Физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:42, реферат

Краткое описание

Данную работу мне бы хотелось начать словами греческого философа Платона: « главная задача педагогики – предать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души»(1).Действительно если обратиться к истории и или к истории педагогики, то можно заметить следующую тенденцию: ещё с древних времён роль физического воспитания была значительной в первобытно - общинном строе это процесс инициации. Однако изучение жизни племён сохранивших до наших дней первобытнообщинный строй позволяют нам сделать выводы о том, что в первобытно – общинном воспитании опредёлённое место занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов общины.(2).

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

2. Ползание по дорожке  между двумя линиями (ширина 50 см) встать, выпрямиться, взойти на ящик и сойти с него. Повторить 2-3 раза. Дети выполняют упражнение самостоятельно. По необходимости, когда ребенок встает на ящик, воспитатель поддерживает его за руку, подбадривая словами.

Лежа на спине, держаться, руки вытянуты. Сесть и лечь. Повторить 4-6 раз. Воспитатель держит палку посредине и медленно тянет ее к себе и опускает, приговаривая: «Сели и легли», напоминает детям, что за палку надо держаться крепко.

Таким образом, данные физические упражнения должны неуклонно соблюдаться вместе с режимом питания, сна, отдыха, прогулок.

Весеннее – летний период. Примеры упражнений.

Апрель (первая и вторая недели)

Задачи. Ходить, высоко поднимая ноги, упражнять в ползании по гимнастической скамейке, повторить бросание мешочка с песком одной рукой, развивать равновесие и глазомер.

Пособия. Гимнастическая скамейка, 2 стойки, 2 длинные палки, наклонная доска, мешочки с песком по количеству детей.

Содержание занятия и методика его" проведения.

Ходить, переступая через палку, поднятую на высоту 5- 10 см. Повторить 2-3 раза. Воспитатель предлагает пройти к стульям, которые находятся на противоположной стороне комнаты. На пути к ним стоят стойки с палкой, ее надо переступить. Воспитатель встает у палки и по необходимости подает ребенку руку, помогая ему выполнить задание. Упражнение может выполнять одновременно вся подгруппа.

Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке. Повторить 2-3 раза. Воспитатель объясняет, что, ползая по скамейке, надо держаться руками за ее края. Упражнение дети выполняют по одному. Воспитатель идет рядом и по необходимости придерживает ребенка за туловище. Дети младшей подгруппы выполняют ползание на полу (на коврике).

Сидя верхом на гимнастической скамейке, держаться руками с обеих сторон за гимнастические палки: поднять руки и опустить. Повторить 3-4 раза.

Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Классификация подвижных игр в ДУ.

По образному содержанию:

сюжетные (роли с соответствующими для них двигательными действиями). Сюжет делится на образный («Медведь и пчёлы», «Зайцы и волк») и условный («Ловишки», «Пятнашки»);

бессюжетные (все выполняют одинаковые движения-«Найди себе пару», «Чьё звено быстрее построится»);

хороводные (игры проходят под песню или стихотворение);

народные;

игры-забавы (для самых маленьких детей «Ладушки»);

игры-аттракционы;

пальчиковые игры.

По сложности:

простые некомандные игры (каждый участник, соблюдая правила, борется за самого себя);

более сложные переходные к командным (иногда игрок может вступать во временное сотрудничество с др. игроками для достижения цели);

командные подвижные игры (играющие составляют отдельные коллективы, команды).

По видам движений, преимущественно входящих игры:

игры с ходьбой;

игры с бегом;

игры с ползанием и лазанием;

игры с бросанием и ловлей мяча;

игры с прыжками.

По возрасту детей, с учётом разделения на группы в ДУ:

игры 1-ой младшей группы;

игры 2-ой младшей группы;

игры средней группы;

игры старшей группы.

Подвижные игры

Увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры).

Усложнить двигательное содержание.

Изменить размещение играющих на площадке.

Менять сигнал (вместо словесного ввести звуковой или зрительный сигнал)

Проводить игру в нестандартных условиях (бег по песку).

Усложнить правила (ввести 2 «ловишки»).

В последнее время, в связи с ухудшением здоровья детей уже в дошкольный период, все более широкое применение в детском саду находят здоровье сберегающие технологии. Одним из направлений этих технологий является использование в дошкольных учреждениях методов по активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных систем, развитие общей координации с помощью сенсорных тренажей, а также упражнения базирующиеся на зрительно-поисковых стимулах.

Покатай карандаш

Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатить по столу круглый карандаш.

Листья шелестят

Предлагаются полоски тонкой цветной бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.

Снежинки летят

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».

Загони мяч в ворота

Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см), лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота). 2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка придерживать пальцами.

