Факторы и условия влияющие на повышение тактической подготовки волейболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данных указаний является уточнение методик, способов и средств, способствующих повышению уровня тактической и тактико-специальной
Планирование тактической и тактико-специальной подготовки игроков к предстоящей игровой деятельности осуществляется в ходе общего планирования учебной нагрузки в учебных группах и группах спортивного совершенствования . Тактика является составной частью подготовки игрока, команды и основывается на техническом мастерстве волейболиста. Техника является средством претворения в действие тактических замыслов игрока и команды. В период обучения и на этапах совершенствования разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний, технических умений и тактического опыта.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная. Факторы и условия влияющие на повышение тактической подготовки волейболистов.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Волейбол является одной из самых распространенных и любимых игр во многих странах мира. Эта игра способствует всестороннему физическому развитию человека.

В последние годы в волейболе обострилась конкурентная борьба на внутренней и международной аренах. Многие команды имеют большой арсенал технических и тактических приемов и готовы бороться за первенство. Современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим и психологическим качествам игроков. В этой игре наиболее важны такие качества как быстрота движения, координационные способности, прыгучесть, сила, мышление.

Характерной особенностью современного спорта является очень высокий уровень подготовленности команд и исключительная подготовленность спортсменов, как следствие этого все более возрастающая плотность спортивных результатов. При высокой плотности результатов и возрастании спортивной конкуренции, преимущество имеет тот, кто моментально и правильно оценит, быстро примет целесообразное решение, а затем эффективно осуществит их входе спортивной борьбы. При повышении уровня спортивных результатов, все большее значение приобретает тактическое мастерство спортсменов.

Тактическая подготовка - это сторона спортивной подготовки, направленная на процесс овладения волейболистами специальными упражнениями по тактике, которые выполняются приближенно к игровой обстановке, а также на учебных, контрольных и официальных соревнованиях.

Рассматривая тактику как составную часть подготовки игрока, следует отметить, что она основывается на тактическом мастерстве волейболиста. При этом техника является средством претворения в жизнь действий тактических замыслов игрока и команды, направленных на достижение победы.

Спортсмены, обладающие высоким тактическим мастерством, успешнее применяют свои возможности, по сравнению со спортсменами у которых тактическое мастерство находится на более низком уровне. Потому как недостаточный уровень тактического мастерства приводит в условиях спортивной борьбы к необоснованным и неэффективным действиям. Тактическое мастерство спортсмена характеризуется умением управлять своими действиями целенаправленно и вовремя применять их в конкретной соревновательной ситуации; умением заранее предугадывать намерения соперника, а свои тщательно маскировать; умением использовать слабые стороны и оплошности противника; умением заставить действовать в неудобной для него манере; умением правильно оценивать конкретную соревновательную обстановку и ситуации и действовать смело и решительно.

В основе индивидуального тактического мастерства лежат тактические знания, умения, навыки и качества тактического мышления. Все это дает специалистам основания для выделения обширного круга задач повышения тактического мастерства спортсменов, при этом все они сводятся к приобретению тактических умений. Ряд авторов при рассмотрении вопросов тактического мастерства, прямо или косвенно выделяют развитие специальных психических качеств, что обусловлено необходимостью постоянного наблюдения за действиями партнеров и соперников исходным в спортивной тактике являются тактические замыслы, т.е. общие принципы и правила ведения состязания.

Развитие технических навыков и тактического мышления возможно при тщательном планировании учебно-тренировочного процесса в техническом вузе. Он предусматривает:

1) теоретическую подготовку;

2) индивидуальные действия;

3) групповые и командные  действия.

Целью данных указаний является уточнение методик, способов и средств, способствующих повышению уровня тактической и тактико-специальной

Планирование тактической и тактико-специальной подготовки игроков к предстоящей игровой деятельности осуществляется в ходе общего планирования учебной нагрузки в учебных группах и группах спортивного совершенствования . Тактика является составной частью подготовки игрока, команды и основывается на техническом мастерстве волейболиста. Техника является средством претворения в действие тактических замыслов игрока и команды. В период обучения и на этапах совершенствования разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний, технических умений и тактического опыта.

Любое тактическое действие, направленное на оптимальный успех, должно строиться в соответствии с тактическими знаниями, техническими навыками, уровнем развития физических способностей, волевых качеств, памяти и других компонентов.

Освоение и совершенствование тактических действий волейболистов должно идти в следующей последовательности: без сопротивления партнеров; с пассивным сопротивлением; с активным «управляемым» противником; в соревновательной форме с партнером по команде; в соревновательной форме с противником. Таким образом, тема дипломной работы «Факторы и условия, влияющие на тактическую подготовку волейболистов» является актуальной.

Целью дипломной работы является рассмотрение факторов и условий, влияющих на повышение тактической подготовки волейболистов.

Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов формирования тактического мастерства волейболистов.

Объектом дипломной работы являются волейболисты, тренирующиеся в условиях высшего учебного заведения.

Задачами дипломной работы является:

- рассмотрение теоретических основ физической и тактической подготовки волейболистов;

- анализ основ тактической  подготовки волейболистов;

- исследование методик  тактической подготовки волейболистов;

- анализ основ техники  и систем нападения;

- изучение основных задач  тактической подготовки;

- анализ игровых действий  и тактики спортсменов;

- исследование методик  и факторов повышения тактической  подготовки волейболистов.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

 

1.1. Понятие физической подготовки спортсменов

В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности - это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью, спецификой выбранного занятия.

В ряде литературных источников физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями; функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем и в первую очередь - сердечно-сосудистой и дыхательной систем [16, С. 26].

А.Д. Новиков считает, что физическая подготовка спортсмена - это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности, совершенствование физического развития, укрепление и закаливание организма,

Н.А. Лупандина подразделяет физическую подготовку на общую и специальную. Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков; основных жизненно важных или, как говорят, прикладных естественных видов движений. Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спорта

Н.Г. Озолин , Б.А. Ашмарин, так же как и Н.А. Лупандина разделяют физическую подготовку на общую и специальную, но предлагают подразделить последнюю на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, и основную, цель которой - более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта [23, С. 11].

При этом Н.Г. Озолин предполагает трехступенчатость в процессе достижения наивысшей физической подготовленности, причем, на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая физическая подготовленность и специальный фундамент [1, С. 13].

Понятие «физическая подготовленность» и «тренированность» тесно связаны и в определенной мере характеризуют степень здоровья.

А.П. Карпман отмечает, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам сопряженных с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей. Физиологические сдвиги в организме в процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельно с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой в избранном виде спорта. Автор определяет тренированность как состояние, развивающееся в организме спортсмена в результате многократного повторения физических упражнений и характеризующее его как готовность к наиболее эффективной мышечной деятельности [14, с 19].

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности - это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

Физическую подготовленность юных спортсменов, как указывает З.И. Кузнецова , характеризуют два показателя:

1) степень владения техникой движений;

2) уровень развития двигательных (физических) качеств.

Физическая подготовленность (двигательная) у юных спортсменов осуществляется в результате обучения в ходе учебно-тренировочного процесса под руководством педагога-тренера.

Чтобы управлять учебно-тренировочным процессом и вовремя вносить коррективы, нужно вести контроль за двигательной подготовленностью юных спортсменов, особенно начинающих [18, С. 7-9].

Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой. В юношеском возрасте большое внимание уделяется силовой подготовке и специальной выносливости. Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь.

Исследования в теории спорта показывают, что общая разносторонняя подготовка, развивая физические качества юных спортсменов, положительно влияет на прирост их спортивного результата. Однако с повышением роста спортивного мастерства ее удельный вес в достижении спортивных показателей постепенно уменьшается. Как было сказано выше, исследования, связанные с физической подготовкой, показали, что в различных видах спорта нет необходимости разностороннего развития всех физических качеств, а только тех из них, которые играют важную роль в решении специфических задач спортивной техники.

В игровой деятельности волейболиста важным качеством является прыгучесть, которая проявляется в скоростно-силовых показателях сократительных способностей мышц нижних конечностей. Способность к ударно-баллистическим движениям связана с развитием динамической силы рук и плечевого пояса. Развитие прыгучести - одна из главных задач физической подготовки волейболиста.

В связи с длительностью спортивных состязаний по волейболу и их турнирного характера, важное значение для помехоустойчивого и надежного выполнения спортивной техники имеет и специальная выносливость, которая сопряжена с многократным выполнением прыжков при блокировании и нападающих ударах, перемещений по площадке, падений и предельно- сильных ударных движений. Весь этот комплекс интенсивных двигательных проявлений осуществляется на фоне высоких психических напряжений, что характерно для дискретно-экстремальных нагрузок.

Важное свойство сенсомоторики волейболистов - способность тонким мышечным ощущениям и дифференцировкам. Одним из главных свойств сенсомоторики и качественных проявлений двигательной деятельности волейболистов является целевая точность. Процессуальный характер точности проявляется в точных перемещениях по площадке, выборе места при блокировании, разбеге и отталкивании при нападающем ударе, а финальный при всех взаимодействиях с мячом: передачах, ударах, подачах, блокировании.

Этот комплекс двигательных способностей волейболиста носит специфический характер и тесно связан с различными проявлениями психомоторики: уточняющими реакциями на движущийся объект объемом внимания и поля зрения, точностью глубинного зрения, тактильной и мышечно-суставной чувствительностью. Все они включены в функциональную систему, структурные связи которой обусловлены главным ведущим фактором - достижением спортивного результата. Вмешательство в данную функциональную систему посредством неспецифических упражнений (например, больших объемов нагрузок по общей физической подготовке) может нарушить эти структурные связи и отрицательно сказаться на спортивно-технических результатах волейболистов. В связи с этим процентное соотношение общей и специальной физической подготовки постепенно (по мере роста спортивного мастерства) изменяется в пользу последней. [5, с.17]

Информация о работе Факторы и условия влияющие на повышение тактической подготовки волейболистов