Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:29, реферат

Краткое описание

На общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, т.к., по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Обращение к физической культуре в системе высшего педагогического образования в связи с решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ .doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

Отмеченное дает основание сформулировать базовый тезис о том, что физическое воспитание как таковое невозможно без образования в области физической культуры, без обучения как деятельностной основы образования и, в свою очередь, образование немыслимо без физического воспитания. То есть в сфере физической культуры должно осуществляться известное положение классической педагогики о том, что обучение воспитывает, а воспитание обучает, и далее о том, что воспитание (и в частности физическое) оказывает (или должно оказывать) действенное влияние на развитие человека через формирование культуры (в частности физической культуры) личности.

На фоне отмеченного обратимся к реалиям. При том, что в нашем обществе многие десятилетия существует явление, называемое физическим воспитанием и мы декларируем формирование физической культуры личности, формирование физической культуры общества, целенаправленное образование человека нашей страны в области физической культуры практически отсутствует как в области дошкольного образования [17, 29], общего среднего образования [17, 18, 23], в сфере общего высшего образования, так и в среде взрослого населения страны, за редким исключением самообразования.

Проблемность ситуации в педагогическом пространстве сферы физической культуры очевидна. На наш взгляд, такая ситуация во многом определялась положением классической педагогики, "молча взиравшей" многие десятилетия на отсутствие взаимообуславливающих связей между явлениями и процессами, составляющими сущность физической культуры общества. Быть может, это было и потому, что само общество в силу общественно -политических, экономических обстоятельств не претендовало на образовательное обеспечение явления и процесса "физическое воспитание", формирование и развитие физической культуры общества. В совокупности эти обстоятельства, как и другие, привели к тому, что физическая культура как понятие, как деятельностная сторона человека приняла или нарицательный характер, или характер сомнительной ценности.

На наш взгляд, современные представления общества, новые социально-личностные акценты представляют возможности для коренного изменения отношения к физической культуре, к явлениям и процессам, ее составляющим. В качестве фундамента построения нового отношения нам представляются идеи современной педагогической антропологии и взгляды, определяющие место образования в учении о развитии человека. "Человек изначально от природы предназначен к раскрытию и совершенствованию всей гаммы своих задатков в образовательном процессе", - отмечал еще в 1928 г. Г. Ноль. К сожалению, этот замечательный и поистине современный тезис не нашел пока своего отражения применительно к телесно-двигательным способностям человека.

В этой связи весьма обнадеживающим в перспективе обстоятельством является то, что развитие педагогической антропологии рассматривается как одно из необходимых условий для изменения образовательной ситуации в России, реализации новой образовательной политики, совершенствования новых отраслей педагогических знаний, философии образования, социальной педагогики, педагогической диагностики, коррекционной педагогики [11, 42].

Мы полагаем, что в этом ряду найдет свое место и физическое воспитание, функционирующее на действительной образовательной основе. К настоящему времени уже сформировалось понятие об антропологических основаниях теории и практики образования [30], в глобальной сфере которого, как нам представляется, в современных условиях трудно исключить целесообразность формирования такого явления, как общее непрерывное образование в области физической культуры, не существующее пока в общественном и практическом пространствах.

Непрерывность образования человека обуславливается феноменом образования в широком антропологическом смысле, непрерывно-дискретным характером становления человека. В каждый момент своего бытия человек уже образован, ибо обладает неким образoм, и еще образовывается, так как его образ меняется, имеет свою динамику. Этот постоянно меняющийся динамичный процесс составляет антропологическую природу образования [10], в том числе и частную природу образования в области физической культуры.

Современное представление об образовании в области физической культуры актуализирует его рассмотрение как социально детерминированного культурного телесно-двигательного становления человека, обретающего через отмеченное свой высокоорганизованный человеческий образ, обусловленный имеющимся состоянием физически культурного бытия. Вместе с тем такое образование рассматривается не как однозначно заданное приближение к обусловленному и необходимому телесно-двигательному образцу, в котором воплощается понимание физической сущности человека, а как непрерывная реализация телесно-двигательных возможностей человека, его модифицированная актуализация и самореализация в пространстве физической культуры и культуры общества в целом.

Базовым антропологическим основанием образования человека в области физической культуры является предопределенная природой физическая, соматодвигательная незавершенность каждого появляющегося на свет, но при этом бесконечно открытого к научению и самоопределению.

В связи с развиваемой темой важно то обстоятельство, что педагогическая антропология определяется как система знаний о человеке - субъекте и объекте образования, позволяющая осуществить поиск новых образовательных стратегий и технологий. Одной из таких образовательных стратегий должна быть государственная, по сути, и содержанию, направленность формирования и развития физической культуры общества, физической культуры личности на общеобразовательных основах в этой области, на представлении о человеке как о сложнейшей из известных науке систем, обладающей уникальными характеристиками, такими как способность к саморазвитию, саморегуляции, возможности развития задатков наряду с общеинтеллектуальной сферой и в области его телесно-двигательного мира.

Существенным аргументом в пользу отмеченного выше является то обстоятельство, что в качестве предмета антрополого-педагогического познания выступает определенный феномен человеческого существования, рассматриваемый в контексте образования [5] в форме, как мы полагаем, непрерывности, т.е. в онтогенезе.

Это дает основание составить представление об образовании человека в области физической культуры в таком же онтогенетическом аспекте, причем в ярко выраженном антропоцентрическом варианте. Отмеченное базируется на том, что наибольший интерес к педагогической антропологии заключен в необходимости выработки новой парадигмы образования, центрированной на человеке. В конечном счете нам придется прийти к заключению, что физическую культуру личности "в физкультурном советском строе", реализуя модель субъектно-объектных отношений, не сформировать, что уже доказано историей большей части прошлого столетия. Ибо категориальная система педагогической антропологии, как и ее сущностное основание, строится на понятиях "рефлексивность", "самоопределенность", "самообразование", "самопредставление", что отражает сущность центрированного на человеке образования и в основе чего лежит модель субъект-субъектных отношений действующих лиц образовательного и воспитательного процессов.

Современные взгляды на содержательную организационную сущность общего образования в области физической культуры формируются на основе представлений о концептуальных основах физической культуры и образования в этой области. В качестве первой и ориентировочной для нас группы государственных документов, отражающих такие представления, можно принять "Концепцию непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи" [7], "Программу физического воспитания населения СССР" [33] и "Концепцию развития физической культуры" [8]. К обобщенным смысловым достоинствам отраженных в документах взглядов государства на проблемы формирования физической культуры следует отнести постановку традиционной для того времени смены общественно-экономической формации в стране, задачи решения этой проблемы через повышение эффективности физического воспитания молодежи и, что важно, с определенным акцентом на школьниках и дошкольниках. Но, несмотря на то что этими документами были определены приоритетные направления и конкретные сферы приложения усилий общества на решение задачи "повышения эффективности и процесса физического воспитания", на протяжении почти десятилетия этот процесс ухудшался. Это связано, во-первых, с переустройством государства, со сменой ориентиров общественного развития, в условиях чего многие концептуальные установки работать уже не могли, во-вторых, с тем, что имеющиеся директивы не несли в себе системной, и в частности онтогенической, ясности по проблеме образования, воспитания и формирования физической культуры человека и общества.

Тем не менее в условиях тотальной неразберихи во всех сферах общества в начале прошлого десятилетия предпринимались эффективные попытки создания концептуальных основ формирования физической культуры человека, обновления систем физического воспитания учащейся молодежи [20, 35]. Новая система В.И. Столярова основывалась на комплексном подходе к целостному и гуманистическому воздействию на личность, что предусматривало преодоление разрыва между физическим и духовным развитием человека.

Формирование жизненной философии, внутренней убежденности человека о целесообразном, потребно-деятельностном его отношении к потенциалу физической культуры, спорта и путях его освоения личностью, обществом явилось основой Концепции формирования физической культуры человека Л.И. Лубышевой [20, 22].

Вводя понятие "физкультурное воспитание" и определяя его трехмерную сущность как социально -психологическую, интеллектуальную и телесно-двигательную направленность, автор акцентирует внимание на интеллектуальной основе физкультурного воспитания человека, предполагающей интеграцию естественно -научных и гуманитарных знаний. Безусловная революционность в развитии этих процессов заключена в концепции физического воспитания и спортивной тренировки, созданной в 1998 г. проблемным научным советом РАО [13], в провозглашенной цели физического воспитания как "формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни". Революционность цели заключена прежде всего в ярко выраженной личностной ориентации на ценности физической культуры, состоящей в построении основ как физической (что было и ранее), так и духовной культуры личности, на чем не акцентировалось в прошлые десятилетия внимание и что неизмеримо ценно для современного демократического общества.

Важнейшим директивным элементом концепции является формирование интеллектуального компонента физической культуры занимающихся как средства познания себя как биологического вида, непременного условия осознания жизненной важности занятий физическими упражнениями, овладения основами построения собственных технологий телесно-двигательного совершенствования. Ибо провозглашаемый в качестве главного фактора физического воспитания специально организованный процесс адаптации к физическим нагрузкам, основанный на закономерностях тренировки, в определенной степени нивелирует фактор образованности индивидуума в области физической культуры, чем снижается его личная, интеллектуальная роль в процессе телесно-двигательного совершенствования. Идея самосовершенствования, безусловно, прогрессивна, но в органической связи с целенаправленным непрерывным организованным процессом образования в области физической культуры.

Обозначенная в концепции целесообразность исключения преподавания физической культуры из рамок академических занятий в общеобразовательных учреждениях также порождает вопрос о возможности системного, преемственного и целенаправленного формирования знаний (образованности) в области физической культуры, что является базисом системы физического воспитания и безусловной предпосылкой самосовершенствования молодого человека на собственной интеллектуальной основе.

Принятый в 1999 г. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [38] послужил правовой основой для создания ряда программно - нормативных, концептуальных документов государственного масштаба. Важнейшим из них является "Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года" [9]. Наряду с задачами традиционного характера Концепция настойчиво направляет государственную деятельность в области физической культуры на улучшение качества процесса физического воспитания и образования детей, молодежи, населения в целом, на повышение уровня образованности граждан России в области физической культуры. На наш взгляд, стратегически архиважным элементом государственной политики, отраженной в концепции, является непрерывность физического воспитания и образования различных возрастных групп населения в онтогенетическом плане.

Впервые в государственных документах подобного рода акцентируется внимание на необходимости овладения специальными знаниями в области физической культуры людьми практически всех общегосударственных сфер деятельности. Следует подчеркнуть особую значимость установки в концепции на создание основ отношения к физической культуре в детстве, дошкольном возрасте как первооснове всего последующего в человеке.

В ряде последних научных исследований [23, 29, 37] с участием одного из авторов статьи нашли отражение сущностные стороны Концепции развития физической культуры и спорта.

Исследование физкультурного образования детей 5-6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных учреждений [16, 29] отражает в известной степени наши стартовые представления о концептуальных основах построения общего непрерывного образования в области физической культуры.

Теоретико-методологическое обоснование содержания общего среднего образования в области физической культуры было осуществлено В.П. Лукьяненко [23]. В основу авторской концепции им включен ряд выводов и положений, главным из которых является вывод о фактическом отсутствии общего среднего образования в сфере физической культуры в современной общеобразовательной школе. В качестве ведущей цели процесса физического воспитания в школьный период развития человека автор ставит "обеспечение общего среднего образования в сфере физической культуры, представляющего собой базовую основу и непременное условие успешного формирования физической культуры личности, как тактический уровень целеполагания в сфере физической культуры". Действительно, школьные годы по своей длительности предоставляют широкие возможности для достижения сформулированной цели. Но при этом не следует упускать из виду то обстоятельство, что фундамент культуры личности, его телесно-двигательной составляющей должен закладываться в дошкольном возрасте, где процесс физического воспитания должен базироваться на образовательном компоненте, его создании.

Информация о работе Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования