Специфические принципы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить какими принципами следует руководствоваться в системе физического воспитания.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ литературы по теме работы;
Выявить общеметодические принципы физического воспитания;
Выявить специфические принципы физического воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.27 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общее определение принципа трактуется в русском словаре как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.». В системе образования и воспитания под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.

К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества. Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.

В системе физического воспитания эти принципы преломляются в основных руководящих положениях, в соответствии с которыми осуществляется вся практика физического воспитания. Социальные принципы гарантируют единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания(умственного, эстетического, трудового, физического); обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепление здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности; отражают основную функцию физического воспитания в деле всесторонней физической подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности.

В системе образования и воспитания имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.

Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения.

Цель исследования: определить какими принципами следует                                    руководствоваться в системе  физического воспитания.             

Задачи исследования:

    • Осуществить теоретический анализ литературы по теме работы;
    • Выявить общеметодические принципы   физического воспитания;
    • Выявить специфические принципы физического воспитания.

Методы исследования:

    • Анализ специальной научно-методической литературы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. Систематическое воздействие физическими упражнениями на организм и психику человека может быть успешным в том случае, когда методика выполнения физическим упражнениям согласуется с закономерностями этих воздействий. Они отражают основные и общие положения, а также рекомендации, сделанные из сопоставления данных ряда наук, изучающих разные стороны процесса физического воспитания. Рассматривая общеметодические принципы, мы раскрываем основные закономерности физического воспитания и выясняем методические положения, вытекающие из них. К общеметодическим принципам физического воспитания относятся следующие: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности, принцип прогрессирования (динамичности). 

    1. Принцип сознательности и активности

Прежде всего, уточним представления о терминах «сознательность» и «активность», поскольку именно в них сконцентрирована сущность данного принципа.

Сознательность понимается, как способность человека осваивать и понимать объективные закономерности физического воспитания и в соответствии с ними разумно осуществлять свою деятельность согласно их требованиям. Поэтому сознательность основана, прежде всего, на познании и осмыслении этих законов, на понимании их сущности, а отсюда, как следствие, на предвидении результатов своей деятельности. При этом следует иметь в виду, что в сознании человека выражены два его свойства, во-первых, это знания (ум) и, во-вторых, разум, т.е. умение пользоваться своими знаниями. К сожалению, они не всегда совпадают.

Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включений в работу. Эта мера имеет широкий диапазон колебания – от пассивного состояния до необузданной и неконтролируемой суетливости.

Принцип получил двойное название в связи с тем, что сознательность и активность только в неразрывном единстве могут принести реальную пользу. Порознь они нередко оказываются либо бесполезными, либо даже вредными (проявляя высокую активность, глупый человек может принести больше вреда). Поэтому принцип успешно «работает» только при соблюдении оптимальной меры проявления обеих его составляющих.

В отечественной системе физического воспитания принцип сознательности и активности является одним из фундаментальных, т.к. он выступает фактически важнейшим, если не единственным реальным звеном, связывающим физическую (биологическую) и духовную (социальную) сущность личности, формируемую в процессе физкультурных занятий. Обеспечивая преимущественное совершенствование физической сферы и упуская параллельное развитие духовной стороны, мы тем самым способствуем подготовке социально незрелого человека (тунеядца, эгоиста, рэкетира). В этом проявляется не только сугубо специфическая, но и большая социальная роль данного принципа.

Принцип сознательности и активности базируется на психологической закономерности единства сознания и деятельности человека. Это единство изучает теория деятельности (СЛ. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Смысл теории деятельности выражается в тезисе – сознание человека управляет его деятельностью и чем оно выше, полнее и глубже, тем деятельность становится эффективнее. В свою очередь и деятельность формирует сознание человека. Следовательно, эти свойства объективно взаимосвязаны. Согласно теории деятельности, активность человека (будь то в спорте, труде, учебе) является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели. У преподавателя-тренера эти реалии являются его основным инструментом для формирования высокосознательной и активной личности занимающеюся и тем самым достижения необходимого эффекта в деле взаимосвязи физического и духовного воспитания.

Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы формировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности. Выдающуюся роль в разработке этого принципа в физическом воспитании сыграл П.Ф. Лесгафт. В его системе физического образования содержалось положение о необходимости наряду с развитием физических сил формировать у человека умения рационально применять их в своей деятельности, ибо наибольшую пользу приносит лишь активность, основанная на знании.

Обозначим некоторые важные пути реализации принципа на практике:

1.Необходимо систематически сообщать занимающимся в доступной для них форме специальные знания о физической культуре, в частности, о ее оздоровительной ценности в жизни человека, средствах и методах физического воспитания, физических качествах, технике, самоконтроле. Такая информация расширяет их умственный кругозор и познавательные возможности, углубляет понимание тех или иных закономерностей физического воспитания, делает реальный процесс физкультурных занятий более осмысленным и действенным.

2. Важно добиваться от учеников именно сознательного выполнения ими всех предлагаемых заданий, чтобы они понимали их назначение и смысл, проникали в сущность изучаемых движений, применяемых методов тренировки. Степень их осознания зависит как от информации преподавателя, так и от собственного изучения специальной литературы, потому подобные задания важно широко практиковать и контролировать.

3. Всегда ставить перед подопечными не только конкретные задачи, реализуемые на отдельных занятиях, но и обязательно обозначать перспективные цели совершенствования. Успешное продвижение к ним, как правило, стимулирует последующую активность ученика. Поэтому доступность предлагаемых заданий и их общая направленность к намеченной цели повышают его сознательные усилия и деятельную активность, обычно проявляемую в конкретном виде труда. А любой труд всегда должен иметь смысл, иначе он становится бесполезным.

4. Настойчиво формировать, и умело регулировать мотивы физкультурной деятельности. Мотив, как известно, является ведущей побудительной причиной активности человека, направленной на достижение цели. К примеру, первичный мотив физкультурных занятий у ребенка, обычно связанный с получением удовольствия от самих движений, важно вначале закрепить путем различных интересных заданий, а затем пытаться постепенно перенести его в социально значимый (приобрести хорошую осанку, развить силу, увеличить работоспособность и т.д.).

5. Воспитывать у занимающихся устойчивый интерес к физкультурно-спортивной деятельности. Интерес – это категория, характеризующая избирательное отношение человека к чему-либо, связанное с личной жизненной значимостью и эмоциональной привлекательностью. Эти его свойства и следует широко использовать для создания прочного интереса к физкультурным занятиям и добиваться, чтобы каждое из них было для человека эмоционально насыщенным и привлекательным. И тогда постепенно подобный интерес и положительная мотивация к физической культуре смогут перерасти в убеждения, потребность к физкультурной деятельности. А если у человека такая потребность сформирована и достаточно осознанна, возможность ее удовлетворения будет обязательно найдена.

6. Необходимо систематически ставить занимающихся в условия, требующие постоянного проявления элементов творчества как одного из основных факторов, стимулирующих деятельную активность и достижение более высокой сознательности. Активно действуя в ситуациях, где проявляются творческие начала, инициатива, воля, самостоятельность. человек совершенствует у себя все эти качества. Они же, в свою очередь, теснейшим образом связаны с активностью, с ростом веры в свои силы и возможности.

1.2 Принцип наглядности

Наглядность (от слова - глядеть) очень широко применяется в процессе обучения движениям и связана она с ощущениями и восприятиями тех или иных его реалий с помощью различных анализаторов (трения, слуха, мышечно-связочного и вестибулярного аппаратов).

В основе принципа наглядности лежат закономерности познания, в частности, закон о единстве чувственной и логической (смысловой) ступеней познания, основанного на тесном взаимодействии первой (чувства) и второй (слово) сигнальных систем. Непосредственное восприятие (созерцание) является важнейшим начальным типом большинства случаев познания. Обеспечение этой созерцательности и является основным условием реализации принципа наглядности Особенно велика роль наглядности в детском возрасте, т.к. в этом периоде мышление ребят развивается по схеме от конкретного к абстрактному и они весьма склонны к подражанию.

Принцип наглядности в физическом воспитании предполагает, чтобы занимающиеся имели возможность наблюдать все, что связано с физкультурно-спортивной деятельностью. Подобное разностороннее восприятие различных сторон физкультурной практики является необходимым условием полноценного познания и развития их интеллекта. К примеру, при прочих равных условиях более глубокий анализ конкретного соревнования сделает не тот спортсмен, который видел телерепортаж или слушая радио, а тот, кто непосредственно его наблюдал на стадионе.

Конкретное назначение принципа наглядности в физическом воспитании состоит в том, чтобы:

1) Содействовать разностороннему пониманию физкультурно-спортивной деятельности и связанных с ней нравственных и эстетических образцов поведения.

2) Создавать зрительные и двигательные представления изучаемых двигательных действий, комбинаций и тактических приемов.

3) Ускорять процесс обучения новым движениям. Установлено, что чем шире у занимающегося чувственный образ и богаче его впечатления, тем быстрее и легче формируется на этой базе полноценная программа осваиваемого действия.

4) Создавать достаточный запас чувственных, зрительных, кинестетических впечатлений и ощущений у занимающегося как своеобразного «строительного материала» для анализа и обобщения своей физкультурно-спортивной деятельности.

Основные пути реализации принципа наглядности на практике:

1. Систематически использовать разнообразные формы наглядности, в частности, показ упражнения в целом и по частям, замедленный показ, демонстрация различных наглядных пособий, просмотр кино и видеозаписей, применение музыкальных сопровождений, звуковых сигналов, различных ориентиров и т.д. Это вызывается тем, что полноценный образ изучаемого движения формируется не только при помощи слова и зрительных восприятий, но и тех ощущений, которые поступают с других органов чувств: слуха, вестибулярного и двигательного анализаторов. Сигналы, приходящие с различных рецепторов в головной мозг и дополняя друг друга, создают единый «комплексный анализатор» (А. Н. Крестовников), и как следствие у человека возникают специализированные восприятия такие, к примеру, как чувство мяча у футболиста или снега у лыжника. Однако такие тонкие и в то же время обобщенные восприятия появляются только при продолжительных систематических занятиях, как правило, у квалифицированных спортсменов.

Информация о работе Специфические принципы физического воспитания