Упражнения для детей младшего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:12, реферат

Краткое описание

В профилактике и лечении заболеваний, в реабилитации больных, перенесших тяжелые болезни, большое значение придают физической культуре, одному из основных средств физического воспитания человека. Основное средство физической культуры – Физические упражнения, т.е. специальные движения, более или менее сложные виды двигательной деятельности. Физические упражнения отличаются большим разнообразием как по содержанию, так и по формам.

Вложенные файлы: 1 файл

рефферат физра.docx

— 82.35 Кб (Скачать файл)

Гимнастические  упражнения детей 3-4 месяцев

Когда ребенку исполняется 3 месяца, он ведет более активный образ жизни. Так как в этом возрасте он бодрствует на несколько  часов больше, для занятий гимнастикой  нужно выбрать такое время, когда  у малыша бывает хорошее настроение. В 3,5 месяца малыш уверено держит головку, способен приподнимать грудь  и опираться на руки. В этом возрасте его надо как можно чаще класть на живот. Эта процедура способствует укреплению различных мышц, в том  числе и мышц шеи.

В 4 месяца ребенок уже  может держаться на вытянутых  руках, опираясь ладонями на кровать. Чтобы  у ребенка развивались связочный  аппарат суставов кистей и мышцы  ладоней, нужно научить ребенка  хлопать в ладоши и ударять  ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”. В 4 месяца ребенок впервые начинает разговаривать. Если ему что-то нравится, он начинает лепетать на своем, только ему понятном языке и улыбаться. Кроме того, он активно двигает руками и ногами, а это упражнение очень полезно для развития и укрепления мышц и суставов ребенка.

В возрасте 4-х месяцев  у ребенка появляется интерес  к различным игрушкам. Он все чаще берет их в руки и пытается их удержать. Родители должны способствовать развитию этого интереса, так как  при захвате игрушек у малыша развиваются и укрепляются суставы  и мышцы рук. Чтобы это развитие происходило без осложнений, рекомендуется  покупать ребенку погремушки с удлиненной круглой ручкой. Кроме того, необходимо следить, чтобы ребенок во время  игры отставлял большой палец. В 3-месячном возрасте, у детей, как  правило, исчезает гипертонус мышц-сгибателей рук, а в 4 года — мышц-сгибателей ног. В этом возрасте можно начать различные пассивные упражнения, укрепляющие мышцы-сгибатели рук и ног. В первое время они достаточно простые и легкие, но постепенно должны становиться все более и более сложными.

Основным методом проведения пассивных упражнений является вибрация, или встряхивание. Кроме того, в  комплекс процедур следует ввести новый  массажный прием — растирание, основанное на массировании поверхности  тела подушечками согнутых пальцев. Начинать и заканчивать процедуру  массажа следует поглаживанием, потому что этот прием способствует успокоению нервной системы ребенка  и расслаблению его мышц.

Постепенно приемы массажа  должны становиться все более  активными и интенсивными. Кроме  того, в этом возрасте допускается  введение в комплекс таких упражнений, выполнение которых связано с  применением гимнастических снарядов. Одним из таких снарядов должен стать  ярко раскрашенный надувной мяч.

Нужно следить за гигиеной ребенка и как можно чаще проводить  водные процедуры (теплые ванны). Уже  в этом возрасте его нужно учить  плавать, потому что плавание не только укрепляет суставы и мышцы  ребенка, но и благотворно влияет на весь его организм. Длительность занятий детей 3-4-месячного возраста следует постепенно увеличивать. Если до 3-х месяцев их продолжительность  составляла 15 минут, то в возрасте 3,5-4-х  месяцев их можно довести до 20-25 минут. Увеличение продолжительности занятий допускается в том случае, если ребенок здоров и у него отсутствует отрицательная реакция на занятия гимнастикой. В противном случае необходимо проконсультироваться у врача-педиатра. Если какое-либо упражнение вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то его нужно исключить.

Гимнастические  упражнения детей от 4 до 6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев  у ребенка наблюдается активный интерес к жизни. В это время  нужно побольше с ним общаться, показывать ему различные предметы и рассказывать об их назначении. Если в доме есть домашние животные или птицы, то ребенка необходимо с ними познакомить. Кроме того, в этот период у малыша исчезают многие безусловные рефлексы. Он начинает сознательно передвигаться по кроватке, поворачиваться в разные стороны, реагируя на звук, и т. д.

В этом возрасте гимнастические упражнения в сочетании с массажем способствуют развитию мышц и суставов опорно-двигательного аппарата ребенка, укрепляют его центральную нервную  систему. Малыш учится держать в  руках крупные предметы: мягкие игрушки, кружку и др. В 4-4,5 месяца продолжительность  зарядки должна составлять 30 минут. Во время всей процедуры у ребенка  необходимо вызывать положительные  эмоции, чтобы занятия гимнастикой  ассоциировались у него с удовольствием  и игрой. Каждое упражнение рекомендуется  сопровождать счетом. Это воспитывает  в ребенке чувство ритма. С  этой же целью можно включать ритмическую  музыку. Если ребенку она понравится, то вскоре он сам начнет двигаться  в такт знакомой мелодии.

В этот период ребенок делает первые попытки самостоятельно сидеть, поэтому гимнастические упражнения должны способствовать выработке нового для него навыка. Как и в раннем возрасте, положительный эффект дают водные процедуры и занятия плаванием.

Массажные приемы должны постепенно усложняться. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется  использовать щипцеобразное разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.

Все движения должны быть ритмичными, плавными и осторожными.

Гимнастические  упражнения детей от 6 до 9 месяцев

Когда ребенку исполняется 6 месяцев, он может самостоятельно сидеть, переворачиваться с живота на спину и наоборот. Если его  потянуть за руки, он будет делать попытки  встать на ноги. К этому времени  он, как правило, уже умеет ползать. В этом возрасте следует уделять  большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию  движений и развитие опорно-двигательного  аппарата.

Так как малыш уже может  активно реагировать на голос  взрослого человека, ему можно  подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др. Однако стоит  помнить, что эти команды должны подаваться в ласковой форме, чтобы  занятия гимнастикой были для  ребенка радостью, а упражнения выполнялись  с удовольствием.

Гимнастические  упражнения детей от 9 до 12 месяцев 
В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д

Так как ребенок уже  может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно  выполнять из исходных положений  сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультации  по проведению гимнастики с детьми до трех лет жизни

Одной из особенностей растущего  организма ребенка второго и  третьего года жизни является увеличение мышечной массы, изменение ее структуры, увеличение количества мышечных волокон, развитие которых обуславливает  проявление быстроты, ловкости, силы и  в какой-то степени выносливости. В указанный возрастной период происходит совершенствование ходьбы, появляются элементы бега и прыжки, а также  сам бег и сам прыжок; развивается  лазание, метание (бросание предметов).

Формирование движений (ходьба, бег, прыжки, сохранение равновесия, лазание) зависит не только от возраста, но и  от конституционально-типологических особенностей ребенка, а также от организации окружающей его среды.

Отмечено, что развитие и  совершенствование движений происходит в более ранние сроки по сравнению  с отмечавшимися ранее . (акселерация — ускорение физического развития).

Освоение двигательных навыков  детьми происходит в III стадии.

Фаза первая — генерализация. Ее физиологической особенностью является широкая иррадиация возбудительных процессов в коре больших полушарий.

Для следующей, второй, фазы характерна концентрация процессов  возбуждения как в пространственном, так и во временном отношениях (движения уточняются, происходит постепенное образование так называемого двигательного стереотипа).

Третья фаза формирования двигательного навыка характеризуется  его закреплением. Процессы возбуждения  и торможения в этой фазе чередуются в определенной последовательности, что обусловливает точное выполнение движений: Процесс автоматизации  двигательного навыка (ходьбы, бега, лазания, равновесия, метания) завершается.

Появление и совершенствование  движений у детей происходит одновременно с развитием соответствующих  моторных зон в коре больших полушарий, которые тесно ,связаны с высшими сенсорными и вегетативными центрами. Поэтому совершенствование ходьбы, прыжков, метания, лазания, умения сохранять равновесие способствует развитию психических функций.

При развитии и совершенствовании  движений (подвижные игры, произвольные движения, гимнастика) необходимо учитывать  следующие анатомо-физиологические  особенности детей преддошкольного  возраста: 1) незаконченное дифференцирование  клеток коры головного мозга, в том  числе соответствующих психомоторных  центров, затрудняет статические расчлененные движения (сгибание и разгибание рук, ног), которые вызывают быстрое утомление; частая смена движений (быстрая ходьба, бег) вызывает равномерное чередование  процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что способствует их уравновешиванию (меньшей утомляемости); 2) быстро растущий мягкий скелет легко подвергается разнообразным  искривлениям; суставной и связочный  аппарат растяжим; в силу этого  могут легко возникнуть смещения и асимметрии в расположении основных частей скелета. Поэтому персонал, занимающийся с детьми, и родителей надо предостерегать от применения силовых движений, связанных  с чрезмерной нагрузкой, и длительных статических положений.

Общие методические положения при проведении занятий гимнастикой:

1. Занятия с детьми до 2 лет следует  проводить индивидуально и не  более 8—10 мин.

2. В возрасте 2—3 лет занятия  гимнастикой могут проводиться  малым групповым методом (не  больше 3—4 детей в группе). При  этом рекомендуется использовать  различные игры или упражнения  с обручем. Еще лучше, если  занятия .гимнастикой проводятся во время сюжетной игры: «Пошли в лес за грибами». В этой игре можно использовать все виды движений: ходьба («идем в лес»), прыжок («перескочим через канаву»), умение сохранять равновесие («перейдем по мостику»), лазание («перелезаем через бревно»), бег «побежим скорей, а то пойдет дождь»), метание («побросаем камушки в речку») и т. д.

3. Во время занятий необходимо  чередовать упражнения для всех  групп мышц.

4. Следует избегать длительных  статических положений.

5. Как уже указывалось, расчлененные  движения, например сгибание рук  в локтевых суставах, утомительны  и не дают положительных физиологических  результатов, поэтому прибегать  к ним рекомендуется как можно  реже.

6. В каждое занятие должны быть  включены упражнения для мышц  спины, живота и ягодиц. Эти  упражнения способствуют развитию  нормальной осанки; исходное положение  при их выполнении должно быть  преимущественно горизонтальным.

7. В каждое занятие нужно также  включать упражнения для развития  и совершенствования ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания и  сохранения равновесия, так как  они стимулируют деятельность  сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

8. Упражнения следует начинать  с более легких, затем постепенно  переходить к более трудным. Они должны соответствовать двигательным умениям данного ребенка.

9. Занятия должны проводиться систематически, с постепенно увеличивающейся  нагрузкой.

10. Занятия обязательно должны вызывать  положительные эмоции.

11. Занятия должны быть ежедневными.  Тенденция проводить их 2—3 раза  в неделю по аналогии проведения  гимнастики в школах не соответствует  физиологическим особенностям детей  преддошкольного возраста.

12. Время, отведенное для гимнастических  занятий, включается в режим  дня, так же как время, полагающееся  для еды.

13. Занятия строятся по принципу  развития основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, сохранение  равновесия, метание).

14. Увеличение физической нагрузки  производят путем увеличения  частоты повторения упражнений  и увеличения длительности занятий.

Развитие основных движений и упражнения, способствующие их совершенствованию. Ходьба. Самостоятельно ходить дети начинают с 8—13 мес. Сначала появляются первые неуверенные Шаги, которые еще нельзя назвать ходьбой в полном смысле слова. В дальнейшем ходьба совершенствуется, ребенок начинает менять ее направление без остановки, приучается ходить по «пересеченной» местности — кочкам, неровностям (вначале неустойчиво, затем устойчиво). Вскоре происходит овладение ходьбой в ровном ритме, появляется быстрая ходьба. Постепенно ребенок начинает ходить по лестнице (бытовая ходьба) приставным шагом с опорой и без опоры, а также переменным шагом. Имитационная ходьба развивается параллельно пониманию речи.

При этом важную роль играет знакомство с  образами животных. Некоторые дети овладевают автоматизированной ходьбой  только к 3 годам 6 мес, другие же — до 2 лет. Ходьба усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, уравновешивает основные нервные процессы. Для воспитания ритмичной ходьбы у детей применяются упражнения на координацию: ходьба по неровной местности, соразмерение своего шага с шагом товарища (в возрасте 3 лет). Продолжительность ходьбы с возрастом увеличивается. Так, дети 3 лет при условии эмоциональной заинтересованности (пойти посмотреть, как летают самолеты, как плавают утки, и т. д.) могут проходить 500 м и более (малый туризм).

Во  время «дальней ходьбы», желательно делать остановки — отдых для  осмотра окружающей природы.

Информация о работе Упражнения для детей младшего возраста