Физическая культура в период феодализма (XI – XV)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:35, контрольная работа

Краткое описание

Современная историческая наука использует термин «средние века» применительно к периоду общественного развития с конца V до XVII века, когда в наиболее развитых районах мира определяющую роль играл феодализм, феодальный строй. С учетом главных тенденций развития физической культуры можно говорить о физической культуре раннего средневековья, иными словами, периода становления феодализма (V—X вв.), физической культуре расцвета средневековья, то есть периода развитого феодализма (XI—XV вв.), и о физической культуре периода заката феодализма (XV—XVII вв.). В последние два периода в Европе получает развитие физическая культура Возрождения (XIV—XVI вв.), явившаяся своеобразным предвестником буржуазного физического воспитания и спортивного движения.

Содержание

Физическая культура в период феодализма (XI – XV). Рыцарская система воспитания, нормы физической подготовки рыцарей. Формы рыцарской системы военно – физической подготовки феодалов.
Зарождение и становление советской системы физического воспитания.
Средства физической подготовки городского и сельского населения в Европе в средние века..
Становление и развитие научных основ советской ФК.

Вложенные файлы: 1 файл

ИФК.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по физической культуре и  спорту

 

 

Брянский филиал Санкт-Петербургского университета

Физической  культуры им П.Ф. Лесгафта

 

 

 

 

 

 

 

 

Отделение заочного обучения

 

 

 

 

Контрольная работа  по ИФК

Студентки III курса

Рудниковой  Полины Леонидовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Проверил: Чумакова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2006/07 уч.год

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Физическая культура в период феодализма (XI – XV). Рыцарская система воспитания, нормы физической подготовки рыцарей. Формы рыцарской системы военно – физической подготовки феодалов.
  2. Зарождение и становление советской системы физического воспитания.
  3. Средства физической подготовки городского и сельского населения в Европе в средние века..
  4. Становление и развитие научных основ советской ФК.

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Физическая  культура в период феодализма (XI – XV). Рыцарская система воспитания, нормы физической подготовки рыцарей. Формы рыцарской системы военно-физической подготовки феодалов.

Современная историческая наука использует термин «средние века» применительно к периоду общественного развития с конца V до XVII века, когда в наиболее развитых районах мира определяющую роль играл феодализм, феодальный строй. С учетом главных тенденций развития физической культуры можно говорить о физической культуре раннего средневековья, иными словами, периода становления феодализма (V—X вв.), физической культуре расцвета средневековья, то есть периода развитого феодализма (XI—XV вв.), и о физической культуре периода заката феодализма (XV—XVII вв.). В последние два периода в Европе получает развитие физическая культура Возрождения (XIV—XVI вв.), явившаяся своеобразным предвестником буржуазного физического воспитания и спортивного движения.

В различных частях мира народы в разнос время пришли к  новым формам физической культуры, соответствующей их изменившемуся образу жизни и общественному строю. В таких странах, как Индия, Китай, Япония, где развитие шло постепенно, чрезвычайно большую роль играли традиции. В этих странах не отказались от старых форм физической культуры, а изменили их. Аналогичное положение сложилось и у народов, проживавших в азиатских степях. (Этот процесс нельзя полностью проследить у коренного населения Америки, так как завоевание этого континента европейцами в период распада общинного строя уничтожило существовавшую там высокоразвитую культуру.) Но в государствах, созданных из арабских племенных обществ, значительным было среднеазиатское и персидское влияние, наряду с остатками эллинизма на завоеванных территориях. Не случайно, что шахматы и конное поло получили распространение в Европе через посредство мавров и византийцев.

Однако на территории бывшей Римской империи вследствие противоречий, обострившихся также в результате завоеваний варваров, преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Хотя в восточной части империи сами варвары временно ассимилировались, существовавшие там наиболее характерные институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами правящего класса. Иное дело, что в Византии по мере усиления императорской власти были возобновлены некоторые зрелищные мероприятия, получившие новое содержание, в том числе атлетические соревнования и соревнования на колесницах, и, кроме того, наблюдалось сильное увлечение конным поло, заимствованным у персов.

Образовавшие позднее  свои государства славяне и венгры создали свою феодальную физическую культуру в соответствии с их специфическими чертами. На преобразовании их физической культуры сказалось влияние народов, которые стояли уже на более высокой ступени феодальной формы физической подготовки. В этом, естественно, решающую роль играли также экономические и политические связи. Так, на физической культуре русских княжеств сказывалось влияние Византии, а на физической культуре венгров и поляков — влияние немецкого рыцарского ордена.

Большую роль в создании феодальных форм физической культуры сыграли различные мировые религии, а также возникшие в их рамках религиозные направления. Буддизм, христианство и ислам, тесно связанные с образованием феодальных государств, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или же сами приспосабливались к ним.

