Физическая культура в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 18:45, реферат

Краткое описание

Быть здоровымэто счастье для каждого человека. Молодые о здоровье не думают. Как правило,молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Но чем старше становится человек,тем больше начинает понимать, какое это благо – здоровье, и тем больше начинаетценить его.

Содержание

Введение………………………………………………………….2
2. Физическаякультура в семье…………………………………...5
3. Заключение……………………………………………………...18
4. Списокиспользованной литературы…………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат физическая культура в семье.docx

— 34.91 Кб (Скачать файл)

Познакомившисьс основами правильного режима дня ребенка, можно рассмотреть проблему занятийфизкультурой.

Занимаясь сребенком физкультурой, необходимо знать некоторые правила. Во-первых, чеммладше ребенок, тем строже дозировка занятий физкультурой. Во-вторых,незначительная на первый взгляд ошибка может привести к серьезным последствиям.В-третьих, приучать ребенка к физкультуре необходимо с самого раннего возраста,именно так можно добиться того, что ребенок привыкнет к физкультуре, и самбудет стремиться к занятиям.

Начинатьфизическую тренировку ребенка необходимо с 1.5-2 –месячного возраста. Основныесредства физической тренировки детей грудного возраста – массаж, рефлекторные,пассивные, пассивно-активные и активные упражнения. Массаж следует проводитьежедневно, предварительно необходимо проконсультироваться с врачом-педиатром.Рефлекторные упражнения основаны на движениях, возникающих в ответ нараздражение участка поверхности тела ребенка. Продолжительность занятия должнасоставлять 8 -12 минут. Проводятся такие занятия до 3-4 месяцев. В возрасте 6месяцев занятия физкультурой включают в себя и другие упражнения. В 9-10месяцев объем физической тренировки еще увеличивается. Главная задача в этовремя – подготовить опорно-двигательный аппарат ребенка к ходьбе.Продолжительность занятий в возрасте 11-12 месяцев уже составляет 15 минут.

Основноесодержание физической активности детей второго года жизни составляет ходьба,лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячами, игрушками, обручами,палкой, скакалкой. В конце этого периода могут применяться упражнения в воде:плавание в круге, упражнения на дыхание, различные игры в воде и т.п. Главнаязадача в этот период – помочь ребенку освоить правильную ходьбу, укрепить мышцыног, спины и живота, т.к. от их силовой подготовленности во многом будетзависеть формирование правильной осанки. Общее направление организациифизической активности ребенка – побуждение его к освоению новых движений. Времязанятий – 15-20 минут.

Дошкольныйвозраст (3-6 лет) характеризуется значительными изменениями в физическом идвигательном развитии ребенка. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) важноприучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижнымииграми как обязательным и непреложным элементам повседневной жизни. Главнаязадача физического воспитания ребенка третьего года жизни – освоение и совершенствованиеновых видов движений, особенно пальцев рук и кисти, закрепление исовершенствование навыков уже освоенных видов движений. Занятия физическимиупражнениями следует проводить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению исовершенствованию движений (3 раза в неделю) и различных игр. Продолжительностьзанятий в начале периода – 15-20 минут, к концу периода достигает 20-25 минут.

Главнаязадача физической активности ребенка четвертого года жизни – освоение новыхдвижений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новаячерта физической тренировки в этот период – постановка целей в ряде упражнений.Например, пробежать быстро, метнуть далеко, прыгнуть как можно дальше, попастьмячом в цель и т.д. У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начатьцеленаправленное воспитание таких физических качеств, как ловкость, быстрота,гибкость, сила и выносливость. Превалирующей формой занятий остается игра, новсе в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки смногократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок.Продолжительность занятий составляет 30-35 минут.

Основнаянаправленность физической подготовки детей пятого года жизни – расширениеарсенала освоенных элементарных движений и подготовка к интенсивному освоениюновых сложных в техническом отношении упражнений. Большое место средифизических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуютвыработке умения правильно, в соответствии с заданием, перемещать тело впространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость итемп движений. Специальные усилия необходимо направлять на силовую подготовку мышцребенка. В этом возрасте время занятий физкультурой должно составлять не более40 минут.

Для детейшестого года жизни постепенно все большее место будут заниматьспециализированные тренировки отдельных физических качеств и способностей,прежде всего освоение новых движений, а также овладение более сложными видамидвижений из арсенала спорта. Главная задача в этот период – подготовка обширнойосновы для более интенсивного процесса физического воспитания в последующиегоды. Время занятий – 45 минут.

Главныецелевые установки в процессе физического воспитания детей седьмого года (6 лет)жизни мало чем отличаются от основной направленности физической тренировкипредыдущего возрастного периода. В этот период продолжается активная тренировкафизических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости – и совершенствованиеранее освоенных видов движений. Общая продолжительность занятий – 45 минут.

Младшийшкольный возраст (7-10 лет) – наиболее активный период в формированиидвигательных координаций ребенка. В этот период закладываются основы культурыдвижений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новыедвигательные навыки. Однако при дозировании занятий необходимо учитывать то,что у ребенка еще не завершился процесс формирования двигательного аппарата, ито, что в связи с началом посещения школы изменился его режим, и увеличилисьнагрузки. Основная задача в этом возрасте – развитие двигательных координаций.Возраст от 7 до 10 лет можно назвать благоприятным для закладки практическивсего спектра физических качеств и координационных способностей, реализуемых вфизической активности человека. Если такой закладки в этот период не произошло,то время для формирования физической и физиологической основы будущегофизического потенциала человека можно считать безвозвратно упущенным. В этовремя начинают формироваться интересы ребенка к определенным видам физическойактивности, выявляется предрасположенность его к тем или иным видам спорта.Определенную часть забот о физическом воспитании ребенка берет на себя школа,но кроме школьных уроков физкультуры физическая активность младшего школьникадолжна обязательно дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя-тремядомашними тренировочными занятиями в неделю. Семейные тренировки строятся наоснове систематического выполнения предлагаемых учителем физкультуры домашнихзаданий или являются самостоятельными занятиями родителей с детьми, которыепроводятся с учетом рекомендаций, имеющихся в физкультурной периодике иотдельных изданиях.

Подростковыйвозраст (11-14 лет) – один из самых ответственных периодов в формировании основфизической культуры школьника. Это критический период как в социальном, так и вбиологическом отношении, поскольку именно в этом возрасте завершаетсябиологическое созревание человека и наступает социальное взросление личности. Вподростковом возрасте окончательно оформляются «взрослые» мышечные координации,складывается индивидуальный биомеханический «почерк» движений, выявляется кругдвигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видомспорта. Серьезные изменения происходят и в психике подростка. Заметен и ростего самосознания, развитие процессов мышления, возрастание способности кабстрагированию. При обучении подростков физическим упражнениям большое значениеприобретает рассказ, объяснение со стороны обучающего и осмысление со стороныобучаемого. В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компонентыфизического потенциала ребенка, которые обеспечивают повышение уровня егоскоростных и скоростно-силовых способностей. При этом базовым элементом,центральным звеном всего комплекса успешно развивающихся в подростковомвозрасте физических качеств является быстрота. В связи с этим основной упор вфизической тренировке подростка должен быть сделан на использование техупражнений, которые в большей мере соответствуют особенностям ритма развитиядвигательной функции детей 11-14 лет. Физическая активность подросткареализуется, прежде всего, на уроках физкультуры, при активном отдыхе, втурпоходе и т.д. Значительная часть школьников этого возраста занимается вспортивных секциях, посещает тренировки. Все это должно дополняться ежедневнойутренней зарядкой, физическим трудом в домашнем хозяйстве, помощью по дому, надаче. Независимо от форм занятий существенным элементом физической подготовкиподростка являются соревновательные нагрузки. Соревнования должны быть возможноболее разнообразными, с тем, чтобы предоставить ребенку шансы на успех хотя быв одном из состязаний. Важно помнить о том, что наши усилия в физическомвоспитании подростка конечной своей целью должны иметь решение не толькоспортивных, но и воспитательных задач. В этом смысле основная направленностьфизического воспитания в этот период подчинена задачам формирования интереса ксистематической спортивной или оздоровительной тренировке, закладке основспортивного характера подростка, его умения мобилизовать себя на преодолениетрудностей, способности заставить себя делать то, что нужно, а не то, чтохочется в данный момент, достижения поставленных целей.

Длявозрастного развития старших школьников (15-17 лет) характерно достижение самыхвысоких темпов развития физического потенциала в целом. Наиболее интенсивнырост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательныхкоординаций. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменениемструктуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания кформированию новых стимулов физического совершенствования. Основные направленияразвития физического потенциала человека в этот период – повышение уровня силыи выносливости и достижение высокого уровня координации движений в физических,в том числе и спортивных, а для юношей и в военно-прикладных, упражнениях.Период юношества – время бурного расцвета физических способностей человека,формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкогок максимально возможному уровня развития физических качеств. Главная задача –не опоздать с формированием физического потенциала молодого человека, ведь этотеперь уже на всю жизнь. Наиболее целесообразно в этот период будет занятиеспортом, возможно даже несколькими его видами. Тренироваться необходимо неменее 2-3 раз в неделю, продолжительность тренировок должна оставлять 1,5-2часа. Помимо занятий физкультурой следует ходить в турпоходы, принимать участиев различных соревнованиях, заниматься помощью в домашнем хозяйстве, участвоватьв коллективных играх. Важно объяснить старшим школьникам то, какое влияниеоказывает занятие физкультурой на организм, каков смысл всех тренировок. Именнотак можно добиться того, что школьник вырастет здоровым, крепким и умным.