Ветряная мельница

Для этой игры необходима игрушка0мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.

В настоящее время большие дискуссии у педагогов вызывает метод шагометрии. В отечественной литературе сформировалось 3 метода измерения двигательной активности: по затратам времени (за сутки, за неделю), по количеству произведенных, обычно за сутки, локомоций (шагометрия), по затратам энергии (в кал или Дж за единицу времени). Наиболее объективным из них, но и наиболее трудоемким является последний.(1).Этот вопрос изучение двигательных функций детей дошкольного возраста действительно занимает большое место в современном физическом воспитании. Способ шагометрии на мой взгляд, определяет уровень утомляемости ребёнка и его физические возможности.

 

2.2 Примеры весеннее  – летней методики физического  воспитания дошкольников

 

Апрель (третья и четвертая недели)

Задачи. Повторить ходьбу по ребристой доске, упражнять в бросании мячей через ленту, повторить ползание, развивать равновесие и глазомер.

Пособия. Ребристая доска, ящик, воротики, обруч, мячи по количеству детей, лента.

Содержание занятия и методика его проведения.

Идти по ребристой доске, затем взойти на ящик и сойти с него (ящик находится на расстоянии 1-2 м от доски). Повторить 2-3 раза. Доска и ящик лежат на ковровой дорожке. Если дети уверенно выполняют упражнение, то им предлагают идти друг за другом. В противном случае они выполняют задание по одному. Дети в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев только идут по ребристой доске.

Ползание и подлезание под воротики. Повторить 2-3 раза. Дети ползут друг за другом по коврику до ворот, подползают под них и идут к стульям. Первыми выполняют упражнение более смелые дети.

Бросать мяч через ленту (сетку), расположенную на уровне груди ребенка. Повторить 3-4 раза. Воспитатель предлагает детям встать с одной стороны ленты и взять в руки мяч. Затем объясняет и показывает, как бросить мяч: поднять обе руки над головой и резким толчком перебросить его через ленту. Дети младшей подгруппы бросают мяч вперед, не перебрасывая через ленту.

Сидя, держаться обеими руками за обруч (хватом сверху). Поднять руки и опустить 4-5 раз. Воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми.

Стоя, держаться обеими руками за обруч. Присесть и выпрямиться 3-4 раза. Воспитатель говорит: «Присели и встали», регулируя темп выполнения упражнения.

Игра «Догоните собачку» и ходьба за собачкой. Повторить 2-3 раза.

Май (первая и вторая недели).

Задачи. Повторить бросание вдаль двумя руками, упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, повторить ползание и перелезание, развивать ловкость и самостоятельность.

Пособия. Гимнастическая скамейка, мячи и куклы по количеству детей, длинная палка.

Содержание занятия и методика его проведения. Ходьба по гимнастической скамейке с помощью воспитателя.(рис.2). Повторить 2-3 раза. Дети выполняют упражнение по одному. Воспитатель помогает им встать на скамейку и сойти с нее, а также придерживает ребенка за руку во время ходьбы.

Ползание (3-4 м) и перелезание через гимнастическую скамейку. Повторить 2-3 раза. Все дети одновременно ползут до гимнастической скамейки, перелезают ее. Воспитатель находится у скамейки, по мере необходимости помогает детям.

Бросать мяч двумя руками из-за головы. Повторить 2-3 раза. Упражнение дети выполняют все одновременно, затем бегут за мячом и возвращаются обратно.

Сидя, держаться обеими руками за длинную палку. Лечь и снова сесть, не отпуская палку. Повторить 4-5 раз. Движение выполняется в спокойном темпе.

И. п.: лежа на животе, держаться обеими руками за палку, руки вытянуть вперед. Приподнять руки и опустить. Повторить 3-4 раза. Воспитатель следит, чтобы дети выпрямляли руки и поднимали голову.

Игра «В гости к куклам». Повторить 2-3 раза. Дети бегут к куклам, которые сидят на стульях на расстоянии 4-6 м от детей. Малыши берут кукол и ходят с ними. Май (третья и четвертая недели)

Задачи. Упражнять в ходьбе со сменой направления, повторить бросание в горизонтальную цель, ходить по наклонной доске, развивать чувство равновесия и ориентировку в пространстве.

Пособия. Гимнастическая скамейка, наклонная доска, ящик или корзина, мячи по количеству детей.

Содержание занятия и методика его проведения.

1. Ходьба со сменой  направления. Воспитатель приглашает  детей идти за ним, проходит  к противоположной стороне комнаты  и предлагает пойти в другую  сторону. Повторить 2-3 раза.

2. Ползание по гимнастической  скамейке. Повторить 2- 3 раза. Дети выполняют задание по одному.

