Физкультура в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Содержание

Что такое физкультура и спорт? 2
Направления использования средств физической культуры и спорта 4
Формы физического воспитания студентов 6
Программное построение курса физического воспитания 7
Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы 8
Физкультурно-спортивные клубы 8
Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки 9
Спортивные секции 10
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях 12
Зачётные требования и обязанности студентов 16
Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе 17
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ 20
Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба 20
Права и обязанности клуба и его членов 22
Органы управления и финансовая деятельность спортивного клуба 24
Планирование, организационная и учебно-спортивная работа 25
Взаимодействие спортивного клуба с администрацией, общественными организациями вуза, кафедрой физического воспитания 27
Контроль, учет, отчетность. 30
Литература 33

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура в вузе.docx

— 49.85 Кб (Скачать файл)

Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной  частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный  год и доводятся до сведения студентов.

К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются  студенты, регулярно посещавшие учебные  занятия и получившие необходимую  подготовку. Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в  конце каждого семестра. В процессе прохождения курса физического  воспитания каждый студент обязан:

систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в  дни и часы, предусмотренные учебным  расписанием;

повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;

выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому  воспитанию в установленные сроки;

соблюдать рациональный режим  учёбы, отдыха и питания;

регулярно заниматься гигиенической  гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;

активно участвовать в  массовых оздоровительных, физкультурных  и спортивных мероприятиях в учебной  группе, на курсе, факультете, в вузе;

проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;

иметь аккуратно подогнанные  спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие виду занятий.

Возрастное воспитание  складывается не только из тренировки и развития их в «образовательный»  период жизни (7 –25 лет), но и в дальнейший период (для людей среднего и пожилого возраста) , что является вторым этапом в жизни человека при воспитании физических качеств .

Медицинское обеспечение  физкультуры и спорта в вузе

Медицинское обеспечение  — одно из решающих условий рационального  использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности  учебно-тренировочных занятий, массовых оздоровительных физкультурных  и спортивных мероприятий. Оно способствует реализации принципа оздоровительной  направленности системы физического  воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля.

Врачебный контроль — раздел медицины, призванный исключить условия, при которых могут проявляться  отрицательные воздействия физкультурных  занятий и мероприятий на организм занимающихся, содействуя наилучшему использованию средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей и общей работоспособности  организма, достижения высоких спортивных результатов. В его задачу входит оценка здоровья, физического раз­вития  и функционального состояния  организма, а также изучение изменений,  возникающих в нем под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом.

Врачебный контроль в вузе обеспечивает меди­цинское наблюдение за динамикой здоровья студентов  в течение всего периода обучения в вузе и проводится в следующих  формах:

регулярные медицинские  обследования студентов, занимающихся физической культурой;

врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий по физическому воспитанию (в т.ч. физкультурно-оздоровительных  мероприятий и соревнований);

санитарно-гигиенический  контроль за местами и ус­ловиями проведения занятий, физкультурно-оздоровительных  мероприятий и спортивных соревнований;

санитарно-просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов вузов  России осуществляется врачами, работающими  во врачебно-физкультурных кабинетах  районных поликлиник и здравпунктов вузов под организованно-методическим руководством врачебно-физкультурных  диспансеров.

Принято различать первичное, повторное и дополни­тельное  медицинское обследование студентов. Первич­ное обследование проводится на первом курсе до начала занятий физическими  упражнениями. Оно включает опрос, врачебный  осмотр, определение физического  раз­вития, функциональные пробы, подсчет  пульса и изме­рение артериального  давления в покое и после мышеч­ной  работы. В большинстве случаев  такое обследование оказывается  достаточным для заключения о  состоянии здоровья. Однако иногда появляется необходимость в уточнении  некоторых данных, в связи с  этим студенту назначается консультация специалистов (хирурга, оку­листа, ревматолога  и др.), а также дополнительное клинико-инструментальное обследование. Например, для уточнения изменений  со стороны сердца первичный врачебный  осмотр дополняется консультацией  ревмато­лога, рентгеноскопией грудной  клетки и регистрацией электрокардиограммы. В конечном итоге на основании  всех выполненных исследований и  наблюдений врач определяет состояние  здоровья студента, уровень его физического  развития, степень приспособленности (адап­тации) к физическим нагрузкам  и медицинскую группу.

На основе данных медицинского обследования студенты распределяются на 3 медицинские группы: основную (лица без отклонений в состоянии здоровья),  подготовительную (лица с недостаточным  физическим развитием или подготовленностью) и специальную (лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья и требующие  ограничения физических нагрузок). Занятия физическими упражнениями про­водятся с этими студентами по специальным учебным программам.

Повторное врачебное обследование студенты прохо­дят в на 2, 3, 4 и 5-м  курсах в начале учебного года. Во время  повторного медицин­ского обследования вновь оценивается состояние  здо­ровья, определяется динамика физического  развития и функционального состояния  студента, обсуждается возможность  изменения медицинской группы. Кроме  того, результаты повторного медицинского обследова­ния используются для  корректировки учебного про­цесса  по физическому воспитанию. Они позволяют  выя­вить дефекты в методике и  организации учебных заня­тий, способствуют совершенствованию последних.

Дополнительные медицинские  обследования прово­дятся после  перенесенных заболеваний при наличии  неблагоприятных субъективных ощущений, при ухуд­шении основного заболевания  и во всех других случаях по направлению  преподавателя по физическому вос­питанию.

Как уже указывалось, при  любом медицинском обсле­довании  прежде всего определяется состояние  здоровья. При этом под здоровьем  понимается форма жизнедея­тельности, которая обеспечивает человеку оптимальную  деятельность и адекватные условия  существования в ок­ружающей  среде, полноценное участие в  общественной и трудовой жизни. Полноценное  здоровье определяется у 84—90 % студентов. У остальных выявляются заболе­вания, ограничивающие трудоспособность.

Врачебно-педагогические наблюдения представляют собой совместное наблюдение врача и преподавателя за состоянием студентов непосредственно в  процессе занятий физической культурой  и спортом. Они прово­дятся до, во время и после окончания  занятий. Различают текущий и  этапный врачебно-педагогический контроль. Текущий контроль дает возможность  оценить здоровье студента в каждый конкретный момент вре­мени, выявить  реакцию организма на то или иное упражнение или занятие в целом, определить качества приспособления к  учебно-тренировочным нагрузкам.

Ре­зультаты текущего контроля могут использоваться для анализа  объема и интенсивности отдельных  упражне­ний и занятий в целом, а также для оценки моторной плотности  занятий, эффективности выбранных  нагрузок и целесообразности их последовательности в занятии. Эти результаты имеют  также немаловажную роль при решении  вопроса о допуске студентов  к вневузовским (в т.ч. межвузовским) спортивным мероприятиям.

СПОРТИВНЫЙ КЛУБ

Основным звеном самодеятельного  физкультурного движе­ния в нашей  стране является коллектив физической культуры. Такие коллективы создаются  на заводах, фабриках, стройках, в учреждениях, учебных заведениях, колхозах, совхозах. Внеучебную работу по физической культуре и спорту среди студен­тов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вузов  проводит Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество профсоюзов (ВДФСО).

Высшей формой организации  коллектива физической куль­туры является спортивный клуб. Это звание присваивается  кол­лективам решением ВДФСО профсоюзов за достигнутые пока­затели в  массовой оздоровительной, физкультурной  и спортив­ной работе, к которым  относятся, в частности, наличие  спор­тивной базы, оздоровительно-спортивного  лагеря, а также мас­совое привлечение  молодежи и трудящихся к занятиям физи­ческой культурой и спортом. Коллективы физической культуры вузов  имеют высокие показатели в этой работе, поэтому они, как правило, носят звание «Спортивный клуб».

Спортивный клуб высшего  учебного заведения является пер­вичной организацией ВДФСО профсоюзов. Он осуществляет всестороннюю деятельность по развитию физической культуры и  спорта, среди студентов, аспирантов, преподавателей, сотруд­ников высшего  учебного заведения и членов их семей  на демо­кратической основе, в условиях широкой гласности, творческой инициативы и самодеятельности, выборности его  руководящих органов и их отчетности перед коллективом. В своей практи­ческой  деятельности спортивный клуб руководствуется  поста­новлениями Госкомспорта РФ, Госкомитета  РФ по народ­ному образованию, совета ВДФСО профсоюзов и другими нормативными документами.

