Физкультура для специальной медицинской группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 23:10, реферат

Краткое описание

Обеспокоенность специалистов вызывает состояние здоровья детей и подростков в настоящее время. Лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 14% детей серьезно больны. К моменту поступления в ВУЗ и в процессе обучения в ВУЗе картина меняется, но не в лучшую сторону. По данным различных авторов доля молодых людей с серьёзными нарушениями в состоянии здоровья достигает 30% и более. Студенты колледжей, вузов, университетов для практических занятий физкультурой разделены на 3 группы в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки: основную, подготовительную и специальную.

Содержание

I. Специальная медицинская группа. Что это значит?
II. Формы и средства проведения занятий со специальными группами.
III. Методические рекомендации
IX. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура для специальной медицинской группы.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

где t — фактическое время выполнения физической нагрузки в секундах; f1, f2, f3 — сумма пульса за первые 30 с каждой минуты (начиная со 2-й) восстановительного периода. Величина 100 необходима для выражения ИГСТ в целых числах, а цифра 2 — для перевода суммы пульса за 30-секундные промежутки времени в число сердцебиений за минуту.

Однако применение рекомендованной  для здоровых испытуемых высоты ступенек нецелесообразно для людей с ослабленным здоровьем. Личный опыт применения в качестве ступеньки гимнастической скамейки высотой 25 см продемонстрировал способность такого варианта теста выявлять различия между испытуемыми и у одного испытуемого в процессе занятий. Снижение высоты ступеньки позволило всем испытуемым справляться с восхождением в течение 5 минут. Расчёт индекса давал значительно завышенные цифры, но для систематического отслеживания динамики у одного и того же испытуемого это не играет решающей роли. Для применения этого теста в специальной медицинской группе достаточно подсчитать суммарную ЧСС и она будет отражать функциональное состояние испытуемого (при условии выполнения нагрузки в течение стандартного времени – 300 с). Такой вариант применения теста оказывается более щадящим, не приводя к перегрузке испытуемого.

У студентов, занимающихся в специальных медицинских группах, выделяют 4 типа реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки:

  1. Гипертонический тип реакции, для которого характерно значительное повышение АД (на 15 мм рт. ст. и выше от исходного) со значительным учащением пульса.
  2. Гипотонический (астенический) тип реакции характеризуется незначительным повышением АД и значительным повышением частоты пульса.
  3. Ступенчатый тип реакции — подъем АД, снижение АД (ниже, чем на второй или третьей минутах восстановительного периода) с выраженным учащением пульса.
  4. Дистонический тип реакции характеризуется существенным (значительным) повышением пульса и повышением систолического АД, снижением диастолического АД, восстановление протекает медленно.

Кроме того, используют специальные  функциональные тесты для выбора и обоснования частной методики лечебной гимнастики и определения  дозировки специальных упражнений. Однако, эти тесты могут быть проведены только врачами в условиях клиники. По этой причине эти тесты в данном пособии не рассматриваются.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    1. Оздоровительно-реабилитационная

физическая культура

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура – это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других – за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.

Оздоровительно – реабилитационная физическая культура используется в целях повышения и поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Основная ее направленность – повышение функционального состояния организма и физической подготовленности. Однако, чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения.

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику и преимущественно направлен:

• на укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности;

• на использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни.

С учетом медицинских показаний, данных о физическом развитии, физической подготовленности в высших учебных заведениях принято комплектовать группы студентов, численность которых не должна превышать 10-12 человек на одного преподавателя. Студенты с более тяжелыми заболеваниями выделяются в отдельную, лечебную, группу.

Лечебная группа создается в тех вузах, где на кафедре физического воспитания имеются специалисты по лечебной физкультуре и врач. Эта группа комплектуется из студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья. Занятия в специальных медицинских  группах носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, а также специально направленный характер с учетом специфики заболевания.

Основными задачами физической реабилитации в специальных медицинских группах являются:

• укрепление здоровья;

• уменьшение и ликвидация последствий перенесенных заболеваний;

• устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии;

• содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

• повышение физической активности органов и систем, ослабленных болезнью;

• освоение основных двигательных умений и навыков;

• формирование правильной осанки, а при необходимости – ее коррекция;

• обучение правильному дыханию.

Занятия со специальными группами проводятся по специально разработанной программе не менее 2 раз в неделю по 60 минут, состоящие из трех частей, в каждой из которых решаются поставленные задачи.

Подготовительная часть длится до 10 мин. и состоит из общеразвивающих упражнений, которые проводятся в медленном и среднем темпе, чередуясь с дыхательными упражнениями. Как правило, многие студенты страдают гипоксией и поэтому необходимо в первую очередь обучить их правильному и рациональному дыханию – это очень важная задача. Начинать обучение рациональному дыханию необходимо с первых же уроков, при самых простых упражнениях и заданиях: вдох через нос и выдох через рот; вдохи и выдохи через нос и т.д. Каждое физическое упражнение проделывается свободно, без задержки дыхания. В тех случаях, когда она неизбежна, после окончания упражнения необходимо дать 2-3 упражнения на дыхание с числом повторений не более 3-5 раз. Подбираются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части занятия не следует давать много новых упражнений и интенсивные нагрузки.

В основной части занятия, которая длится 35-40 мин, учащиеся овладевают основными двигательными навыками скорости, ловкости, гибкости, скоростно-силовыми качествами, выносливости в зоне умеренной мощности с постепенным повышением объема и интенсивности, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Для подгруппы «А» двигательный режим при частоте сердечных сокращений 130-150 уд/мин является оптимальным для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дает хороший тренирующий эффект.

Учитывая, что большинство студентов специальной медицинской группы отличаются неадекватностью к интенсивным физическим нагрузкам, двигательные режимы свыше 150 уд/мин нецелесообразны. Режимы физических нагрузок при ЧСС 150-170 уд/мин являются переходным рубежом от аэробного к анаэробному дыханию и нежелательны при проведении занятий со спецгруппами.

В заключительной части занятия (3-5 мин) даются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.).

При проведении занятий преподаватель должен учитывать следующие особенности организма этого контингента: недостаточную физическую подготовленность, низкий уровень функциональных возможностей и низкую приспосабливаемость к физическим нагрузкам.

Занятия физкультурой в специальных медицинских группах целесообразно проводить в течение всего периода обучения студента в вузе. Летом желательно санаторно-курортное лечение в той климатической зоне, которая более всего ему показана.

Необходимы и теоретические занятия, на которых преподаватель рассказывает о роли физической культуры, закаливания в поддержании здоровья студентов, о рациональном питании, о самоконтроле, о самостоятельных занятиях (УГГ, лыжные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках, дозированная ходьба и бег и др.).

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Маргазин В.А. Новая физическая культура в профилактике и лечении заболеваний сердца и суставов / В.А. Маргазин, А.С. Носкова [и др.]. – Ярославль: Медиа-контакт, 2006. – 155 с.
    2. Маргазин В.А. Лечебная физическая культура / В.А. Маргазин, А.С. Носкова, С.Ф. Бурухин. – Ярославль: Медиа-контакт, 2006. – 340 с.
    3. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988. –208 с.
    4. Лувсан Г. Очерки методов восточной рефлексотерапии / Г. Лувсан. – 3-е изд. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. – 432 с.
    5. Письмо Министерства образования РФ №13-51-263/13 от 31.10.2003 г. «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
    6. Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского округа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eduhmao.ru/var/db/files/15867.grigorenko-o.doc
    7. МНПЦ «Клиника спортивной медицины»: офиц. сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mnpcsm.ru/
    8. Персональный сайт Ларисы Боровик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://larisaborovik.ucoz.ru/

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Физкультура для специальной медицинской группы