3 Сидя, держать мяч обеими  рунами. Поднять мяч вверх и  опустить на колени 4-5 раз. Дети  сидят на ковре, повернувшись  к воспитателю. Все одновременно  выполняют упражнение.

4. Бросать мяч в горизонтальную  цель, (обруч или корзину), установленную на уровне груди ребенка на расстоянии 50- 70 см. Повторить 3-4 раза. Упражнение выполняют одновременно 2-3 ребенка. Дети встают вокруг обруча (или корзины) на расстоянии, отмеченном чертой (веревкой, палкой), и вместе с воспитателем бросают мячи. Затем задание выполняют другие дети.

5; Ходьба по наклонной  доске вверх, вниз. Повторить 2- 3 раза.

Дети идут по доске друг за другом, не торопясь. По желанию детей воспитатель разрешает им пройти по доске самостоятельно..

6. «Зайчики прыгают» - прыжки на двух ногах, руки держать свободно. Ходьба в медленном темпе за воспитателем.

Следует отметить, что совершенствование системы физического воспитания дошкольников не завершилось до сих пор. Например, очень серьезные дискуссии у современных педагогов. А так же у педагогов середины ХХ века вызвала так называемая система Монтесори, итальянского педагога.(1).

Направленную на свободное воспитание. Сорокова считает, Что за системой Монтессори будущее. Правда, она сама признаёт. Что данная система в России изучена не достаточно. Хотя некоторые педагоги посвятили ей свои диссертации(2). Представляют ли взгляды Монтесори систему, предстоит ещё доказать. Возможно появятся новые системы.

Необходимо так же не оставлять без внимания вопрос о создании безопасной жизнедеятельности детей в ДОУ обеспечивают отбор форм, методов и содержания; подготовка научно-методических рекомендаций по совершенствованию обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника. Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ сложна и многогранна. Серьёзное исследование по данному вопросу провела Сыркина Р.Б (3), которая считает своё исследование первым по безопасности нахождения детей в школьном саду. Автор исследования считает, что проблема безопасной жизнедеятельности детей в детском саду должна стать частью методической системы физического воспитания детей дошкольников. Так как непродуманные нагрузки могут привести к проблемам со здоровьем.

 

Заключение

 

По моему мнению, учитывая климат средней полосы России, сезонная методика физического воспитания с учётом современных приёмов, методов и способов является наиболее эффективной.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы о методике физического воспитания подростков.

С детьми третьего года жизни проводится еженедельно два занятия по 15-20 мин в первой половине дня, не раньше чем через полчаса после завтрака или дневного сна до полдника. По возможности заниматься лучше в зале, где повышается двигательная активность детей, увеличивается физическая нагрузка.

Чтобы научить малышей лучше ориентироваться в пределах комнаты, зала, где будет проводиться занятие, можно в центре постелить ковер или длинную (5-8 м) ковровую дорожку, вокруг которой дети ходят, бегают. На самом ковре (дорожке) проводятся упражнения общеразвивающие и для развития основных видов движений.

Перед началом занятия следует произвести влажную уборку пола и хорошо проветрить помещение, поддерживая температуру воздуха в пределах +19, 20°. Летом в хорошую погоду занятия проводятся на площадке.

Дети должны быть в физкультурной форме: майке и трусах, босиком (где имеется утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый также в спортивной одежде. В начале года воспитатель обучает детей раздеваться, одеваться, складывать свои вещи.

Для занятий целесообразно объединить детей по 10-12 (две подгруппы). Подгруппы комплектуются из вновь принятых детей и переведенных из второй группы раннего возраста. Распределяют малышей по возрасту: в первую подгруппу - до 2 лет 6 месяцев, во вторую-с 2 лет 7 месяцев и старше (в младшей подгруппе на 2-3 ребенка меньше). Однако это не всегда правильно. Исходя из конкретных условий, в подгруппы можно объединять не только по возрастному принципу, но и учитывая подготовительный и двигательный опыт каждого ребенка. Это создает благоприятные условия для воспитательной работы: малыши подражают старшим, в свою очередь старшие дети помогают младшим пройти по наклонной доске или гимнастической скамейке, найти свое место в подвижной игре.

К проведению занятия следует тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план-конспект, заранее подбирать пособия и крупный инвентарь.

Наиболее целесообразно строить занятие из трех частей: первой - вводной (ходьба, чередующаяся с бегом); второй - основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются поскоками или бегом. Упражнения повторяются 4-6 раз и проводятся из разных исходных положений. Для упражнений в основных видах движений подбирается 1-2 (иногда три) вида (кроме ходьбы и бега). После основных видов упражнений обязательно проводится подвижная игра, в которой принимают активное участие все дети); третьей - заключительной (ходьба или спокойная игра).

Информация о работе Физическое воспитание