Цель, задачи и содержание работы спортивного клуба

Цель деятельности спортивного  клуба в вузе — содействие воспитанию всесторонне развитых специалистов, готовых к вы­сокопроизводительному труду по избранной профессии  и защи­те Родины, способных использовать и внедрять физическую культуру и  спорт в учебно-производственную деятельность, ор­ганизовывать здоровый образ жизни.

Спортивный клуб высшего  учебного заведения решает сле­дующие задачи:

вовлечение студенческой молодежи, аспирантов, преподава­телей, сотрудников высшего учебного заведения  и членов их семей в систематические  занятия физической культурой и  спортом;

воспитание физических и  морально-волевых качеств, укреп­ление  здоровья и снижение заболеваемости, повышение уровня профессиональной готовности, социальной активности всех чле­нов коллектива высшего учебного заведения;

взаимодействие с ректоратом, деканатами факультетов и общественными  организациями высшего учебного заведения по формированию у студентов  необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и качеств, высокой  гражданственности и нравственности;

организация и проведение массовых оздоровительных, физ­культурных и спортивных мероприятий;

создание спортивных любительских объединений, клубов, секций и команд по видам спорта;

пропаганда физической культуры и спорта, здорового обра­за жизни, организация содержательного досуга, привлечение широких масс физкультурников  и спортсменов высшего учеб­ного  заведения к массовым общественно-политическим меро­приятиям.

Спортивный клуб осуществляет свою работу в непосредст­венном  контакте с ректоратом, деканатами факультетов и об­щественными организациями, комитетом ДОСААФ, кафедрой физического  воспитания высшего учебного заведения  и выпол­няет следующие функции:

осуществляет внедрение  физической культуры и спорта в учебную  и трудовую деятельность, быт и  отдых студентов, пре­подавателей  и сотрудников вуза; пропагандирует здоровый об­раз жизни, формирует знания и навыки личной и общественной гигиены, самоконтроля, оказания первой помощи; ведет борьбу по преодолению вредных  привычек;

создает необходимые организационно-методические условия для занятий различными формами и видами физической куль­туры  и спорта в соответствии со сложившимися в высшем учеб­ном заведении традициями, профилем подготовки специалис­тов, интересами членов коллектива; внедряет новые  формы и методы физического воспитания, передовой опыт и достижения науки; рационально и эффективно использует материальную базу;

ведет подготовку членов клуба  к выполнению нормативов комплекса  «Готов к труду и обороне СССР», массовых спор­тивных разрядов;

проводит работу по физической реабилитации студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, привлекает их к участию и проведению массовых физкультурно-оздоровительных и  спортивных мероприятий;

всемерно развивает общественные начала в массовой физкультурно-оздоровительной  и спортивной работе; организует обучение, повышение квалификации и использование  в практи­ческой деятельности общественных физкультурных кадров: физ­культурных организаторов, председателей курсовых и факуль­тетских советов, спортивных судей, общественных инструкторов и  тренеров, председателей бюро спортивных секций и др.;

способствует созданию детско-подростковых любительских объединений по спортивным интересам, детско-юношеских спор­тивных  школ; оказывает помощь общеобразовательным  школам, профтехучилищам, сельским коллективам  физкультуры в организации массовой оздоровительной, физкультурной и  спор­тивной работы;

принимает непосредственное участие в организации работы летних и зимних оздоровительно-спортивных лагерей и распре­делении путевок  в них;

организует и проводит учебно-тренировочный процесс в  спортивных секциях, группах, сборных  командах, клубах по спортивным интересам;

разрабатывает и реализует  календарные планы массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, обеспечивает безопасность их проведения;

обеспечивает контроль за учебно-тренировочным процессом  в секциях спортивного клуба  по подготовке студентов-спортсме­нов высшей спортивной квалификации, способствует созданию необходимых условий для  роста их спортивного мастерства;

регистрирует, ведет учет рекордов и спортивных достижений, формирует сборные команды по видам спорта высшего учеб­ного  заведения и обеспечивает их участие  в спортивных сорев­нованиях;

участвует в подготовке допризывной  и призывной молодежи к военной  службе;

организует совместно  с органами здравоохранения меди­цинский контроль за состоянием здоровья занимающихся физи­ческой культурой и спортом  в секциях и группах спортивного  клуба;

Информация о работе Физкультура в ВУЗе