Состояние спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:19, доклад

Краткое описание

В мировой практике развития туризма самодеятельное туристское движение представляет собой уникальное общественное явление. В России оно имеет 100-летнюю историю, а основа его была заложена еще раньше, в многочисленных путешествиях русских землепроходцев. Наиболее полно и ярко это движение сформировалось в СССР. Феноменом этого массового самодеятельного движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняшнего дня.

Вложенные файлы: 1 файл

Спортивный туризм в РФ.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 

    Состояние спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнила:

    Питковская  Наталья

    Ученица 11 «А» класса 
     
     
     

     В мировой практике развития туризма  самодеятельное туристское движение представляет собой уникальное общественное явление. В России оно имеет 100-летнюю историю, а основа его была заложена еще раньше, в многочисленных путешествиях русских землепроходцев. Наиболее полно и ярко это движение сформировалось в СССР. Феноменом этого массового самодеятельного движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Этому способствуют высокая доступность, в том числе и материальная, оздоровительных видов туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большей части территории Российской Федерации для туристских мероприятий.

     За  прошедшие 50 лет создан огромный интеллектуальный потенциал, накоплен практический опыт, на базе которых сформировался в конечном итоге национальный вид спорта - спортивный туризм.

     До 1990 года СОТ как общественное движение реализовывался через систему туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям.

     Число республиканских, краевых, областных, городских и районных клубов в 1989 году, который можно рассматривать как переломную точку, в РСФСР составляло более 700. На базе клубов сформировалось около 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах работало более 30 тыс. туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 тысяч классифицированных спортивных и оздоровительных маршрутов. К 1989 году было классифицировано и внесено в Общесоюзный перечень 5240 перевалов в высокогорных районах и около 1 тыс. пещер.

     Туристский  актив и его общественные организации  смогли вовлечь в занятие туризмом 6,8 млн человек в год, и при этом проводить походы, слеты и соревнования для 15,2 млн человек. Число участников спортивных категорийных походов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий, составляло 136021 человек, а количество спортивных туристских групп - 14252.

     Эта работа проводилась за счет незначительных ассигнований - около 6 млн руб. в год, поступавших в 1989 г. из средств профсоюзов.

     Государственная система детско-юношеского туризма России базируется на федеральных и муниципальных органах управления образованием, в структуре которых работает около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, а также свыше 2000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма. В детских профильных туристских учреждениях трудятся свыше 11 тысяч квалифицированных педагогов.

     В 220 центрах и станциях юных туристов оборудованы туристические полигоны и скальные тренажеры (скалодромы), постоянно используются около 400 оборудованных учебных туристско-экскурсионных троп.

     Ежегодно  в Российской Федерации организуются свыше 3400 профильных лагерей, в которых получают туристские навыки и оздоравливаются свыше 350 тыс. детей.

     В туристско-краеведческих кружках  и секциях только учреждений дополнительного образования постоянно занимаются свыше 300 тыс. детей, а в походах, экспедициях и путешествиях, организованных ими, участвуют более 1,5 млн детей.

     С начала 1990-х гг. количество туристских клубов уменьшилось до 300, на их базе продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. Значительное количество клубов лишилось своих помещений и действует на общественных началах.

     Количество  занимающихся СОТ ориентировочно снизилось по сравнению с 1989 годом в 3-4 раза, причем пропорция между организованным и неорганизованным СОТ изменилась с 1:3 на 1:9, заметно упала управляемость движением.

     За  последние десять лет возросли цены на туристское снаряжение, средства передвижения самих туристов, а также услуги транспорта - все это в первую очередь повлияло на поток спортивного туризма, даже в такие известные и традиционные районы, как Карелия, Урал, Алтай, Саяны, Байкал и др.

     Происходит  вытеснение социальных и самодеятельных основ спортивного туризма коммерческими технологиями, что заметно влияет на внутренний дух движения.

     Бюджетное финансирование по сравнению с 1989 годом  сократилось в десятки раз  и не обеспечивает даже минимальных  потребностей развития спортивно-оздоровительного туризма в стране. По состоянию на 2001 год ориентировочный объем финансирования спортивно-оздоровительного туризма из бюджетов всех уровней и других внебюджетных источников составляет не более 0,03 млрд рублей, при этом для инвесторов, готовых вкладывать в спортивный туризм средства, не созданы соответствующие условия. Этот момент усугубляется тем, что существует заметный перекос в распределении бюджетных финансовых средств на всех уровнях в пользу элитных видов спорта высших достижений.

                Если раньше спортивный туризм еще как-то пользовался, хотя и обветшалыми, базами профсоюзов, то после приватизации туристских баз и гостиниц он стал полностью отделен от какой-либо собственности как в городе (клубы), так и в природной среде (приюты, турлагеря, турбазы).

     Из-за сохраняющейся ведомственности  организационно-управленческих структур спортивного туризма (органы государственного управления физической культурой, спортом и туризмом и федерации спортивного туризма), с одной стороны, и детско-юношеского (Министерство образования и станции юных туристов), с другой стороны, постоянно возрастает разрыв между детским и взрослым туризмом, имеет место дублирование нормативной базы, проводится мало совместных мероприятий. В то же время в ряде регионов без должного на то основания детские учреждения подвергаются объединению, реорганизации или попросту ликвидации. Материальное положение лидеров общественного движения, в своей основе представляющих техническую интеллигенцию, оставляет желать лучшего; при этом управленческий штатный аппарат клубов, федераций, государственных органов с начала 1990-х гг. сократился не менее чем в 30 раз.

     Законодательная и нормативная база, являющаяся основой для реализации государственной политики в области социально-ориентированного спортивно-оздоровительного туризма, в настоящее время не гарантирует его развитие. Принятый в 1996 году Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» сводится к международному выездному и въездному туризму. Спортивно-оздоровительный туризм, составлявший в 1987 году одну треть туристского потока страны, полностью выпадает из общей схемы Закона, о нем лишь вскользь упоминается, так как его значение в жизни граждан России нельзя напрямую перевести в рублевый эквивалент. При этом уникальную социальную значимость спортивно-оздоровительного туризма недооценивает большинство представителей туристской индустрии.

     Сокращение  количества граждан, занимающихся спортивным туризмом, в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации, особенно на телевидении; неэффективными экономическими рычагами регулирования и поощрения занятий СОТ и свертыванием форм активного отдыха в учреждениях рекреации.

     Начиная с 1998 года спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения; наметились положительные тенденции в его развитии. Это стало возможным благодаря организационной, методической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре, спорту и туризму, усилиям общественного туристского актива и, самое главное, желанию самих социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решать проблему своего отдыха и здорового образа жизни в сложной ситуации города. На этом фоне в территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма. К движению, как к источнику специалистов, владеющих опытом спасательных работ и имеющих уникальное снаряжение для действий в экстремальных ситуациях, проявляет большую заинтересованность Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.

               Учитывая, что сегодня одной из самых острых проблем страны является физическое и духовное здоровье детей и молодежи, ограждение их от наркотиков и криминальной среды города, а также принимая во внимание то обстоятельство, что большинство населения не может оправиться от стресса и найти в себе силы для выживания в экстремальных ситуациях, государство и общественные институты должны востребовать спортивно-оздоровительный туризм как одну из наиболее современных технологий продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, а также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого путешествующего. 
 
 

Информация о работе Состояние спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации