Физическая культура и спорт в Российской Империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

В первой четверти XVIII века в результате реформ Петра I произошли глубокие изменения, своего рода скачок в истории Русского государства: средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. Реформы Петра, предпринятые в области административного управления, военного дела, церкви и просвещения, вызвали значительные перемены во всех сферах общественной жизни и культуры, в том числе физической. Создавались новые возможности для ее развития, прежде всего в среде господствующего класса – дворянства. Размеренный патриархальный быт сменялся более динамичным жизненным укладом.

Содержание

Физическая культура и спорт в Российской империи с начала XVIII до второй половины XIX в.
Петр Александрович Румянцев
Александр Васильевич Суворов
Федор Федорович Ушаков
Михаил Илларионович Кутузов
Труды по физической культуре и спорту XVIII – начала XIX века.
В. Н. Татищев
И. И. Бецкой
М. В. Ломоносов
Н. И. Новиков
В. Г. Белинский и А.И. Герцен
Вывод
Физическая культура и спорт во второй половине XIX – начале XX в.
(Развитие научно-теоретических основ физического воспитания)
Российская Империя на четвертых Олимпийских Играх в Лондоне
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Физ-ра и спорт в Российской Империи.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

 

ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ.

 

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ.

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Тема: «Физическая культура и спорт в Российской Империи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Козырев Максим Сергеевич

Филологический факультет

1 курс, 5 группа

Проверила:

Подделкина Надежда  Константиновна

 

 

 

 

 

 

 

Иваново – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Физическая  культура и спорт в Российской империи с начала XVIII до второй половины XIX в.

Петр Александрович  Румянцев

Александр Васильевич Суворов

Федор Федорович Ушаков

Михаил Илларионович Кутузов

 

Труды по физической культуре и спорту XVIII – начала XIX века.

В. Н. Татищев

И. И. Бецкой

М. В. Ломоносов 

Н. И. Новиков

В. Г. Белинский и А.И. Герцен

Вывод

Физическая  культура и спорт во второй половине XIX – начале XX в.

(Развитие научно-теоретических  основ физического воспитания)

 

Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов

Е. А. Покровский и Е. М. Дементьев

 

 

 

Российская Империя  на четвертых Олимпийских Играх в Лондоне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая культура и спорт в Российской империи  с начала XVIII до второй половины XIX в.

В первой четверти XVIII века в результате реформ Петра I произошли глубокие изменения, своего рода скачок в истории Русского государства: средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. Реформы Петра, предпринятые в области административного управления, военного дела, церкви и просвещения, вызвали значительные перемены во всех сферах общественной жизни и культуры, в том числе физической. Создавались новые возможности для ее развития, прежде всего в среде господствующего класса – дворянства. Размеренный патриархальный быт сменялся более динамичным жизненным укладом. Для развития физической культуры особое значение имели реформы в области культуры и быта, главным содержанием которых было становление и развитие светской культуры, светского просвещения. Впервые в истории образования в России физическое воспитание получает государственную регламентацию, будучи введенным в учебные планы различного рода школ. Так, в Школе математических и навигационных наук наряду с другими предметами преподавалась «рапирная наука» – фехтование, а также гребля и управление парусами. В Морской академии указом Петра I предписывалось учить приемам рукопашного боя и фехтованию. В учебных планах, созданных для подготовки дворянской молодежи к военной службе Сухопутного шляхетского корпуса, Морского шляхетского корпуса и других дворянских военных учебных заведений, значились фехтование, верховая езда, гребное и парусное дело, борьба, игры в мяч, танцы.

В начале XVIII века по указанию Петра I была создана частная гимназия немецкого  пастора Э. Глюка. В «Каталоге  учителей и наук», преподаваемых  в ней, содержится и такая запись: «Стефан Рамбур, танцевальный мастер, телесное благолепие и комплименты чином немецким и французским научает; Иоанн Штурмевель, конский учитель, охотников научает кавалерийским чином ехати и лошадей во всяких школах и маневрах умудрити». В программу преподавания было включено также фехтование.

В гимназии при Московском университете, открытом в 1755г., преподавались фехтование и танцы. К середине XVIII века образование, особенно в закрытых учебных заведениях, приобретает сословный характер, оно становится доступным главным образом для дворян.

Среди новых развлечений господствующего  класса следует упомянуть о катании  на коньках и на буерах. Указом Петра I вводились также «экзерциции  парусных и гребных судов», для  чего дворянам было роздано 141 судно. Проводились  еженедельные занятия («экзерциции») и «генеральные» смотры. Фехтование и стрельба из пистолетов культивируются среди дворян в значительной мере в связи с распространением дуэлей.

В первой четверти XVIII веке впервые  было соединено холодное и огнестрельное  оружие – к ружью был примкнут штык, что значительно усилило ударную мощь войска и вызвало необходимость обучения солдат рукопашному бою.

