным); последовательным (с постепенным увеличением времени пребывания в воде); а также основанным на учете индивидуальных особенностей ребенка.

     Тренирующий эффект приучения к холоду, в особенности, к холодной воде, имеет следующие  результаты: закаленный малыш легче  преодолевает любые болезненные  состояния и меньше болеет не только респираторными, но и инфекционными болезнями - у него в целом выше имунно-биологическая сопротивляемость атаке любых инфекций и активнее борьба с ними. 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Артюхова  Ю. А. Как закалить свой организм.  Минск,  Изд. «Харвест»,  1999.
  2. Основы медицинских знаний, под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской. Москва, «Просвещение», 1981.
  3. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье, Москва, «Медицина», 1991г.
  4. Капранова Е. И. «Закаливание детей раннего возраста», Интернет - издание «Русский медицинский журнал», 2000.
  5. Рощина Л. Ф. Рекомендации по исцелению организма. М., 2005.

Информация о работе Формы закаливания грудничков