Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
На основе игровой методики и проведенного тренинга выяснить реальную возможность проявления лидерских качеств в спортивной команде,выявить формальных и неформальных лидеров.
Задачи исследования:
1. Изучить общую характеристику. Рассмотреть феномен лидерства в зарубежной и отечественной психологии.
2. Определить стили и основные концепции лидерства.
3. Выявить особенности проявления лидерства в спорте, и их социально-психологический феномен.
4. Рассмотреть соотношения между формальным и неформальным лидерством.
5. На основе игровой методики и проведенного тренинга изучить представление испытуемого о себе, по данным исследования
выяснить кто является формальным и неформальным лидерам в группе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социально-психологический феномен
лидерства.………………………………………………...………………………..6
1.1.Общая характеристика лидерства………………………………………..6
1.2Лидерство в спортивной команде.………….………………………….12
Вывод по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления лидерских
качеств в спортивной команде…………………………………………………..24
2.1 Диагностика лидерских качеств в спортивной команде………………………………………………………………………..……..24
2.2 Социально психологический тренинглидерства……………………….25
Вывод по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

socialnopsihologicheskii_fenomen_liderstva_v_sportivnoi_koma.docx

— 75.01 Кб (Скачать файл)

Остальные респонденты являются неформальными лидерами, так как имеют большое влияние в группе вне зависимости от своей должности.

Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности.

Сталкиваясь с подобным в своей работе, тренер должен учитывать дифференциацию лидерских ролей. Зная признанного эмоционального лидера, тренер в своей деятельности может возлагать на него такие задачи как предупреждение и профилактика межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Лидерство как социально-психологический феномен можно рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть в своих руках именно благодаря этим уникальным чертам.

В первой главе  раскрыта сущность социально-психологического феномена лидерства, его влияние на формирование межличностных отношений в спортивной команде. Описаны особенности проявления лидерства в спортивных коллективах, выдвижение лидеров и их воздействие на группу, а так же процесс дифференциации лидерских ролей в команде и его характерные особенности. Таким образом, было сделано ряд выводов: в любой группе всегда появляется человек или небольшой круг людей, становящихся лидерами; в настоящее время в социальной психологии сформировалось ряд концепций, рассматривающих теорию происхождения лидерства – теория «черт лидерства», «ситуационная теория лидерства», «синтетическая теория лидерства»; выявлены 3  основных стиля лидерства – демократический, автократический и либеральный; в спортивной команде лидер может выполнять различные функции и в связи с этим принято дифференцировать лидерские роли – роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

Во второй главе описано проведение методик и тренинга на спортивной группе по художественной гимнастике. Все цели и задачи, поставленные нами, выполнены и обоснованы па результатах исследования.

Выявления особенностей и возможностей проявления лидерских качеств в исследованной нами группе и подтверждения нашей гипотезы. Были получены интересные результаты. Оказалось,что в исследуемой нами группе имеются как формальные так и не формальные лидеры. Капитан команды является лидером, и ему удается быть не только формальным лидером, т. е управлять командой, но так же он обладает огромным авторитетом и уважением со стороны группы, но так же в группе есть и не формальные лидеры, которым так же удается найти подходи и заслужить авторитет среди других спортсменок.

Таким образом, лидерство представляет собой функцию общего социального контекста, включая и потребности членов группы, характер стоящей перед ними задачи, источник лидерства и его влиятельность (авторитет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы.

 

1.Бендас Т.В. Методика изучения организованности группы и ее лидеров // Актуальные проблемы социальной психологии: Тезисы научных сообщений Всесоюзного симпозиума по социальной психологии.Ч. IV. — Кострома,2000

2. http://www.referat-web.ru/referat9613.html

3. Емельянов Ю.М. Лидерство и групповая динамика.2007.

4.Бендас Т.В. Гендерная психология: Учеб. пособие. —СПб: Питер, 2005.

5. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство // Руководствои лидерство (опыт социальнопсихологического исследования 2006 г.

6. Швецова Н.А. Феномен харизмы в общественном сознании: Автореферат дис. … канд. философских наук. - Пермь, 2007.

7. Фатиева И., Нижельская О. С чего начинается лидер / Перевод с англ. - М.: Альпина, 2005.

8. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. Учебное пособие. М.: Статут, 2007.

9. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. – БГЭУ Минск, 2006.

10. http://xreferat.ru/84/1636-1-liderstvo.html

11.Бендас Т.В.  Методика выявления лидеров группы // Вестник практической психологии образования. 2008.

12. Беляцкий Н.П. Основы лидерства. – БГЭУ Минск, 2006. .

13. Кови С.Р. Лидерство, основанное на принципах. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

14.Бендас Т.В. XII Европейский конгресс по психологии труда и организационной психологии // Психологический журнал, 2006.

15Cловарь / Под.ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.

16. http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Metodika-Q-sortirovka-76/Default.aspx

17. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Крюгер В. Руководство командой. М.: Омега, 2006.

18. Дайл Д., Канджеми Дж., Ковальски К. Трансформирующее действительность лидерство // Психология. Изд. Высшая Школа Экономики, 2004.

19. Лидерство в команде  http://qhhq.ru/raznoe/14-rezultativnost-sekrety-jeffektivnogo-povedenija/2314-liderstvo.html

20. Джамагаров Т.Т,, Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М.: ФиС. 2005.

 

21.Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: Монография. — Оренбург: ОГУ, 2000.

22. Джамгаров Т.Т., Румянцева  В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура  и спорт, 2006.

23 КреттиБрайент Дж. Психология  в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура  и спорт», 2007.

24. Спортивная психология  в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2002.

25.  Гогунов Е.Н., Мартьянов  Б.И. Психология физического воспитания  и спорта. М.:AKADEMIA, 2000.

26. Фатиева И., Нижельская  О. С чего начинается лидер / Перевод  с англ. - М.: Альпина, 2005.

27. Шапарь, В.Б. Рабочая книга  практического психолога. - М.: АСТ, 2007.

28. Емельянова, М. Воспитание  ребенка-лидера.//Воспитание школьников. – 2006.

29. Курочкина, М.И. Деловая  игра в воспитании качеств  лидера.– 2001.

30. Базарова К.Т. Социально-психологические  факторы развития лидерских качеств. 2008.

31. Макова, Л.П. Воспитание  толерантности в учебно-воспитательном  процессе школы как путь к  преодолению межличностных конфликтов  подростков.// Вопросы гуманистических  наук. – 2008.

32. Андреева, Г.М. Социальная  психология. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс,2006.

33. Методика “Q -сортировка” (В.Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.65-69.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Методики проведенные в группе гимнасток по  выявлению лидеров в команде.

 

Методика проводилась в игровой форме.  Группе предлагалось вместе выполнить несколько заданий. Записывалось, кто в каждом случае становился лидером: кто отдавал команды, высказывал предложения, причем при обязательном соблюдении следующего условия: участники подчинялись этим командам и принимали предложения, высказанные лидером. Учитывалось, что лидеров может быть несколько, они могут конкурировать между собой, поэтому записывайте всех, кто проявлял стремление к лидерству.

Сразу после эксперимента делались пометки, кто был истинным лидером, т. е. организовывал группу, координировал действия участников, оказывал влияние на решение задачи, а кто — лишь проявлял активность, но группой признан не был (называйте его активный участник, чтобы отличать от лидера).

1. Гостиница

Инструкция: «Представьте, что вы поехали всей командой в путешествие. Вам надо поселиться в гостиницу — сесть рядом по «комнатам» так, чтобы все были довольны. Имеются две двухместные, две трехместные, остальные — четырехместные комнаты (их надо заполнить в последнюю очередь). Начали!»

(Рекомендации  экспериментатору: секундомер останавливается, когда задание выполнено и при этом никто не заявляет, что его желание не учли. Лидером считается тот, кто отдавал команды, кому куда пересесть, и объявлял, что задание выполнено. Понаблюдайте, обращает ли лидер внимание на мнения других участников.)

2. Встать

Инструкция: «Половина из вас сейчас должна встать. Начали!»

(Рекомендации экспериментатору: секундомер останавливается только  тогда, когда число вставших составляет  либо половину группы, либо половину  плюс один человек — при  нечетном количестве участников.Лидером  считается тот, кто давал команду «Встать» или «Сесть», а также тот, кто подсчитывал, сколько всего человек присутствует, и сообщил об этом другим.)

3. Кино

Инструкция: «Ваша группа идет в кино. Узнайте, все ли хотят идти, и раздайте билеты так, чтобы все были довольны. Начали!»

(Рекомендации экспериментатору: заранее заготовьте листочки  бумаги с написанными на них  цифрами.Лидер или раздает «билеты»  или выясняет, кто пойдет в  кино.)

Если в экспериментальном задании выдвинулось несколько лидеров, для каждого из них отведите отдельную строчку. Успешность лидера (5 графа) оценивайте по 10балльной шкале (1 — минимальная успешность, 10 — максимальная).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2.

 

Список группы.

 

 

1.

 Акопян Н.

2

Гордеева А.

3.

Коломийцева М.

4.

. Маслова В

5.

Новомирская.В А

6.

Одерова В.

7.

Пакидина Е.

8.

Рябкова А.

9.

. Сущенко О

10.

Суслова Э.

11.

Тимофеева И.

12.

Уркина Ю.


 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Результаты исследования выявления лидерских качеств по методикам в спортивной команде.

 

Задание.

Затраченное время

Лидер

Успешность лидера

Описание поведения лидера

Принятие, непринятие группой лидера

Конкурент ли лидер с другими лидерами

1.

Гостиница

3 мин

1.Новомирская В

 

 

 

 

 

 

 

2.Пакидина .Е

 

 

 

 

 

 

3.Войтова А.

8

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

1.Отдавала команды, кому  куда пересесть, и обращала  внимание  на мнения других участников.

 

2.Активно учувствовала. Подсчитывала  сколько человек присутствует.

 

 

3.Помогала подсчитывать  и распределять места,так что-бы  всеч это устроило.

1.Группа положительно  относится,принимая команды

 

 

 

2. Не проявилось отрицательное  отношение от группы.

 

 

3.Группа шла на контакт, не проявляя отрицательных эмоций.

 В данной методике  конкуренцию составили

Пакидина и Войтова.

 

 

Данная испытуемая может конкурировать с третьим участником в выявлении лидера в группе.

2.

Встать.

1.5 мин.

1.Новомирская.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пакидена Е.

 

 

 

 

 

 

3.Войтова.А

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

  1. Давала команду «Встать» и«Сесть», а также сколько всего человек проявила себя активней других. Как капитан команды проявила себя как целеустремлённый,эмоциональный ,внимательный, лидер команды.

 

  1. Девочка успешно проявляла себя давая команды группе дисциплинарного характера.
  2. Организованный, целеустремленный потенциальный лидер. Проявляла активность в ходе проводимой методике.

1.Принятие группой   лидера, группа с легкостью шла  на контакт и подчинялась просьбам  испытуемой, не проявляя негативных  эмоций

 

2. Принятие её активности группой, говорит о лидерских способностях.

 

3.Группа прислушивалась  к просьбам испытуемой.

По итогам методики можно сказать, что абсолютным лидером является Новомирская

 

 

 

 

 

Пакидина и Войтова являются конкурентами в проявлении лидерских качеств над группой.

3.

Кино.

3 мин

1.Новомирская.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Пакидина.Е.

 

 

 

 

 

 

3.Войтова А.

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

1.Узновала все ли хотят  идти,  раздавала билеты, учитывая  мнение,находила подход к каждому,в  итоге пошли все.

 

 

 

 

2. Помогала  раздавать билеты. Влияла на мнение группы методом убеждения.

 

 

3.Проявила себя активным участником по отношению к группе.

1.Полноценное принятие  лидера группой.

 

 

 

 

 

 

 

2.Група положительно отнеслась к методам убеждения испытуемой.

 

3. Не замечено негативного  влияния со стороны группы.

Вне конкуренции,так как является ярким представителем лидерства.   

 

 

 

Обе испытуемые проявили свои лидерские качества в примерно равноценно.

Информация о работе Социально-психологический феномен лидерства в спортивной команде