Средства и методы воспитания ловкости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Проявление ловкости в большой степени: зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека различать темп, амплитуду к направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенно окружающей обстановки. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, силы, ловкости. Ловкость, необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх (особенно включающих ловлю и увертывание), спортивных упражнениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Средства и методы воспитания ловкости…………………………………….4
2.Упражнения и игры для развития ловкости у детей 3-4 лет……………...7
3. Методика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста .…11
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по физо1.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Дошкольное детство  уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой физического развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

Ребенок постигает мир  и процесс физического развития через детские игры, не случайно игра названа спутником детства. Ключ к познанию дошкольного детства  следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей  детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.

Ловкость как физическое качество необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх и продуктивно влияет на развитие двигательной активности детей. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.

Объект исследования: развитие ловкости у  детей дошкольного возраста

    Предмет исследования: подвижные  игры как  одно из средств развития ловкости у детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. Рассмотреть средства и методы воспитания ловкости;
  2. Рассмотреть значение  подвижных  игр в развитии  физических качеств детей дошкольного возраста.
  3. Средства и методы воспитания ловкости

Ловкостью называется способность  быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниям, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.

Проявление ловкости в большой степени: зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека различать  темп, амплитуду к направление  движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенно окружающей обстановки. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющейся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, силы, ловкости. Ловкость, необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх (особенно включающих ловлю и увертывание), спортивных упражнениях.

Специалисты в области  физической культуры рекомендуют разнообразные  методические приемы, повышающие проявления двигательной координации, ловкости. Из них для детей дошкольного возраста можно отобрать следующие:

1. Применение необычных  исходных положений (бег из  положения стоя на коленях,  сидя; прыжок из положения стоя  спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).

2. Изменение скорости  или темпа движений, введение  разных ритмических сочетаний,  различной последовательности элементов.

3. Смена способов выполнения  упражнений: метание сверху, снизу,  сбоку; прыжки на одной или  двух ногах, с поворотом.

4. Использование в  упражнениях предметов различной  формы, массы, объема, фактуры  содействует развитию умения  распределять движения в пространстве  и во времени, сочетать их  с движениями тела, требующими  разносторонней координации и  тонких мышечных ощущений. Для дошкольников доступны общеразвивающие упражнения с различными предметами, а такие использование предметов в основных движениях. Так, можно метать мята, мешочки, шишки, снежки, картонные диски; катать и бросать обычный резиновый мяч или более тяжелый набивной.

5. Более сложные сочетания  основных движений. Можно использовать  бег змейкой, обегая кубики, деревья,  перепрыгивая на ходу неширокую  канавку, доставая в прыжке  до мяча или ветки; ходьба  по гимнастической скамейке с  пролезанием в обруч или под веревку, с поворотом, с перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные прыжки со скакалкой, с различными движениями рук.

6. Усложнение условий  игры. Например, в игре "Ловишки  с ленточкой" у играющих  ленточки двух цветов и ловишки  выдергивают ленточки только определенного цвета: один - синие, второй - желтые. В игре "У медведя во бору" ребенок в роли медведя, перед тем как ловить, должен подлезть под дугу.

Перечисленные выше способы  развития ловкости в большей или  меньшей степени доступны дошкольникам. Предпочтение при выборе упражнений следует отдавать целостным действиям, имеющим конкретную двигательную задачу. Например, пробежать по извилистой дорожке до дерева, перепрыгнуть канавку, пролезть в обруч. Однако старшие дети способны выполнить и достаточно сложные по координации гимнастические упражнения - точные движения с мячом, скакалкой, обручем, плавные ритмичные упражнения с лентой. Высокую степень координации они могут проявить и в спортивных упражнениях- при катании на велосипеде, коньках, игре в городки, бадминтон.

Ловкость сочетается со способностью сохранять устойчивое положение тела в разнообразных  движениях и позах. С этой целью  используются упражнения, в которых  приходится прикладывать усилие, чтобы  сохранить равновесие. При этом не следует стремиться принимать неподвижные положения, а, напротив, более полезны намеренные потери равновесия с последующим возвращением в устойчивое положение. Упражнения в ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного внимания. Их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.

На одном занятии  используется небольшое количество упражнений для развития ловкости. Но они, по возможности, должны быть в каждом занятии, в разных его частях. Так, во вводной части ловкость совершенствуется при использовании ходьбы и бега змейкой, с поворотом. На другом занятии в комплекс общеразвивающих упражнений включаются упражнения в бросании и ловле, передаче небольшого мяча, пролезании в обруч. В основной части для развития ловкости используется ходьба по узкой доске, спрыгивание с поворотом. На одном из занятий в подвижной игре можно предложить задание попасть мячом в убегающих ("Охотники и зайцы"), собрать больше ленточек ("Ловишки с ленточкой"), преодолеть на бегу препятствия ("Кто скорее через обруч к флажку").

 

 

 

 

  1. Упражнения  и игры  для развития ловкости у детей 3-4 лет

К 3 годам дети уже свободно выполняют некоторые движения - ходят, бегают, катают мяч. Большинством, же движений еще только предстоит овладеть - прыжками, лазаньем, бросанием и ловлей мяча и др. Поэтому для развития ловкости знакомые движения усложняются, добавляются новые варианты, возрастают требования к точности двигательных умений.

Для развития ловкости движений рук, так называемой "ручной умелости", целесообразно использовать в общеразвивающих  упражнениях мелкие индивидуальные пособия - кубики, погремушки, платочки, султанчики. Эти предметы дети перекладывают из руки в руку, тренируя мышечное чувство, координацию движений. Можно рекомендовать следующие упражнения:

1. И. п.: стоя, ноги слегка  расставлены, предмет в правой  руке. Поднять обе руки вверх,  переложить предмет в левую  руку и опустить вниз.

2. И. п.: то же. Поднять обе руки вперед, переложить предмет в левую руку, опустить руки за спину, снова переложить в правую руку.

3. И. п.: ноги на ширине  плеч, предмет в правой, руке. Наклониться  вниз, переложить предмет в левую  руку, выпрямиться.

4. И. п.: стоя с платочком в руке. Покружиться в одну сторону (2--3 сек), остановиться, помахать платочком, покружиться в другую сторону.

Для развития ловких движений всего тела применяются основные движения. В предлагаемые детям задания  включаются элементы игры.

Не замочи ножки. Пройти по извилистой дорожке длиной сначала 2--3, затем 5-6 м.

Не задень. Пройти, перешагивая через препятствия, которыми могут быть: палки, положенные на пол; кубики или бруски высотой 5-10 см; рейки, положенные на высоте 10-20 см.

Принеси игрушку. В игре участвует подгруппа детей (4-5). На расстоянии 6-7 м от них лежат игрушки (цветные кубики, пирамидки, погремушки, небольшие мячи). Обозначить (мелом или положенным на пол шнуром) узкие дорожки шириной 30-25 см. Количество игрушек и дорожек должно соответствовать числу играющих. Воспитатель предлагает детям пройти к игрушкам по дорожкам, не заходя за края.

Усложнение:

а) пройти по дорожке к игрушке, в середине пути подлезть под дугу (высотой 70 см);

б) обратно вернуться бегом.

Не задень. На площадке расставляются 5-6 кубов (на расстоянии 1 м один от другого). Дети ходят или бегают между ними, стараясь не задеть. Воспитатель не должен их торопить.

Через болото. На площадке положить в ряд кружки (небольшие фанерки) на расстоянии 40 см один от другого. Дети идут, шагая с одного предмета на другой.

Не задень звоночек. Дети должны подлезть под натянутый шнур так, чтобы не зазвонил "звоночек, подвешенный на нем. При этом надо использовать разные способы подлезания в зависимости от высоты, на которой подвешен звоночек: если подвешен высоко- то наклоняясь прямо или боком, если низко - то проползая способом на ступнях и ладонях или на ладонях и коленях.

Трамвай (автобус, троллейбус). Дети (5-6) стоят на расстоянии шага друг за другом, одной рукой держась за цветной шнур - это трамвай. Воспитатель поднимает зеленый флажок, трамвай двигается шагом, потом бегом. Дети должны уметь согласовать движения-- не набегать на переднего, не отставать, не выходить в сторону. Воспитатель поднимает красный флажок, трамвай останавливается, дети поворачиваются, берутся другой рукой за шнур и с появлением зеленого флажка начинают движение.

Усложнение: выйти из трамвая, положить шнур и побегать или походить по площадке. По-сигналу вновь собраться, взять шнур и стать в колонну.

Кролики и сторож. Дети располагаются в клетках - за дугами (воротцами, натянутой в" высоте 50 см веревкой, прикрепленными вертикально обручами). По сигналу пролезают, бегают по площадке. По сигналу "Сторож!" пролезают обратно в клетки.

Кошка и мышки. На одной стороне зада воспитатель ставит на ребро гимнастическую лестницу (расстояние между рейками 40 см) и придерживает ее - это домик, мышек. С другой стороны площадки - кошка, она сидит на стуле. Воспитатель говорит: "Кошка мышек сторожит, притворилась, будто спит". Дети - мышки пролезают между рейками лестницы и бегают. Воспитатель продолжает говорить: "Тише, мышки, не шумите" кошку вы не разбудите". После этих слов кошка встает на четвереньки, выгибает спину, говорит "мяу" и бежит за мышками. Они убегают, уже не пролезая между рейками (лестницу на это время можно убрать).

Автомобили. Играющим дают фанерные или пластмассовые рули -автомобили. Дети передвигаются шагом и бегом в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, и при этом вращают руль.

Усложнение: добавить правило - двигаться только при поднятом зеленом флажке, с появлением красного - остановиться.

Лошадки. Дети распределяются парами: один ребенок - лошадка, второй - всадник. С помощью воспитателя надевают на лошадку вожжи. Они не должны быть слишком длинными, иначе детям трудно будет бежать. Дети бегают по площадке в разных направлениях, останавливаются, чтобы покормить или напоить лошадок.

В этой игре важен подбор пар - первым может быть младший по возрасту или менее ловкий ребенок, а всадником - более умелый, так как ему приходится в большей степени согласовывать свои движения с продвижением лошадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста

 

Методикой физического  воспитания дошкольников, является способ применения физических упражнений направленных на развитие физических качеств. Основным средством развития физических качеств  являются, физические упражнения.

Особенно богатым  арсеналом разнообразных движений, способствующих развитию ловкости, располагают подвижные и спортивные игры, гимнастика, акробатика. Вот почему они наиболее широко применяются в физическом воспитании дошкольников. Физические средства способствуют развитию ловкости вообще. Воспитание специальной ловкости достигается за счет применения подготовительных упражнений, близких по характеру к соревновательным упражнениям. Целесообразно использование упражнений не только координационно  сходных с соревновательными, но и существенно отличающихся от них по структуре. Упражнения «на ловкость» требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда ученик еще достаточно внимателен и собран. Не следует применять их в большом количестве и длительными сериями: они быстро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирующее воздействие. 

Существует  два пути развития ловкости:

1)Овладение  новыми разнообразными движениями. На протяжении дошкольного возраста дети постоянно приобретают двигательные умения. Программой «Обучение и воспитание в детском саду» предусмотрено последовательное усложнение основных движений. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют. Например, в бег включить поворот кругом по сигналу, при спуске на санках с горки – поднять мешочек с песком, снежок или проехать под натянутой веревкой.

2)Дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения.

Информация о работе Средства и методы воспитания ловкости