Рациональноепитание занимает немаловажное место в физической культуре в целом, т.к. этоважнейший залог формирования здорового организма. В первую очередь о правильномпитании детей должны заботиться их родители. Некоторые родители перекармливаютсвоих детей, не понимая, что это очень вредно для их здоровья. Врачам давноизвестно, что дети с избыточной массой тела более подвержены респираторным иаллергическим заболеваниям, они отстают в развитии, у них появляются нарушенияосанки и т.д. Когда ребенок полнеет, начинается порочный круг: чем толщеребенок, тем меньше он двигается (а это, как мы знаем, очень плохо), чем меньшеон двигается, тем еще больше полнеет. Родителям необходимо знать самое главное:энергетическая ценность потребляемой ребенком пищи не должна превышатьэнерготраты его организма. В суточный рацион должны входить пищевые вещества всбалансированном виде, что обеспечивается оптимальными соотношениями белков,жиров и углеводов (примерно 1:1:4) и сочетаниями незаменимых компонентов(аминокислот, витаминов, минералов и др.). Необходимо знать и то, что усвоениепищевых веществ во многом зависит от режима питания. Обязательное условиерационального питания детей всех возрастов – разнообразие рациона за счет, какразных продуктов, так и способов их приготовления. Чаще следует предлагатьдетям комбинированные гарниры, улучшающие усвоение пищи. Существенное значениеимеет правильное сочетание обеденных блюд. Если первое блюдо овощное, то гарнирвторого блюда может быть из круп или макарон. При разработке правильногорациона и режима питания так же необходимо учитывать биоритмические особенностидетей. Улучшению аппетита и усвоению пищи способствует красивое оформление блюди сервировка стола. Температура подаваемых кушаний не должна быть слишкомвысокой или низкой. Заканчивая разговор о принципах правильного питания детей,необходимо вспомнить все основное. Питание детей должно быть разнообразным, неизбыточным, с достаточным количеством овощей и фруктов. Все используемыепищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть свежими идоброкачественными, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую ибиологическую ценность. Рафинированные продукты питания (сладости, копчености,мясные и рыбные консервы и др.) не стоит включать в рацион, особенно детейдошкольного и младшего школьного возраста, а блюда с острыми специями – вплотьдо подросткового возраста. Целесообразно придерживаться режима 4-разовогопитания.

Выше уже былосказано, что закаливание – одна из основных составляющих физической культуры.Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло еще вдревности. В России оно издавна было массовым. Те родители, которые закрываютокна и укутывают ребенка, заботясь о его здоровье, неправы. Существуетзакономерность: Чем в более «тепличных» условиях растет ребенок, тем чаще унего будут возникать острые респираторные и другие заболевания. Закаливание –это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижениеустойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровьяметеорологическим и другим факторам.

Закаливаниеможет проводиться с помощью окружающего возраста, это могут быть воздушные исолнечные ванны. Более сильным закаливающим средством является вода. Эторазличные обливания, обтирания, купания в бассейне и открытом водоеме,контрастный душ, посещение бани, сауны и т.д.

Итак, солнце,воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть друзьями ребенка с первых днейего жизни. Задача родителей – в содружестве с медиками и педагогами сделать всевозможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образажизни наших детей.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагоги иврачи неоднократно подчеркивали ведущее значение положительных эмоций ввоспитании здорового подрастающего поколения. Ребенку необходимы условия дляувлекательной, эмоционально насыщенной деятельности. Родители должны постоянноподдерживать у детей чувство жизнерадостности и бодрости. И, прежде всего, каки в прочих аспектах воспитания, личным примером. Воспитание здоровых детейтребует от родителей самообладания, самоограничения, чувства меры.

Между членамисемьи должны быть доброжелательные отношения. Скандалы, пререкания, резкость в обращениистарших друг с другом, даже просто отсутствие такта травмируют нервную системуребенка, ведут к неуравновешенности, раздражительности и нервозности.Отрицательный результат дают и неумеренные запреты – «нельзя», «не бери», «небегай», «не шуми». Жестко авторитарное воспитание столько же мало способствуетнормальному развитию детей, сколько и противоположная крайность в видевседозволенности.

Дляполноценного развития ребенка необходимо уже в школьном возрасте научить еготрудиться. Когда ребенок будет трудиться и отдыхать вместе с родителями, онпочувствует, что это весело, почувствует положительную эмоциональную окраску, унего увеличится работоспособность и улучшится настроение.

Воспитатьребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вестиздоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим,систематические физкультурные занятия, использование эффективной системызакаливания, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка всемье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Кздоровью без лекарств; Ю.Ф.Змановский; Москва, «Советский спорт»; 1990

2.     Активныйотдых; Н.В.Гуреев; Москва, «Советский спорт»; 1991

3.     Физическаякультура для всех и для каждого; В.К.Бальсевич; Москва, «Физкультура и спорт»;1988

4.     Резервыздоровья; З.А.Васильева, С.М.Любинская; Ленинград, «Медицина», Ленинградскоеотделение; 1981

Информация о работе Физическая культура в семье