На Дону и на Балтике впервые в истории России был создан военно-морской флот, с помощью которого было «прорублено окно в Европу». Это вызвало необходимость развития парусного и гребного дела, а также плавания. Так закладывались основы национальной системы военно-физической подготовки войск. Начало ее было положено организацией юным Петром I «потешных» полков, состоявших из мальчиков подмосковных сел Преображенского и Семеновского. «Его императорское величество, – сообщает один из участников "потех", – повелел набрать из разных чинов людей молодых и учить их пехотного и конного упражнения во всем» (а «его императорскому величеству» было тогда 11—12 лет). Упражнения эти состояли из верховой езды, строевой подготовки в пешем и конном строю, стрельбы в цель из луков и мушкетов, изучения ружейных приемов, преодоления полевых препятствий и военных игр, составной части тактических учений. Так зарождались основы будущей военно-полевой гимнастики.

Петр привлекал к обучению «потешных» находившихся на русской службе иностранных  генералов. Однако их опыт и знания он не копировал слепо, а отбирал  из западноевропейской тактики и  системы обучения войск наиболее ценное, что можно было применить, исходя из особенностей России и русского народа. Это способствовало созданию армии, которая вскоре по боевой выучке стала превосходить лучшие армии Европы.

С 1688 года к сухопутным «потехам»  добавились потехи на воде – после того, как Петром в селе Измайловском был случайно обнаружен английский ботик. «Потехи» на воде сначала устраивались на реке Яузе, затем на Переяславском озере.

 Ко времени знаменитого Кожуховского похода (1694г.) количество потешных войск исчислялось уже несколькими тысячами человек. В маневрах под Кожуховом, проведенных в форме военной игры, они «сражались» с регулярными войсками. О значении этих «потех» говорят слова Петра I: «Шутили под Кожуховом, а теперь под Азов играть пойдем». Тем самым была подчеркнута мысль о реорганизации потешных полков в регулярные части, отправляющиеся в военный поход для завоевания Азовского побережья.

Будучи выдающимся полководцем, новатором  в области военной тактики, обучения войск, Петр I уделял большое внимание воспитанию у солдат стойкости, мужества. Сноровка и выносливость приобретались в постоянных походах, на тактических учениях. Петр требовал от солдат и офицеров творческого отношения к своим обязанностям в боевой обстановке. Петр предупреждал: «Не держись устава, яко слепой стены». При повышении по службе учитывались не знатность рода офицера, а боевые заслуги, знания, опыт. К офицерскому званию допускался лишь тот, кто «с фундаменту» знает солдатскую службу.

При преемниках Петра созданная  им система подготовки войск претерпела существенные изменения благодаря насаждению в русской армии прусских методов, связанных с шагистикой, муштрой, невниманием к личности солдата. Это вызывало протест со стороны прогрессивных военных деятелей. Среди них выделялся талантливый полководец и военный педагог фельдмаршал Петр Александрович Румянцев (1725—1796). Он придавал большое значение военно-физической, в частности маршевой, подготовке, что было необходимо, так как впервые в истории военного искусства им была разработана тактика применения сочетания колонн и рассыпного строя. Другое нововведение, проведенное при его активном участии, – создание егерских частей, в деятельности которых много места занимали бег, переползание, умение маскироваться. Все это способствовало воспитанию быстроты, выносливости, смелости. В созданной им системе обучения и воспитания войск важная роль отводилась воспитанию сознательной дисциплины, инициативных, смелых и решительных солдат, способных «с малым числом разбить великие силы» врага. Этому служили марши, маневры и другие средства военно-физической подготовки.

Дальнейшее развитие русская национальная система военно-физической подготовки войск получила в деятельности великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730—1800), прошедшего путь от рядового солдата до генералиссимуса русской армии. Созданная им оригинальная и прогрессивная система взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск во многом опережала свое время. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Линейной тактике, в которой холодному оружию отводилась второстепенная роль, он противопоставил развитую им тактику колонн и рассыпного строя, усовершенствовал действия солдат штыком в рукопашной схватке.

Новая тактика предъявляла повышенные требования к солдатам, их физической, боевой и морально-волевой подготовке. Неудивительно поэтому, что полководец требовал индивидуального подхода, уважения к солдату, разносторонней заботы о нем, о его здоровье. В «Науке побеждать», основном военно-педагогическом труде А. В. Суворова, об этом сказано четко и убедительно: «Солдату надлежит быть здо-рову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву». Среди девизов (афоризмов) полководца имелся и такой: «Чистота, Здоровье, Опрятность, Бодрость, Смелость, Храбрость, Победа! Слава, слава, слава!»

