Физическая культура в режиме учебноого дня учеников ООШ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:34, доклад

Краткое описание

Физическая культура - это часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Всестороннее развитие молодежи немыслимо без физической культуры. Развитым в физическом отношении можно считать такого молодого человека, который в режим дня включает регулярные занятия спортом, постоянно использует природные факторы для закаливания организма, чередует труд с активным отдыхом.

Средствами физического воспитания являются физические упражнения, массаж, подвижные и спортивные игры, ходьба, бег, закаливание, физический труд.

Вложенные файлы: 1 файл

Беседа. Фізична культура в режимі учбового дня учнів ЗОШ.docx

— 68.07 Кб (Скачать файл)

Физическая культура в режиме учебноого дня учеников ООШ.

Физическая культура - это  часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека. Всестороннее развитие молодежи немыслимо без  физической культуры. Развитым в физическом отношении можно считать такого молодого человека, который в режим  дня включает регулярные занятия  спортом, постоянно использует природные  факторы для закаливания организма, чередует труд с активным отдыхом.  
 
Средствами физического воспитания являются физические упражнения, массаж, подвижные и спортивные игры, ходьба, бег, закаливание, физический труд.  
 
Перечисленные средства имеют важное оздоровительное значение для растущего организма. Объясняется это, во-первых, тем, что благодаря физическим упражнениям повышается устойчивость организма к инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды. Иными словами, физически крепкий и закаленный человек болеет реже. Во-вторых, стимулируются процессы роста и развития, совершенствуются реакции терморегуляции, т. е. повышается устойчивость к простудным заболеваниям. В-третьих, развиваются такие качества, как выносливость, сила, быстрота и ловкость, которые способствуют повышению умственной и физической работоспособности. Наконец, занятия физическими упражнениями создают положительный эмоциональный фон, поддерживают бодрость и оптимизм.  
 
Следует иметь в виду, что занятия физической культурой и спортом должны проводиться с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей и возможностей организма. Одно из ведущих требований - соблюдение режима занятий физкультурой и спортом, т. е. их систематичность, постепенное увеличение нагрузок, комплексное использование разнообразных средств и форм, благоприятные условия, в которых занятия проводятся.  
 
Крылатой стала фраза - движение есть жизнь. Действительно, движение - биологическая потребность организма. В обыденной жизни человек совершает самые различные движения, суммарная их величина называется двигательной активностью. Исследованиями установлено, что суточная двигательная активность, выраженная числом шагов и объемом работы, выполненной при ходьбе, с возрастом увеличивается, причем эти показатели неодинаковы у мальчиков и девочек. Так, у девочек 14-15 лет среднесуточное число шагов меньше, чем у их сверстников, на 4,9 тыс. Научно обоснованы нормы и режим занятий физкультурой и спортом. Суточная двигательная активность юношей 15-17 лет должна составлять 25-30 тыс., а девушек - 20-25 тыс. шагов. Всего в движении подростки должны находиться 3-4'/г часа в день. У юношей и девушек 15-17 лет ходьба и бег могут заменяться другими движениями, выполненными в процессе трудовой и спортивной деятельности.  
 
Сложившийся образ жизни, система трудового и физического воспитания могут изменять повседневную двигательную активность детей и подростков - либо снижать, либо повышать ее. У детей раннего возраста суточная двигательная активность регулируется преимущественно биологическими мотивациями, формирующимися на основе наследственных механизмов. У детей старшего возраста, особенно у подростков, она формируется индивидуально в процессе общественного воспитания под влиянием социальных факторов.  
 
Двигательная активность может быть измерена. Располагая количественной характеристикой суточной двигательной активности, можно предсказать ее влияние на организм. Минимально необходимый и максимально допустимый уровни суточной двигательной активности являются границами гигиенической нормы; при ее нарушении оздоровительный эффект отсутствует и даже могут развиться неблагоприятные изменения в состоянии здоровья.  
 
Дефицит движений обозначается термином "гипокинезия" (гиподинамия), а возникающие при этом многообразные нарушения функций организма - состоянием гипокинезии. Чрезмерная двигательная активность обозначается термином "гиперкинезия".  
 
Таким образом, наукой доказано, что двигательная активность, являясь незаменимым фактором жизнедеятельности человека, оказывает оздоровительное влияние на растущий организм только в диапазоне оптимальных величин и при рациональном режиме дня.  
 
Оптимальная двигательная активность достигается путем правильного использования всех средств и форм физической культуры и спорта. Физическая культура доступна каждому: и обязательные формы физической подготовки, предусмотренные программами обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, школах, ПТУ, и самостоятельные занятия дома.  
 
Велика роль спорта в формировании у подростков устойчивой потребности в двигательной активности. Однако непосильные спортивные нагрузки могут вызвать неблагоприятные изменения в организме ребенка. Об этом необходимо знать, хотя подобные явления встречаются редко: многочисленные специалисты врачебно-физкультурных диспансеров охраняют здоровье юных спортсменов. .  
 
Не всеми видами спорта разрешается заниматься в детском возрасте. Существуют возрастные границы для зачисления детей и подростков в учебно-тренировочные группы по отдельным видам спорта, утвержденные Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Министерством просвещения СССР и согласованные с Министерством здравоохранения СССР (табл. 4). Как видно из таблицы, ранние (в 7-8 лет) регулярные тренировочные занятия допускаются только в тех видах спорта, которые развивают ловкость (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, плавание и прыжки в воду). Теми же видами спорта, которые связаны с ускоренным развитием силы и выносливости, можно начинать заниматься с 13-14 лет.  
 
Рекомендуемая величина суточной двигательной активности должна распределяться на весь период бодрствования, причем равномерно: наибольшее число движений следует выполнять в период между 9 и 12 ч и между 15 и 18 ч в соответствии с суточными рит ами организма  
  
Непременным условием рационально построенного двигательного режима является качественное разнообразие движений. Занятия физическими упражнениями, виды мышечной деятельности должны быть разнообразными и в то же время соответствующими потребностям и возможностям растущего организма.  
 
Физическое воспитание в общеобразовательной школе предусматривает сдачу норм комплекса ГТО, проведение разнообразных внеклассных и внешкольных спортивно-массовых мероприятий.  
 
Систему взаимосвязанных форм физического воспитания школьников составляют: уроки физкультуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная и внешкольная спортивно-массовая работа; самостоятельные занятия физическими упражнениями дома, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах.  
 
Основной формой физического воспитания, обязательной для всех учащихся, являются уроки физической культуры, которые проводятся 2 раза в неделю (по 45 мин), по возможности с перерывом в 1-2 дня. Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке.  
 
Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из ежедневной гимнастики до начала учебных занятий, физкультурных пауз на уроках, подвижных игр и физических упражнений на удлиненных переменах.  
 
Гимнастика до начала учебных занятий проводится для того, чтобы повысить работоспособность учащихся на уроках. Основой гимнастики является комплекс физических упражнений для различных мышечных групп: мышц плечевого пояса (движения руками и ГОЛОВОЙ), спины, живота (наклоны вперед, назад и и стороны), ног (приседания, выпады, ПОДСКОКИ), Не следует включать в комплекс упражнения, требующие сложной координации движений, силовой нагрузки Гимнастические упражнения на открытом воздухе закаливают организм и повышают его сопротивляемость простудным заболеваниям и в плохую погоду (дождь, холод) гимнастику надо делать в проветренных коридорах и рекреационных помещениях, по не в классных комнатах Продолжительность занятий не должна превышать больше 7 мин.  
 
Время физкультурной паузы определяет педагог, ведущий урок. По его команде дежурный класса открывает форточку или окно, учащиеся прекращают занятие, ослабляют пояса и начинают делать упражнения сидя за партой или стоя около нее. Каждый комплекс физкультурной паузы состоит, как правило, из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплекс включают несложные упражнения, но обязательно с учетом характера занятий на уроке. Например, после письменной работы в физкультурную паузу следует включить движения для рук с активным сгибанием и разгибанием пальцев, свободное потряхивание руками и кистями рук; после длительного сидения - движения для мышц спины типа потягивания и прогибания, наклоны и полунаклоны с глубоким дыханием через нос; при работе стоя - упражнения для мышц ног и ходьба на месте.  
 
Подвижные игры на удлиненных переменах - хорошее средство профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении учебного дня. Учащиеся сами должны выбирать вид игры, ее темп и продолжительность. Однако повышенные физические нагрузки, двусторонние игры (футбол, гандбол, баскетбол) не рекомендуются. Они чрезмерно возбуждают, после них трудно переключиться на учебную деятельность. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала следующего урока. Успех проведения подвижных игр и физкультурных упражнений на удлиненных переменах во многом зависит от подготовки места занятий и наличия спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, гантели, флажки, эстафетные палочки и др.).


Информация о работе Физическая культура в режиме учебноого дня учеников ООШ.