Социально – биологические основы физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:18, доклад

Краткое описание

Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

Вложенные файлы: 1 файл

Физкультура.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

 

 

«Социально  – биологические основы физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Черепанова Татьяна

Гр. АБ-11-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

 

 

Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.

 

 

Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние  природные и социально-бытовые  условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность  жизни и рождаемость (репродуктивность).

 

 

Без знаний о строении человеческого тела, о  закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных  процессов его жизнедеятельности  нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе  и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

 

 

Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни –  с момента зачатия и до ухода  из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При  этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения). 

 

 

Каждый родившийся человек  наследует от родителей врожденные, генетически обусловленные черты  и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в  процессе его дальнейшей жизни.

В основе жизнедеятельности  организма лежит процесс автоматического  поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной  мобилизации механизмов. 

 

 

Организм – сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

 

 

Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет свои, присущие только ей функции в общей  структурно-функциональной системе  организма, снабжаются питательными веществами и необходимым количеством кислорода  для того, чтобы осуществлялись жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма.

 

 

Строение тела человека подобно  строению органах и системах организма наземных позвоночных.  Организм – единая, целостная, сложно устроенная саморегулирующаяся живая система, состоящая из органов и тканей.

 

 

Совокупность клеток и  межклеточного вещества, имеющих  общее происхождение, одинаковое строение и функции, называется тканью. По морфологическим  и физиологическим признакам  различают четыре вида ткани:

 

 

Эпителиальную: выполняет покровную, защитную, всасывательную, выделительную и секреторную функции);

 

Соединительную: рыхлая, плотная, хрящевая, костная и кровь);

 

Мышечную: поперечнополосатая, гладкая и сердечная);

 

Нервную: состоит из нервных клеток, или нейронов, важнейшей функцией которых является генерирование и проведение нервных импульсов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность организма.

 

Природные и социально-биологические  логические факторы, влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами  экологического характера. Экология человека изучает закономерности взаимодействия человека с природой, проблемы сохранения и укрепления здоровья.  Человек  зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит  от человека. Между тем влияние  производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка  лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека.

 

Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации  и проведения систематических занятий  физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых  они происходят.

 

 

На человека воздействуют различные  факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности никак не обойтись без учета влияния  природных факторов, биологических  факторов растительного и животного  окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.

 

 

Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые  для его жизнедеятельности и  развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство  внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится  сохранить необходимое постоянство  своей внутренней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности.

 

 

На развитие функций мышц большое влияние оказывают силы гравитации и инерции, которые мышца  вынуждена постоянно преодолевать, Важную роль играют время, в течение  которого развертывается мышечное сокращение, и пространство, в котором оно  происходит.

 

 

 

Физический труд – это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов. Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый.

 

 

 

Умственный труд – это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе – гипотез и теории. Результат умственного труда – научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей. Умственный труд выступает в различных формах, зависящих от вида концептуальной модели и целей, которые стоят перед человеком (эти условия определяют специфику умственного труда). К неспецифическим особенностям умственного труда относятся прием и переработка информации, сравнение полученной информации с хранящейся в памяти человека, ее преобразование, определение проблемной ситуации, путей разрешения проблемы и формирование цели умственного труда. В зависимости от вида и способов преобразования информации и выработки решения различают репродуктивные и продуктивные (творческие) виды умственного труда. В репродуктивных видах труда используются заранее известные преобразования с фиксированными алгоритмами действий (например, счетные операции), в творческом труде алгоритмы либо вообще неизвестны, либо даны в неясном виде.

 

 

 

 

 

 

 

Одна из важнейших характеристик  личности – интеллект. Условием человека деятельности и ее характеристикой  служат умственные способности, которые  формируются и развиваются в  течение всей жизни. Интеллект проявляется  в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и способность использовать их на практике.

 

 

Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая  сфера, темперамент и характер. Возможность  регулировать формирование личности достигается  тренировкой, упражнением и воспитанием.

 

 

Систематические занятия  физическими упражнениями, и тем  более учебно-тренировочные занятия  в спорте оказывают положительное  воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к  напряженной деятельности. 

 

 

Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе  благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают Кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых.

6.Утомление при физической и умственной работе. Восстановление.

 

 

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ  и энергии, что положительным  зарядом сказывается на умственной и физической работоспособности  человека. Однако при увеличении, физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов  деятельности в организме развивается  особое состояние, называемое утомлением.

 

 

Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

 

 

Утомление наступает при  физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться  в короткий промежуток времени, и  хроническим, т.е. носить длительный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различают две  фазы утомления:

1.компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);

2.некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

 

 

На развитие утомления влияет:

ухудшение кровоснабжения мышц;

угнетение активности ферментов;

изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;

нарушение гормональной функции  эндокринного аппарата;

кислородное голодание тканей.

 

 

Различают четыре основных вида утомления:

1) умственное (например, при игре в шахматы);

2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);

3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);

4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

 

 

В восстановительном периоде  преобладают процессы ассимиляций, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного  уровня. Это имеет огромное значение для повышения тренированности  организма и его физиологических  систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Различают раннюю и позднюю  фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается  через несколько минут после  легкой работы, после тяжелой –  через несколько часов; поздние  фазы восстановления могут длиться  до нескольких суток.

Чтобы ускорить процесс, восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.

7.Биологические ритмы и работоспособность.

Биологические ритмы – регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. В той или иной мере биоритмы присущи всем живым организмам.

Они характеризуются  периодом, амплитудой, фазой, средним  уровнем.

Ритмы жизни обусловлены  физиологическими процессами в организме, природными и социальными факторами: сменой времен года, суток, состоянием солнечной активности и космического излучения, вращением Луны вокруг Земли (и расположением и влиянием планет друг на друга), сменой сна и бодрствования, трудовых процессов и отдыха, двигательной активности и пассивного отдыха.

Информация о работе Социально – биологические основы физической культуры