Умственное воспитание в процессе физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:47, реферат

Краткое описание

В современных условиях развития общества остро поднимается вопрос о педагогических кадрах, в котором особое внимание уделяется профессионально – педагогической подготовке. При подготовке специалистов в области физической культуры и спорта умственное воспитание имеет особое значение. Потому как, занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для умственного. Их цели основаны на единстве – формирование человека, где физическое совершенство составляет часть умственного начала. В сфере общего образования умственное воспитание играет большое значение.

Содержание

Введение.............................................................................................................03
Глава 1.Теоретические основы изучения умственного воспитания
1.1 Понятие умственное воспитания.................................................................04
1.2 Взаимосвязь физического воспитания с умственным воспитанием..........06
Глава 2. Умственное воспитание в системе физического воспитания
2.1 Двусторонняя связь умственного и физического воспитания
2.2 Средства и методы умственного воспитания.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ3!.docx

— 32.22 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Национальный исследовательский  ядерный университет – «МИФИ»

Трёхгорный технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Физическая культура»

Тема: «Умственное воспитание в процессе физического воспитания»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса                    

группы 5ТМ-12В

Пушкарева Е.С.

                                                            

 

 

 

 

Трёхгорный 2013

Содержание

 

Введение.............................................................................................................03

Глава 1.Теоретические основы изучения умственного воспитания

1.1 Понятие умственное воспитания.................................................................04

1.2 Взаимосвязь физического воспитания  с умственным воспитанием..........06

Глава 2. Умственное воспитание в системе  физического воспитания

2.1 Двусторонняя связь умственного  и физического воспитания....................07

2.2 Средства и методы умственного  воспитания..............................................08

Заключение.........................................................................................................11

Список литературы............................................................................................12

 

 

Введение

 

В современных условиях развития общества остро поднимается вопрос о педагогических кадрах, в котором особое внимание уделяется профессионально – педагогической подготовке. При подготовке специалистов в области физической культуры и спорта умственное воспитание имеет особое значение. Потому как, занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для умственного. Их цели основаны на единстве – формирование человека, где физическое совершенство составляет часть умственного начала. В сфере общего образования умственное воспитание играет большое значение. Учитель физической культуры, воздействуя на развитие ребенка посредством физического воспитания, закладывает у него базу для всестороннего развития физических и духовных способностей. Ведь именно дети обладают потенциалом для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости.

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения умственного воспитания

 

1.1 Понятие умственное  воспитания

Умственное воспитание - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения. Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) - совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума - быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность. В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальтпсихология, генетическая психология Ж.Пиаже). Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность – обучение. В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачи которой: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения. Основные мыслительные операции - это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения - читать, писать, считать, излагать свои мысли - и специальные умения: читать карты, чертежи и т.п.

К общим интеллектуальным умениям относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного  труда. Пути решения задач УВ - это  обучение и внеклассная работа с  учащимися. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали  у нас Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин  и др. Опорой служили выводы Л.Выготского о том, что обучение должно ориентироваться  не на достигнутый уровень развития, а на "зону ближайшего развития": предъявлять ученикам задания, которые  они могут выполнить при обучающей  помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др. В 60-е  годы прошедшего века Л.В.Занков с сотрудниками обосновал развивающую дидактику  для начальной школы. В настоящее  время довольно широкое распространение  получила концепция и методика развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина. Во внеклассной работе имеются такие  формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады.

Можно считать, что в отечественной  школе учитель традиционно выступает  как носитель определенных норм и  мировоззренческих позиций. Показателями умственной воспитанности являются наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными  умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий  характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.

 

1.2 Взаимосвязь физического  воспитания с умственным воспитанием

В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому  воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому  развитию растущего организма и  его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Непосредственная связь - прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением тех никой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях.

Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квалификации и возраста, занимающихся намеренно  создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной  степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать  активно и творчески подходить  к решению поставленных перед  ними задач.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые  занимающимися, служат их духовному  обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют  более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь  состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей.

В результате осуществления  оздоровительных задач физического  воспитания повышается общая жизнедеятельность  организма, что ведет к большой  продуктивности в умственной деятельности. 

Глава 2. Умственное воспитание в системе  физического воспитания

 

2.1 Двусторонняя связь  умственного и физического воспитания

В физическом воспитании представлены широкие возможности для решения  задач умственного воспитания. Это  обусловлено спецификой физического  воспитания, его содержательными  и процессуальными основами.

Существует двусторонняя связь умственного и физического  воспитания.

С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия  для умственной работоспособности  и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического  воспитания, создавая условия более  вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения. В содержании умственного  воспитания в процессе физического  воспитания можно различить две  стороны: образовательную и воспитательную. Образовательная сторона заключается  в передаче специальных физкультурных  знаний. При этом мышление развивается  в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое). Воспроизводящее мышление заключается в осмысливании занимающимися  своих действий после инструктивных  указаний преподавателя (например, при  обучении сложному движению). Примерами  творческого мышления является анализ "эталонной" спортивной техники  с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику). Воспитательная сторона умственного  воспитания в процессе физического  воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как  сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.

Исходя из сказанного, основными  задачами умственного воспитания в  процессе физического воспитания являются:

— обогащение занимающихся специальными знаниями в области физической культуры и формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

— развитие умственных способностей (способностей к анализу и обобщению, быстроты мышления и др.), познавательной активности и творческих проявлений в двигательной деятельности;

— стимулирование развития потребности и способностей к  самопознанию и самовоспитанию.

2.2 Средства и  методы умственного воспитания

Средствами умственного  воспитания являются, прежде всего, физкультурные занятия. Их содержание и объем определяются программами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов и др.

Кроме того, к средствам  умственного воспитания относят  специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими  упражнениями, разрешение которых требует  умственных действий (прием и переработка  информации, анализ, принятие решения  и т.п.).

К методам умственного воспитания относят:

— опрос по преподаваемому материалу; 

— наблюдение и сравнение;

— анализ и обобщение  изучаемого материала;

—критическую оценку и  анализ двигательных действий. опрос  по преподаваемому материалу;

Метод опроса представляет возможность получить информацию о  состоянии занимающихся на основании  их собственных показателей о  самочувствии до, во время и после  занятий (о болях в мышцах и  пр.), об их стремлениях и желаниях. Субъективные ощущения — это результат  физиологических процессов в  организме. С ними надо считаться  и в то же время помнить, что они не всегда отражают истинные возможности занимающихся.

Контрольные соревнования и  тестирование позволяют получить объективные  данные о степени тренированности  и уровне физической подготовленности занимающихся. Они очень показательны и на их основе делают соответствующие  выводы и корректировки в планах. Так, например, если уровень физической подготовленности не повышается или  становится ниже, то пересматривают содержание, методику занятий, физические нагрузки.

Для контроля за освоением  техники физического упражнения могут использоваться некоторые  подводящие упражнения, применяемые  на данном этапе обучения.

Основным методом контроля за усвоением знаний является устный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий  физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, составляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических  закономерностей конкретных движений); 4) показа вариантов выполнения физического  упражнения или его отдельных  компонентов.

В практике физического воспитания применяется письменный опрос с  помощью программ контроля знаний с  выборочными вариантами ответов (программированный  контроль знаний). С 1996 г. в общеобразовательных  школах введен выпускной экзамен  по дисциплине "Физическая культура" (по выбору учащихся).

— наблюдение и сравнение; большую информацию преподаватель  получает с помощью метода педагогических наблюдений. Наблюдая в ходе занятия  за учащимися, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания (сосредоточенное, рассеянное), внешние признаки реакции  на физическую нагрузку (изменение  дыхания, цвета и выражения лица, координации движений, увеличение потливости и пр.). Сравнение результатов в предварительном, текущем и итоговом контроле, а также сопоставление их с требованиями программы физического воспитания позволяют судить о степени решения соответствующих учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физического воспитания и повышает объективность результатов учебной работы.

Информация о работе Умственное воспитание в процессе физического воспитания