Физическая культура в ранний период феодализма в еще  большей степени отдаляется и обособляется от других видов физической деятельности по сравнению с рабовладельческим строем. Начиная с VI в. в Китае интенсивно развиваются виды борьбы, основанные на способах самообороны. Название корейской национальной борьбы таэквондо упоминается в летописях в конце VII.

К началу этапа развитого феодализма (XI – XV в. в) в Западной Европе получило распространение рыцарская система воспитания. Она носила исключительно прикладной, главным образом военный, характер.

До конца XIV в. военные действия велись с использованием холодного оружия. Основой армии были рыцари в латах. Владение оружием в тяжелых доспехах на коне предъявляло повышенные требования к этим специфическим условиям.

Рыцарская система воспитания.

В IX веке в борьбе против вторжения мавров и норманнов стало уже настолько очевидным превосходство рыцарей в латах, что короли Франкского государства сделали их костяком своей армии вместо вольнонаемных пехотинцев, которых было трудно вербовать и которые были, нужны в производстве. Получавшие за военную службу поместья (бенефицию) и рыцарский титул воины попадали в вассальную зависимость от короля. В течение XI—XII веков институт рыцарей распространился уже на всю Западную Европу. Пожалованные королем поместья могли передаваться по наследству, и рыцарское происхождение стало необходимым условием принадлежности к рыцарскому ордену. Тех, кто не имел рыцарского происхождения, могли посвятить в рыцари только короли. Одновременно стали создаваться первые самостоятельные религиозные и гражданские рыцарские организации для координации оборонной и боевой подготовки, претворения в жизнь своих частичных интересов или специфических обряженных в религиозную тогу целей: иоанниты (1048г.), тамплиеры (1119 г.) и немецкий рыцарский орден (1198 г.). Возглавлял каждый рыцарский орден избранный им главный магистр. Рыцарство составляло замкнутую феодальную военную систему внутри дворянства. Однако известный из поэзии трубадуров идеализированный образ жизни и этика рыцарства оказывали влияние па весь господствующий класс.

      Нормы физического воспитания и рыцарских заведениях определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для полной междоусобиц жизни феодалов и военных действий того времени. Общеизвестно, что вплоть до конца XIV  важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия. А боеспособность определялась, прежде всего, физической силой и стойкостью рыцаря в латах.   В то же время обращение с оружием в тяжелых доспехах повышало роль чувства равновесия, которое стало в конечном итоге необходимым условием того, чтобы всадник удержался в седле, а пеший — на ногах. Мало ценились высокие результаты в быстроте и ловкости, достигнутые не верхом, и тем более без лат.


 Не случайно, что  из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом и даже такие формы, как бег с оружием или боевые танцы, которые играли главную роль в античной военной подготовке. Правда, с середины XIV века, когда стрельба из лука и бои пеших воинов вновь вышли на первый план, изменились методы боевой подготовки. Однако это не коснулось основ рыцарской физической культуры.

Нормы рыцарской военно – физической подготовленности включали только семь умений: езду верхом, преодоление водных переправ, охоту, стрельбу из лука, владения приемами боя, игру в развлекательные игры, владение хорошими манерами и танцами. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков.

Самым важным и сложным  упражнением в верховой езде рыцаря, закованного в латы, была уже упомянутая выше выработка чувства равновесия. Основы этого отрабатывались на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем в подростковом возрасте переходили к верховой езде на местности. Плавание означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть. Главной формой охоты в период феодализма считался поединок с крупными зверями зубрами, медведями, оленями, кабанами, во время, которого рыцари использовали оружие. Соколиная охота и охота с луком на мелкую дичь устраивались ради великосветских дам и в качестве коллективных развлечений (Из немецкой хроники XIV в). В ходе стрельбы из лука учились пользоваться арбалетом.

Однако с середины XIV века, когда возросла роль стрельбы из лука и ведения военных действий пешими воинами, усиленное внимание в рамках усвоения навыков борьбы уделялось уже не только тренировочным поединкам всадников, вооруженных копьем, обоюдоострым мечом и щитом, но и усвоению технических и тактических элементов поединка пеших воинов.

В число норм подготовки членов немецких рыцарских орденов  с XIV века было также включено требование лазить, как необходимая часть подготовки к штурму городов, что практиковали на лестницах и шестах. Из игр на площадках, которые входили в число норм службы при дворе, шахматная   игра получила распространение впервые на Иберийском полуострове. Альфонс Мудрый (1221—1283 гг.) заложил основы комбинационного стиля игры в шахматы в европейском понимании.

  Сноровку, нужную для военной службы и придворной жизни, рыцарь    приобретал еще в юности. Феодалы посылали своих сыновей, достигших семилетнего возраста, или друг к другу, или к королю в «ученье». Там мальчики одновременно были в качестве заложников. С 7 до 14 лет они были в услужении у хозяйки дома, а с 14 до 21 года — у сюзерена. Учение завершалось посвящением в рыцари.

       В церемонии посвящения местные древние обычаи языческих ритуалов сочетались с христианскими феодальными чертами. Акту посвящения в рыцари предшествовали воздержание, исповедь и принесение жертвы. В назначенный день кандидата в рыцари подвергали испытаниям, заключавшимся в том, что нужно было на полном скаку проколоть копьем подвешенное соломенное чучело. Двое поручителей подтверждали его невиновность, происхождение и наличие собственности, затем кандидат в рыцари давал клятву в том, что посвятит свою жизнь служению рыцарским добродетелям. После этого он преклонял колени перед главным магистром ордена или своим сюзереном, который символически ударял его плашмя своим мечом со следующими словами: «Вытерпи этот удар ради господа бога и святой Марии, но больше ни одного». После церемонии посвящения кандидат в рыцари получал шлем, щит, меч, рыцарский пояс и золотые шпоры и становился членом ордена.

Воспитание дочерей  феодалов проходило значительно  скромнее, чем воспитание сыновей. В подростковом возрасте их тоже посылали к какому-нибудь знакомому рыцарю или родственнику, где они обучались, кроме игр и танцев, необходимых для придворной жизни, также основам верховой езды, соколиной охоты и стрельбы из лука.

Правящие силы и центрально- и восточноевропейских государствах, не считая нескольких кратковременных попыток, создавали закрытых рыцарских заведений. Однако к XI—XII векам, благодаря связям между династиями и основанным здесь немецким рыцарским орденом, и в этих странах пустили корни западноевропейские нормы физического воспитания.

Формы  рыцарской  системы военно-физической подготовки феодалов.

Порожденные феодальным строем силы, организующие общество и создающие его культуру, впервые проявили себя во Франции, в Провансе. Отсюда, в конце IX века, начала распространяться и рыцарская турнирная игра, которая вначале служила своеобразной формой военной подготовки и частично ввела в институированные рамки широко распространенный обычай поединков.

Основной  формой военно-физической подготовки феодалов были  рыцарские турниры: парные и групповые. Поединок заключался в схватке двух рыцарей в полном вооружении. Рыцари стремились с помощью острого или тупого копья столкнуть, т. е. выбить друг друга из седла. Отсюда происходит и название турнира. Если «бодание» двух рыцарей или их схватка на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание завершалось силовой борьбой. Нередко вся игра состояла только из ряда праздничных поединков.

Второй  формой состязаний была т. и. турнирная  игра и массовая схватка. Она обычно начиналась с использованием тупых копий и продолжалась по договоренности. Иногда и во время таких схваток использовали острое оружие. Несмотря на тщательно разработанные правила и прочные латы, массовая схватка была очень опасным развлечением. Смертельные случаи, за исключением одного-двух, были следствием не ран в результате пореза или прокола оружием, а результатом ушибов и сотрясения мозга. Еще чаще бывало, что падающие друг на друга в огромной пыли и жаре человеческие тела и лошади сдавливали нагрудные латы тех, кто оказывался под ними, и они задыхались.

В соответствии с нормами  состязаний, которые достоверно отражены в вышеупомянутых хрониках С. Маласпины, вначале главенствовали обычаи рыцарей из Прованса. В XIV веке определяющими стали итальянские нормы, а  в XV веке — этикет бургундского двора.   С XI века на рыцарских турнирах (за исключением восточноевропейских стран) могли участвовать лишь дворяне по происхождению. Тем же, кому это звание жаловали, принцип традиции запрещал участвовать в турнирах.

В соответствии с правилами  перед каждым турниром осматривали  место состязания, договаривались о  методах борьбы, определяли последовательность использования различных видов оружия и те части тела, в которые можно было попасть оружием. Итоги схватки оценивались не только по тому, что всадника выбивали из седла и сваливали на землю, но и по тому, если сбивали шлем противника, раскалывали надвое щит или ломали копье. Острым оружием нужно было попасть в голову или грудь противника, а также в его щит.

Физическая культура феодалов не ограничивалась одними рыцарскими турнирами. Возвращавшиеся из крестовых  походов рыцари распространили по всей Европе конное поло. Наряду с многодневной охотой при дворах сюзеренов и в окрестностях замков часто организовывали состязания по прыжкам, бегу, борьбе и метанию. Во Франции на ставшем известным торфянистом поле «Золотой уафтан», где с XVI века регулярно устраивали состязания по борьбе между французскими, немецкими, фламандскими и швейцарскими феодалами, в 1520 году мерялись силами также английский король Генрих V1I1 с французским королем Франциском 1. (Составители хроник записали и другие вызовы на поединки, однако они мало сообщают о фактических боевых турнирах.)

Информация о работе Физическая культура в период феодализма (XI – XV)