Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:16, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является раскрытие темы формирования психических качеств в процессе физического воспитания. Мы отмечаем, что данный вопрос необычайно важен для спортсменов и людей, занимающихся физкультурой. Формирование особых психических качеств спортсмена, необходимых для побед на соревнования, олимпиадах и чемпионатах мира, посвящено большое количество научных трудов, монографий и т.д. Мы бы хотели обобщить основные понятия и факты, касающиеся данной темы и сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение. Цель работы.
3. Психологическая характеристика физических качеств.
4. Формирование психических качеств в процессе Физического воспитания.
5. Специальная психическая подготовка в процессе физического воспитания.
6. Заключение.
7. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Физ-ра.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Преломляя сказанное  к задачам волевой подготовки спортсмена, отметим, во-первых, что они органически сливаются с задачами полноценной мотивации поведения спортсмена, формирования нравственных и интеллектуальных основ спортивной деятельности, взятыми в их практическом аспекте; во-вторых, что решение их должно содействовать общему всестороннему развитию волевых качеств как постоянных черт характера и обеспечить максимально высокую степень их проявления в форме способностей, отвечающих специфическим требованиям избранной спортивной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Специальная психическая подготовка в процессе физического воспитания.

 

Психической подготовкой называют обычно всю совокупность воздействий на психику спортсмена, обеспечивающих формирование психической готовности к достижению. Специальная психическая подготовка охватывает те аспекты подготовки спортсмена, которые имеют прямое отношение к оперативному управлению его психическими состояниями, обеспечивающему оптимальную готовность к состязанию и к выполнению особо трудных тренировочных заданий. Специфическими компонентами психической подготовки являются:

  • формирование актуальных мотивов и установок, мобилизующих на достижение цели;
  • оперативная «настройка» к действию;
  • регулирование психических состояний, обусловленных ожиданием ответственного соревнования (типа «предстартовых состояний») или «настройкой» на предстоящее тренировочное занятие, а также регуляция эмоционально-волевых проявлений в ходе состязаний или тренировки;
  • оптимизация восстановительных процессов и общего состояния спортсмена средствами «психорегулирующего» воздействия.

 

Наряду с постоянными, устойчивыми мотивами, составляющими побудительную основу спортивной деятельности, непосредственная мобилизация на выполнение трудной тренировочной или соревновательной задачи связана с формированием так называемых актуальных или ситуационных мотивов, которые более динамичны, обусловлены меняющимися личными установками спортсмена и зависят от значимости поставленной задачи, внешних условий ее достижения, уровня подготовленности спортсмена и его конкретного состояния.

Оперативная психическая «настройка» спортсмена, кроме соответствующих воздействий тренера, предполагает активное и умелое использование ряда способов само сосредоточения и само мобилизации, которые должны быть предварительно освоены путем специальной психической подготовки. В настоящее время разработка таких способов идет по пути совершенствования традиционных приемов «самонастройки», идеомоторной разминки и др. "

Многие ситуации в "спорте еще  до того, как спортсмен фактически столкнется с ними, могут вызвать  у него состояние повышенной психической напряженности, подобное эмоциональному или психическому стрессу. Наиболее известные из них - предстартовые состояния типа «стартовой лихорадки» и «стартовой апатии».

Задачи нормализации психически напряженных  состояний различаются в зависимости от характера состояний. В случае «стартовой апатии» необходимо преодолеть депрессию, обеспечить мобилизационную готовность, создать уверенное и оптимистическое настроение, в случае же «стартовой лихорадки» - уменьшить ее степень, но не в ущерб эмоциональному подъему.

Подход к решению этих задач  всегда должен быть комплексным. С педагогических позиций надо иметь в виду как  минимум следующие факторы и  отдельные средства, методы и условия, позволяющие в комплексе целесообразно воздействовать на психическое состояние спортсмена.

Общие факторы  воспитания и самовоспитания спортсмена: в комплексе их особенно существенное влияние как на всю динамику развития, так и на конкретные психические состояния спортсмена оказывают:

  • мотивирующие воздействия тренера и его постоянные духовные контакты со спортсменом;
  • атмосфера дружбы, оптимизма, целеустремленности и деловитости в спортивном коллективе;
  • систематическое воспитание и самовоспитание волевых качеств.

Специальная ориентация средств, методов и форм построения

спортивной  тренировки в аспекте психической  подготовки: такая ориентация выражается чаще всего в применении различных вариантов специализированной разминки. Системное регулирование психического состояния спортсмена с помощью факторов тренировки обеспечивается не отдельными упражнениями, а общей структурой тренировочного процесса.

Адаптация к условиям соревнований и регулирование психической напряженности соревновательных нагрузок.

Специальные методы психической регуляции и само регуляции, которые представлены «психорегулирующей тренировкой» (включая «аутогенную тренировку»), идеомоторными упражнениями. Условия естественной среды, гигиенические и другие средовые

факторы, содействующие  оптимизации психического состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение

 

Мы показали, как формируются  психические качества в процессе физического воспитания. Безусловно, это очень сложный, неоднозначный  процесс. Но психологическая сторона  подготовки спортсменов и просто людей, занимающихся спортом, очень важна, так как она влияет на успех на поприще физического воспитания спорта.

В данном реферате тема раскрыта, задача выполнена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список литературы

 

    1. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. – 2-е изд., дораб. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
    2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М., 1986.
    3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 1987
    4. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М, 1983.



Информация о работе Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания