Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 08:14, реферат

Краткое описание

Физическая культура является органической частью общечеловеческой культуры, ее особой самостоятельной областью. Это специфический процесс и результат человеческой деятельности, представляющий собой средство и способ физического развития личности. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по физ-ре.docx

— 64.60 Кб (Скачать файл)

Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры в большей степени зависит от наиболее полной реализации его культурообразующей и гуманизирующей функций. Социокультурная сущность такого образование состоит в том, чтобы сформировать новый образ мира и новую, вписанную в этот образ систему культурной деятельности личности. С одной стороны, образовательный процесс соотносится со своим социально значимым содержанием, а с другой - обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры. В данном положении студент осуществляет свободу своего выбора, своеобразие своего образовательного пути, приобретаяя свою культурную идентичность. И в этом случае личность воспринимает образование в сфере физической культуры как важную часть собственного стиля жизни, и она вполне способна образовать себя сама, подчинять образование целям личностного роста. Вместе с этим образование становится фактором психической активности личности, формой ее культурного бытия. Также образование в значительной мере обусловлено логикой процесса развития личности, осознания ею своих потребностей, целей, а для этого должны быть созданы такие условия, в которых происходят процессы развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, обучения и самообразования.

Современная система физического воспитания студенческой молодежи нефизкультурных вузов является ведущей в формировании физической культуры как вида общей культуры молодого человека, здорового образа и спортивного стиля жизнедеятельности будущих специалистов производства, науки, культуры. Формирование социально активной личности должно проходить в гармонии с физическим развитием, и это является важным условием подготовки выпускника вуза к профессиональной деятельности в современном обществе. Взаимоотношение физического развития и нравственного становления личности в процессе занятий физическими упражнениями получило научное обоснование в теории и методике физического воспитания.

Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленный на выполнение унифицированных программных зачетных нормативов, - это лишь базис для формирования всей системы ценностей физической культуры, которые далеко не исчерпываются только физическими кондициями молодого человека и представляют собой единство в развитии духовной и физической сфер.

К сожалению, на деле, как доказывает практика, физическое воспитание замкнуто на двигательной деятельности, физическая культура рассматривается лишь как направленность физического воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, тем самым существенно обедняются его возможности, что в конечном итоге приводит к разрыву образования и физической культуры, а сам процесс физического воспитания утрачивает культурный, нравственный и одновременно предметно-содержательный смысл. Успех же работы по физическому воспитанию студентов в вузах во многом зависит от того, насколько эффективно будут организованы занятия начиная с 1-го курса.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ РОССИИ

 

Основы законодательства Российской Федерации физическую культуру студенческой молодежи определяют в качестве одного их основополагающих направлений среднего и высшего гуманитарного образования. Содержание федерального Закона №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», вступившего в силу 4.12. 2007 г., определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов высших учебных заведений. Физическое воспитание здесь определяется как «педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека. Основу преподавания физической культуры во всех образовательных учреждениях составляет культурологический подход, способствующий всестороннему раскрытию способностей личности человека. Статьи данного Закона дают право образовательным учреждениям самостоятельно, с учетом имеющихся ресурсов и условий определять формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов подготовленности.

Приказ Минобразования РФ №788 «Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования» от 22.12.2009 г. обязывает ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 400 часов на дисциплину «Физическая культура», организационно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осуществляется при проведении дополнительных элективных и факультативных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5-6 часов в неделю.

Примерная учебная программа (декабрь 2010 г.) для высших учебных заведений по предмету «Физическая культура» определяет требования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников и предусматривает формирование устойчивой мотивации и потребности в здоровом образе жизни, личного опыта использования средств и методов физической культуры, достижения и поддержания своей психофизической подготовленности на высоком уровне.

На основании данной государственной программы кафедрами физического воспитания разрабатываются рабочие программы, в которых отражаются особенности ресурсного, материально-технического и кадрового обеспечения учебного процесса с учетом имеющихся на кафедрах условий, развитости инфраструктуры физической культуры, ресурсного и кадрового обеспечения учебного процесса. Она ориентирована на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в направлении широкой просветительской работы среди студенческой молодежи и включает введение, цель и задачи физического воспитания, организационные формы занятий, распределение студентов по учебным отделениям, содержание учебного материала, зачетные требования. Поэтому многоуровневая структура подготовки высшего звена связана, прежде всего, с интеграцией общекультурной и общественно-научной подготовки выпускников при формировании у них профессионально значимых умений и навыков. На основе данных программных материалов на кафедрах физического воспитания разрабатываются учебные планы, в которых программные требования реализуются по годам обучения.

 

 

  1. ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА

 

    1. ОБЩАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТА

 

Дабы охарактеризовать психофизическое развитие студента, необходимо раскрыть такие понятия, как психофизиологическая характеристика труда, работоспособность, утомление, усталость, рекреация, релаксация.

Психофизиологическая характеристика труда – трудовые процессы ведутся в определенном направлении, планируются заранее, связаны с конкретными заданиями, выполнение которых требует определенных психофизиологических энергозатрат, соответствующих уровней мышления и умозаключений для получения конечного результата, имеющего общественное значение (обучение, самообучение, открытие, изобретение, рационализация и т. д.).

Работоспособность – сочетание соответствующих возможностей человека, обладающего специальными знаниями, умениями, навыками, физическими, психологическими и физиологическими качествами, совершать целенаправленные действия, формировать процессы мыслительной деятельности.

Утомление – объективное состояние организма, при котором в результате длительной напряженной работы снижается уровень работоспособности, дальнейшие процессы деятельности характеризуются отсутствием творческих начал, преобладанием «шаблонного» мышления и т. п.

Усталость – субъективное состояние индивидуума, для которого характерны резкие кратковременные снижения уровня работоспособ-

ности; выполнение последующих трудовых актов требует волевых усилий

и использования скрытых резервных возможностей организма.

Рекреация (лат. – восстановление) – широкое понятие, связанное с

отдыхом, восстановлением сил, использованием природных возмож-

ностей и т. п.

Релаксация (лат. – ослабление, успокоение) – состояние покоя, расслабленности в результате снятия напряжения.

Одна из важнейших задач высшей школы – создание условий для

максимальной реализации возможностей интеллектуальной деятельности

студенческой молодежи.

Известно, что здоровье человека на 45-50% зависит от условий образа жизни, избранного стиля жизни, четко связанных с формированием граней личности. Каждый вуз имеет свою, рожденную им же и постоянно совершенствующуюся информационно-воспитательную среду. Ее многокомпонентность и положительное влияние на студента, особенно первокурсника, корреляционно зависит от уровня педагогического мастерства преподавателей до наиглавнейшего компонента – вузовской физической культуры, спорта, существенно сокращающей период адаптации недавних школьников к условиям пребывания в вузе с его «мягкими» на первых порах формами и видами обучения в течение семестра и неизмеримо жесткими по отношению к организму, порой еще недостаточно окрепшему, в периоды зачетов и экзаменов.

Особо следует сказать об адаптации к вузовским формам и видам обучения. Подчеркнем, что студенту-первокурснику, резко перешедшему границу между условиями обучения в школе и вузе, важно сократить этот период, который может длиться и семестр, и два-три года. Просматривается четкая закономерность сокращения времени адаптации у тех, кто коммуникабелен, увлечен спортом, общественной работой, любой формой деятельности с высоким уровнем ответственности.

 

    1.  ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ГОДУ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.

 

Любая человеческая деятельность, а интеллектуальная особенно, психологически увязывается с влиянием жизненных, обусловленных требованиями трудового процесса ритмов и свойственных организму биологических колебаний. Для человека наибольшее значение имеют так называемые «суточные ритмы», в процессе которых изменяются более пятидесяти физиологических функций организма. В период бодрствования, активной деятельности показатели функционального состояния сердечнососудистой, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают самого высокого уровня, а в период отдыха, сна реализуются на необходимом уровне восстановительные процессы. Чем больше и точнее осуществлен контакт начала учебно-трудовой деятельности с мобилизацией жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будут результаты трудовых действий. Многими исследованиями установлено деление студенческого контингента на студентов, отнесенных к «утреннему» типу, так называемых «жаворонков», отличающихся наиболее приподнятым настроением, высокой работоспособностью в утреннее и дневное время, и студентов «вечернего» типа – «сов», несколько заторможенных в первой половине дня, высокий уровень работоспобности которых начинается с 17-18 часов.