Физическая, а точнее, военно-физическая подготовка войск была органической частью педагогической системы Суворова. «Экзерцициям» – упражнениям в передвижении посредством ходьбы, бега, перестроениям, стрельбе в сочетании с действиями штыком, рукопашным боям уделяется большое внимание уже в его «Полковом учреждении», где он отмечает, что «ничто же так не приводит в исправность солдата, как его искусство в экзерциции». В «Науке побеждать» различного рода передвижения, перестроения, маневры рассматриваются им как важнейшее условие успешности наступления. Важность штыковой атаки подчеркнута в его словах: «Пуля дура, а штык молодец!» Одно из его любимых наставлений: «Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко». Разработка вопроса о применении штыкового боя во время учебы войск, а также в боевых действиях относится к числу крупнейших достижений военно-педагогической системы А. В. Суворова.

В его военной педагогике большое  внимание уделено преодолению препятствий  в виде рвов, валов, заборов, крепостных стен. «Бросься в ров, скачи через вал, ударь в штыки, коли, гони, бери в полон!» – гласит одна из команд полководца. В руководимых им войсках широко применялись переноска лестниц и фашин (связок хвороста для забрасывания рвов), взбирание по лестницам в быстром темпе, бросание фашин, гребля, стрельба по движущейся цели, марш-броски.

Одним из первых Суворов ввел утренние занятия (прообраз современной зарядки) в армии – «что после побудка  исполнять», куда входили ходьба, в  том числе «гусиной шаг», строевые упражнения, стрельба из ружей.

Наставления Суворова сочетались с рекомендацией при обучении солдат «экзерцициям» не допускать по отношению к ним жестокого обращения. Для солдат и офицеров примером был и спартанский образ жизни полководца, его закалка, любовь к движениям, физическим упражнениям.

В морском флоте петровские военные  традиции развивал выдающийся флотоводец Федор Федорович Ушаков (1745—1817). Он создал систему военно-физической подготовки моряков. Подобно Суворову, он требовал сознательного отношения матросов к учению, чтобы «всякий человек знал свою должность и место». Составной частью физической подготовки матросов были упражнения «для моциону», бег по салингу с целью приучения к «скорому беганию» по снастям. При этом требовалось четкое и быстрое выполнение команд.

Ф. Ф. Ушаков уделял внимание подготовке матросов к действиям на суше, к  десантным операциям, тренируя их в  преодолении препятствий (канав, рвов и т. п.) с помощью лестниц, веревок, досок, практиковал обучение штурму крепостей в обстановке, близкой к боевой.

Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов (1745—1813) развил военно-педагогические идеи Румянцева и Суворова применительно к новым условиям ведения войн. Уделяя внимание физической, строевой подготовке в войсках, он, как и Суворов, был противником формализма, муштры, стремясь к воспитанию у солдат сознательной дисциплины, патриотизма, а также силы, выносливости, стойкости, мужества. В подготовленном им наставлении по боевой подготовке легкой (егерской) пехоты важное место отводилось ходьбе в разном темпе, перебежкам, переползанию, овладению приемами обращения с оружием, действий на «самых неровных местах», т. е, на пересеченной местности. Многое делал М. И. Кутузов для всесторонней подготовки офицерских кадров, будучи директором Шляхетского кадетского корпуса. Он уделял большое внимание закаливанию солдат и офицеров, считал, что закалка, крепость русского народа сыграли немаловажную роль в разгроме войск Наполеона.

Хранителями национальных традиций в области физического воспитания оставались народные массы. Среди многочисленных народов России продолжали культивироваться разнообразные игры и физические упражнения, а также средства закаливания. Большое распространение среди детей и молодежи имели русские народные игры: городки, лапта, кости, лунки, свайка и другие. Некоторые из них нашли отражение в творчестве А. С. Пушкина.

На статую играющего  в свайку

 

  
Юноша, полный красы, напряженъя, усилия чуждый, 
Строен, легок и могуч, – тешится быстрой игрой! 
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся, 
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать. 
 

Любопытные  зарисовки народных состязаний и  развлечений содержатся в этнографических  материалах. Один из исследователей, например, отмечает, что искусными конькобежцами были туляки. Некоторые из бегунов, сообщает он, с отличной ловкостью выводили на льду «буквы, слова и разные узоры». Среди туляков имелись также прекрасные пловцы и прыгуны в реку «со свай, с моста, со шлюз четырех– или пятисаженной высоты».

Продолжалось культивирование кулачных боев. Правительство предпринимало попытки их регламентации (Указ Екатерины I от 1726г.). Иногда в Москве устраивались встречи кулачных бойцов с английскими боксерами.

Среди уральского казачества зимой  проводились военизированные игры, в частности, «борьба за снежный город» со стрельбой из пушки и ружей холостыми выстрелами. Взятию снежной крепости предшествовали скачки с джигитовкой и состязания в беге в мешках, бой подушками, сидя на бревне.

Информация о работе Физическая культура и спорт в Российской Империи