ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 21:03, творческая работа

Краткое описание

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы формирования привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением, диагностического инструментария для выявления привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе различных образовательных учреждений.

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ  У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Выполнил

студент 2 курса

Шайхутдинов Нурлан Фаритович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность  исследования. Происходящие в современном обществе изменения в мировоззрении людей актуализируют задачу усиления внимания к той категории детей, которая в силу обстоятельств выпала из сферы активной жизнедеятельности школьных коллективов и оказалась в состоянии социальной изоляции. Эти дети, отнесенные к категории младших подростков с девиантным поведением, требуют целенаправленной воспитательной работы с ними, в силу совокупности негативных факторов, влияющих на развитие и воспитание младших подростков с девиантным поведением: резкое снижение материального положения семей, несбалансированное питание, ослабление государственной системы физического воспитания и внешкольного дополнительного образования подрастающего поколения, распространение наркотиков, алкогольных напитков. В связи с этим в современных условиях повышается роль профилактической и коррекционной деятельности социального педагога, предполагающей необходимость формирования у подростков данной группы привычек здорового образа жизни.

Совершенно  очевидно, что подобная деятельность приведет не только к улучшению здоровья младших подростков с девиантным поведением, но и к улучшению их жизни в целом. Это особенно важно, так как подростки - это именно тот контингент в составе населения, состояние здоровья которого является "барометром" социального благополучия и уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.

С этой позиции наиболее важным в отношении формирования привычек здорового образа жизни является младший подростковый возраст. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Таким образом, негативные социальные установки, сформированные в этом возрасте, могут повлиять на всю дальнейшую жизнь подростка. В то же время напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении младших подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Ситуация усугубляется ростом среди молодежи "саморазрушающего поведения", мягко называемого "вредными привычками": курение табака, потребление алкоголя и наркотиков. Так, по данным социологических исследований по России, курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь.

Вот почему так  необходима и образовательная, и  воспитательная деятельность школы в целом и социального педагога в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Социальный  педагог имеет право в пределах своей компетенции контролировать и оценивать ход и результаты реализации проектов и программ социальной адаптации учащихся, информировать детей и подростков о правилах техники безопасности, заниматься профилактической работой, направленной на компенсацию и преодоление возможных негативных реакций и последствий, оказывающих влияние на жизнь ребенка.

 

В учреждении образования социальный педагог входит в состав специалистов социально-психолого-педагогической службы, выполняя, таким образом, в пределах своей компетенции функцию профилактики и пропаганды здорового образа жизни. А именно: профилактическую работу по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся; формирование навыков здорового образа жизни. Тем не менее, зачастую вопросы привития детям и подросткам привычек здорового образа жизни выпадают из поля зрения социального педагога. Работа в этом направлении не является ни структуризированной, ни систематичной.

 

Актуальность исследования определяется противоречиями:

 

- между потребностью общества  в здоровом поколении и предрасположенностью  современных младших подростков  к девиантному поведению;

 

- между наличием богатого  здоровьесозидающего потенциала  социальной педагогики и недостаточно  разработанной научно-методологической и практической базой его использования для формирования ценностного отношения подростков к своему здоровью.

 

С учетом выявленных противоречий была определена тема исследования: "Формирование привычек здорового образа жизни  у младших подростков с девиантным поведением".

 

Проблема исследования сформулирована следующим образом: какой должна быть деятельность социального педагога по формированию у младших подростков с девиантным поведением привычек здорового  образа жизни? Настоящее исследование основано на анализе широкого круга научной литературы, посвященной вопросам изучения категорий "девиантное поведение" и "здоровый образ жизни".

 

В отечественной науке  проблемы негативных форм девиантного  поведения, распространенных в подростковой среде, находятся в фокусе внимания многих исследователей: A.B. Воропая, Н.Я. Копыта, Б.Я. Левина, М.Б. Левина, Е.С. Скворцова и др. Осмыслением проблем наркомании занимались A.A. Габиани, В.В. Дезорцев, И.Н. Пятницкая и др.

 

Однако ряд  актуальных проблем девиантного поведения младших подростков не получил в научной литературе должного освещения, в том числе и специфика социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших подростков. Многогранность проблемы здорового образа жизни, представленная в работах философов, педагогов, социологов, говорит об отсутствии единого целостного подхода к пониманию здорового образа жизни. Наиболее распространенным является медико-биологический подход, о чем свидетельствует большое количество публикаций (Н.М. Амосов, Ю.П. Лисицын, Р.Г. Оганов, А.Г. Щедрина и др.).

 

К сожалению, в  конкретной работе специалистов сфер медицины и образования по формированию у подростков привычек здорового  образа жизни отмечается разобщенность  и непонимание собственных задач  в рамках общей для них проблемы.

 

Медицине, как  никогда, необходима помощь педагогики, так как все основные факторы  риска (в том числе, курение, употребление алкоголя и наркотиков) имеют поведенческую  основу (Л.С. Выготский, Д.Н. Исаев, В.Ф. Базарный, Е.В. Руденский, А.И. Захаров, Л.Г. Татарникова и др.). Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием человека. Проблемам мотивации посвящены работы Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, М.В. Удальцовой и др.

 

Однако, в целом, проблема формирования у подростков с девиантным поведением привычек здорового образа жизни остается недостаточно изученной в современной научной литературе. В настоящее время нет единого подхода в решении проблемы формирования здорового образа жизни среди подростков, а есть единичные исследования в разных областях науки: педагогики, валеологии, медицины.

 

Объект  исследования: социально-педагогическая профилактика, направленная на формирование у младших подростков с девиантным поведением привычек здорового образа жизни.

 

Предмет исследования: формирование привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением на уроках физической культуры.

 

Цель  исследования: изучить содержание, формы и методы работы социального педагога по формированию привычек здорового образа жизни у младших девиантных подростков.

 

Постановка  данной цели предполагает решение следующих  исследовательских задач:

 

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

 

2. Выявить особенности  социально-педагогической деятельности по формированию привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением.

 

3. Провести эмпирическое  исследование направленности младших  девиантных подростков на здоровый  образ жизни.

 

4. Разработать  и реализовать программу формирования у младших подростков-девиантов привычек здорового образа жизни.

 

Использовались  следующие методы исследования: теоретический  анализ литературы, опыта работы, педагогический эксперимент, метод статистической обработки данных и их анализа. На этапах констатирующего и контрольного экспериментов использовались эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, изучение характеристик, личных дел и медицинских карт подростков с девиантным поведением, для подкрепления полученной информации о девиантных подростках использовалась методика А.Н. Орла "Склонность к отклоняющемуся поведению".

 

Методологическая  основа исследования базируется на положениях диалектико-материалистического учения о человеке как сложном объекте  познания и целостной системе методологии, разработки понятий "девиантное поведение" и "здоровый образ жизни" (Н.А. Амосов, Г.Л. Апанасенко, И.А. Аршавский, В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.Д. Граевская, В.П. Казначеев, А.Г. Щедрина и др.). Исследование опирается на следующие методологические подходы:

 

- личностный  подход (Н.А. Амосов, П.К. Анохин, Г.Л.  Апанасенко, И.А. Аршавский, В.Г.  Афанасьев, Н.Д. Граевская, В.П.  Казначеев, А.Н. Леонтьев и др.), предполагающий рассмотрение здоровья  как основополагающего компонента  личности;

 

- деятельностный подход (Г.К. Зайцев, Г.А. Колачев, В.В. Колбанов, С.Л. Рубинштейн, Л.Г. Татарникова, А.Г. Щедрина и др.), с позиции которого раскрываются условия формирования здоровьесберегающего поведения подростков;

 

- аксиологический  подход (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, М.В. Удальцова и др.), акцентирующий внимание на вопросах мотивации деятельности.

 

При разработке теории и технологии формирования здорового  образа жизни подростков мы опирались  на концепцию И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, принцип доминанты и принцип свободы выбора, определяющие внутреннюю мотивацию человека (А.А. Ухтомский, А.Е. Личко, B.C. Битенский), теорию валеологического образования (Л.Г. Татарникова, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Г.А. Колачев, А.Г. Щедрина и др.).

 

Практическая  значимость исследования заключается  в разработке программы формирования привычек здорового образа жизни  у младших подростков с девиантным поведением, диагностического инструментария для выявления привычек здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе различных образовательных учреждений.

 

Экспериментальная база исследования: Бюджетные общеобразовательные учреждения г. Елабуги.

 

Целевая группа: младшие подростки с девиантным поведением от 10 до 12 лет. Выборка исследования составила 60 человек от 10 до 12 лет.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова - Казань: Медицина, 2007. - 220 с.

 

2. Аллахвердов, В.М. Методологическое  путешествие по океану бессознательного  к таинственному острову сознания  / В.М. Аллахвердов. - М.: Речь, 2003. - 368 с.

 

3. Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный  подросток: практическое руководство  для отчаявшихся родителей ] / Р.Т. Байярд; пер. с англ. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.

 

4. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.

 

5. Вайзман, Н.П. Реабилитационная педагогика: психическое здоровье школьника. / Н.П. Вайзман. - М.: АГРАФ, 1996. - Вып. 1. Медицинские аспекты - 156 с.

 

6. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций : кчеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2001. - 416 с.

 

7. Долгова, А.И. Криминология / А.И. Долгова. - М.: Норма, 2005. - 352 с.

 

8. Дубровина, И.В. Об индивидуальных особенностях школьников / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1975. - 143 с.

 

9. Едимская, Н.А. Обусловленность здоровья человека антропогенной деятельностью. Научная картина мира в духовной экологической цивилизации  / Н.А. Едимская. - Барнаул: Изд - во БГПУ, 2000. - 211 с.

 

10. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00066625_0.html


Информация о работе ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