Известно, что мотив в деятельности человека – осознанное проявление активности, целенаправленное на выполнение поставленных задач. Нужно отметить, что студенты, проявляющиие избирательное отношение вследствие интереса, эмоциональности выполняют работу значительно дольше по времени, чем те, у которых этот мотив отсутствовал. Умственная работоспособность студентов изменяется в зависимости от психофизиологического состояния организма до начала работы, особенностей самой работы, ее организации и других причин. Независимо от времени деятельности – будь то академический час, учебный день, неделя, семестр, учебный год, учебный труд – характеризуется различными периодами эффективности: врабатывания, устойчивой (оптимальной) работоспособностью и периодом ее снижения. Учебный день: период врабатывания до 15-30 минут. Этот период характеризуется образованием рабочей доминанты. Особое значение имеет установка, психологичекая настройка. Второй период, длительностью 1,5-3 часа, обладает высокой степенью эффективности, максимального использования функциональных возможностей, изменения в организме, которые адекватны требованиям учебной деятельности. Третий период –период полной компенсации начальных признаков утомления волевыми усилиями и положительной мотивацией. Далее наступает период несбалансированной компенсации, нарастает утомление (нарушается работа анализаторов, устойчивость внимания, оперативной памяти и др.). Следующий этап характеризуется прогрессирующим снижением работоспособности, резким снижением продуктивности и угасания рабочей доминанты. Рабочий день студента не заканчивается аудиторными занятиями: он включает время на самоподготовку. Второй подъем работоспособности объясняется не только суточной ритмикой, но и мотивацией, психологической установкой и использованием «волевого синдрома».

Учебная неделя: период врабатывания – понедельник; вторник – четверг – высокий уровень работоспособности, пятница – суббота – период ее снижения. Естественно, что эта закономерность изменится при вмешательстве различных факторов нервно-эмоционального направления, связанного, например, с выполнением ответственного задания, подготовкой к контрольной, семинару, зачету и т. п.

 

 

 

    1.  ПРИЗНАКИ И КРИТЕРИИ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

 

При длительном и направленном умственном труде наступает утомление – объективное состояние организма, при котором деятельность внешних органов чувств аномально: может возникнуть резкое кратковременное повышение или до крайности ослабление реакции организма: почти мгновенное исчезновение из памяти только недавно усвоенного, снижается сила памяти, что ведет к состоянию, когда представления, образы становятся расплывчатыми, «мысли убегают», прекращается желание трудиться, состояние организма длительно не восстанавливается. Часто состояние утомления смешивают с усталостью – субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т. д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, а «провал», наоборот, привести к депрессивному состоянию.

Умственный труд проходит в условиях недостаточной двигательной активности, что способствует развитию пpoцессов торможения в коре больших полушарий и, как следствие, ухудшение общего самочувствия, пониженная работоспособность утомление.

Волевым усилием можно заставить организм продолжать работу, что только отдалит, но не ликвидирует утомление или, что намного опаснее, приведет к состоянию переутомления. Переутомлению присущи постоянное чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса, апатия, повышенная неадекватная реакция, головная боль, головокружение, снижение аппетита, снижение веса тела, потливость, снижение сопротивляемости организма инфекциям и т. п.

Изменение умственной работоспособности, наблюдение в течение дня, недели, семестра и учебного года отражают соответствующие поставленным целям, задачам корреляционно связанным с состоянием организма периоды врабатывания, стабильной, высокой работоспособности в период ее снижения.

 

 

    1.  ОПТИМИЗАЦИЯ СОПРЯЖЁННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЁБЕ И СПОРТИВНОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Информация о работе Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента