Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 17:28, реферат
Политическая, социальная и экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы в стране, не отразилась существенно на стремлении граждан Российской Федерации к всестороннему духовному, нравственному и физическому совершенствованию. Это, в полной мере, относится и к получению музыкального образования .
Введение…………………………………………….………………………...2
Роль физической культуры для музыканта струнника……………...5
Профессиональные заболевания музыкантов и их профилактика средствами физической культуры…………………………………….9
Концепция физического воспитания музыкантов-струнников..…..16
Заключение………………………………………………………….…….23
Список использованной литературы…………………..………………..24
Содержание
Введение…………………………………………….…………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………..………………..24
Введение
Политическая, социальная и экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы в стране, не отразилась существенно на стремлении граждан Российской Федерации к всестороннему духовному, нравственному и физическому совершенствованию. Это, в полной мере, относится и к получению музыкального образования .
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 6 тысяч детских музыкальных школ (ДМШ), более 350 музыкальных училищ, консерваторий и вузов музыкального профиля. Количество детей, получающих музыкальное образование в ДМШ, музыкальных кружках и ансамблях постоянно возрастает. В ряде музыкальных вузов и вузов искусства конкурс среди поступающих даже возрос. Это стремление подрастающего поколения к своему духовному развитию, к получению музыкального образования закреплено Законом Российской Федерации об образовании: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства».
Однако, несмотря на коренные преобразования в системе образования России и в преподавании физической культуры, физическая подготовленность значительной части молодежи еще не в полной мере отвечает требованиям постоянной мобильности и жизнеспособности в любых жизненных обстоятельствах, успешной конкурентоспособности на рынке труда и творческой деятельности. Особенно актуальна эта проблема для молодежи, получающей образование в музыкальных учебных заведениях.
Музыканты - это одна из немногочисленных профессий, которой человек посвящает себя с детства. Будущий музыкант начинает играть с 4-6 лет, то есть в то время, когда организм растет, развивается, формируется. Нервно-мышечный аппарат ребенка раним, а на него уже падает значительная дополнительная нагрузка, так как труд музыканта связан с большим мышечным напряжением плечевого пояса и рук, большими требованиями к ряду физических качеств и функций.
Совершенствование исполнительской техники музыканта требует дополнительных затрат времени. Часто этот дефицит времени восполняется за счет пребывания на свежем воздухе и веселых ребячьих игр, за счет физического развития и подготовленности ребенка . Научные исследования говорят о том, что музыкой и иностранным языком дети начинают заниматься с дошкольного возраста или первого класса, а физкультурой и спортом, в основном, с пятого класса .
Перегрузка школьников программой по всем предметам и большим объемом домашних заданий, возрастающей в связи с занятиями музыкой, и вынужденной, в связи с этим, малоподвижной позой предрасполагают к возникновению гипокинезии и ее негативным последствиям.
Слабое здоровье, неуверенность в своих физических качествах, боязнь получить травму во время занятий физической культурой и спортом, препятствующую совершенствованию исполнительской техники, неоправданные освобождения от подобных занятий со стороны врачей и родителей формируют у этой категории молодежи негативное отношение к физической культуре, как к второстепенному предмету. Отставание в физическом развитии и физической подготовленности настолько очевидно, что музыканты мало пригодны к получению целого ряда других специальностей, а также к службе в рядах Вооруженных Сил России .
Для молодежи, решившей стать высокопрофессиональными музыкантами и обучающейся в училищах и консерваториях, состояние здоровья и низкая физическая подготовленность становятся тормозом в совершенствовании исполнительской техники, требующей определенной степени развития физических качеств и функций, и нередко приводят к возникновению профессиональных заболеваний.
Особенно актуальны и требуют научной разработки с применением современных инструментальных и педагогических методов исследования вопросы физического воспитания молодежи, совершенствующейся в игре на духовых инструментах. К физическим качествам и функциям этой категории музыкантов предъявляются особенно большие требования, именно они в большей степени подвержены профессиональным заболеваниям . Между тем в специальной литературе по физическому воспитанию нет достаточно обоснованных педагогических рекомендаций по применению в учебном процессе физических упражнений и видов спорта для лиц данных музыкальных профессий. Особую значимость приобретают исследования, направленные на научное обоснование методики по физическому воспитанию, реализация которой позволит обеспечить необходимый уровень развития профессионально важных физических качеств и функций и улучшит показатели физической подготовленности и состояния здоровья студентов, использующих в качестве музыкального инструмента функцию внешнего дыхания.
Профессиональная деятельность музыканта представляет собой один из наиболее сложных видов человеческой деятельности, требующий многолетнего каждодневного труда, нередко физически и психически изнурительного. Из-за постоянно увеличивающейся конкуренции среди входящих в жизнь молодых музыкантов уровень качества профессиональной подготовленности непрерывно растёт. И сегодня победителем в споре равных чаще оказывается тот, кто психологически и физически более подготовлен. Профессиональную подготовку музыканта можно, в известной степени, сравнить с подготовкой спортсмена. Такая подготовка и в том, и в другом случае включает в себя следующие основные ее виды: физическую, техническую, теоретическую и психологическую. Физическая подготовка является фундаментом осуществления качественной технической подготовки, а их совокупность не может быть полноценной без теоретической основы, которая в свою очередь позволяет в полной мере понимать все происходящие процессы и осознанно выполнять необходимые двигательные действия.
Психологическая подготовка включает в себя формирование и дальнейшее совершенствование психических способностей: готовность к стрессовым и пограничным состояниям, к значительным психическим напряжениям, к необходимости снижения уровня эмоционального возбуждения для улучшения общего баланса нервных процессов, а так же к кризису творчества и пикам артистической деятельности. Квинтэссенцией всей профессиональной деятельности и музыканта, и спортсмена является публичное выступление, в первом случае это концертная деятельность, во втором - соревновательная. Публичное выступление в данном случае необходимо рассматривать как результат напряженного труда, который является важным и ответственным актом, стимулирующим, а часто и предопределяющим, дальнейший профессиональный рост специалиста. Залогом успешности публичной деятельности является психологическое состояние человека (психическая и эмоциональная готовность), а так же его внутреннее (уровень развития физических качеств, моторно-двигательных и функциональных способностей) и внешнее (красота и эстетика тела - подтянутость, грация, легкость движений, осанка и пр.) физическое состояние. Целью нашего исследования является выявление роли физической культуры и спорта в подготовке музыканта к публичной деятельности. Для того чтобы качественно осуществлять публичную деятельность, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Такая готовность по своим параметрам соответствует тому, что в спорте называется оптимальное боевое состояние (спортивная форма). Спортивная форма - это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности. Рассматривая подобное состояние у музыканта, необходимо выделить интеграцию основных составляющих этого явления – физической и психологической. Хорошая физическая подготовка музыканта (общая и специальная), позволяет ему осознавать себя физически здоровым, а тело при этом является послушным, сбалансированным и хорошо настроенным инструментом. Такое физическое состояние способствует созданию благоприятного фона для протекания психоэмоциональных процессов. Физическая подготовка – это процесс, направленный на воспитание физических качеств и двигательных способностей, а также развитие функциональных возможностей организма, создающих благоприятные условия для совершенствования разносторонней подготовки. Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития и широкой двигательной подготовленности, что является предпосылкой успеха в различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка (в нашем случае профессионально прикладная физическая подготовка) - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности, предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. В процессе публичной деятельности музыкант находится «на острие творчества», поэтому он должен уметь обеспечивать в различных ситуациях стабильную психоэмоциональную атмосферу. Одним из факторов, нарушающих нормальное течение этого процесса, являются так называемые экстрасигнальные раздражители, негативно воздействующие на исполнителя. Чем более неустойчив творческий процесс, тем меньшая энергия такого раздражителя требуется для нарушения его нормального протекания. Общеизвестно, что многие известные исполнители выходили на сцену при плохом физическом самочувствии и выступали гениально. Современники отмечали такие способности у Рахманинова, Караяна и ряда других выдающихся музыкантов. Выходя на сцену, эти исполнители в физическом плане преобразовывались, стресс публичного выступления включал защитные силы организма и музыканта на некоторое время отпускали его недуги. Для молодых исполнителей, пробирающихся через частоколы различных испытаний (технические зачеты, экзамены, отборочные прослушивания и пр.), поддержание хорошей физической и психологической формы является немаловажным фактором роста профессионального мастерства. Для успешных публичных выступлений музыканту необходима здоровая нервная система, способность управлять внутренним равновесием, мощными активизирующими и тормозными процессами, для того чтобы в условиях различных экстрасигнальных раздражителей реализовать свой творческий потенциал. Перед выступлением музыкант часто испытывает сценическое волнение, сходное с предстартовым состоянием спортсмена, которое вызывает значительное нервно-психическое утомление и ряд связанных с ним отрицательных явлений, к числу которых можно отнести нарушение координации движений, снижение тактильной чувствительности, провалы памяти, ухудшение физического состояния и работоспособности, обильную потливость, сухость в горле и пр. Это приводит к снижению качества исполнения, а иногда является причиной вынужденного отказа от выступления. После концерта музыканту требуется довольно длительное время, для того чтобы естественным образом нормализовать сценическое возбуждение. Поэтому уже на ранних этапах музыкальной профессиональной деятельности для решения данной задачи исполнителю необходимо овладеть приемами искусственной коррекции своих психических состояний.
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Физическая культура и спорт играют важную роль в профессиональной подготовке музыканта, это выражается в использовании средств, направленных на достижение оптимального физического и психологического состояния, что и является залогом успешности публичной деятельности.
2. Для того чтобы стабильно и качественно осуществлять публичную деятельность музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности, которая заключается в интеграции основных составляющих этого явления – физической и психологической.
3. Хорошая физическая
подготовка музыканта
4. В рамках психологической
подготовки для коррекции
Профессиональные заболевания лиц музыкальных профессий встречаются не так редко, как принято считать . По данным статистики во всем мире около 90 % музыкантов имеют профессиональные заболевания. Известны имена выдающихся музыкантов, страдавших профессиональными заболеваниями рук: С. Рахманинов, А. Тосканини, С. Танеев, Т. Нейгауз, С. Скрябин и другие. От профессиональной болезни музыкантов ужасно страдал Роберт Шуман, что заставило его прекратить игру на рояле и сосредоточиться на сочинении музыки.
В конце XIX века болезни рук стали настолько частыми, что это заставило некоторых музыкантов практически пересмотреть основы методики преподавания. Актуальность решения этой проблемы существует и в сегодняшней реальности. В Берлине даже создан Институт здравоохранения музыкантов, где изучают профессиональные заболевания музыкантов, способы их лечения и профилактики.
От функционального перенапряжения при игре на музыкальных инструментах может возникнуть ряд заболевания верхних конечностей (миозиты, бурситы, эпикондилиты, ганглии, тендовагиниты, периартриты, легаментиты и др.), вызывающих не только болевые ощущения, но и ограничивающих трудоспособность музыканта и, в ряде случаев, требующих переквалификации .
Преобладающие среди музыкантов формы проявления профессиональных болезней должны быть отнесены к двигательным расстройствам в виде аномального состояния двигательной системы (нарушение нормальных, рациональных отправлений ее при игре, своего рода «перенапряжение» мускулатуры), итогом которого нередко являются непроизвольные сокращения мышц, обычно именуемые судорогами, и боли невралгического характера. Профессиональные невралгии представляют собой невралгии плечевого сплетения (поскольку речь идет о верхних конечностях). Часто встречаются так называемые невромиалгии и невромиозиты, невротендомиозиты .
Дискинезия – своеобразное профессиональное заболевание пианистов, скрипачей, трубачей, барабанщиков, дирижеров, которое имеет в литературе много названий – координаторный невроз, профессиональный невроз, писчая судорога, писчий спазм, графоспазм и, наконец, «профессиональная дискинезия». Это заболевание характеризуется расстройством координации движений при выполнении профессиональной работы, обязательным условием которой является сочетание быстроты и высокой координации движений.
Существует своеобразная дискинезия губ у музыкантов, играющих на духовых инструментах, они подвержены координаторному неврозу губ.
Профессиональные дискинезии развиваются большей частью у высококвалифицированных музыкантов и часто бывают трагичны, так как музыканту труднее, чем кому-либо другому, сменить свою профессию. Одна лишь мысль лишиться возможности дальнейшей деятельности на избранном поприще влечет за собой, в большинстве случаев, подавленное настроение больного, тяжело переживается и «обрастает» выраженными реактивными наслоениями.
Ухудшение газообмена и увеличение резервного объема выдоха говорит о скрытой эмфиземе легких у певцов (по общепринятым понятиям практически здоровых людей), а также у музыкантов, играющих на духовых инструментах .
Длительное и частое повышение внутрибрюшного давления при игре на духовых инструментах, обусловленное напряжением брюшной стенки, создает препятствия к оттоку крови из вен нижних конечностей, что предрасполагает к варикозному расширению вен. Оно усугубляется длительным стоянием, характерным для группы исполнителей, так как при отсутствии сокращения мышц нижних конечностей выпадает основной механизм, способствующий оттоку крови из глубоких и поверхностных вен ног.
Условия труда певцов, артистов хора и оперетты отличаются от условий труда музыкантов-инструменталистов. Они чаще склонны к простудным заболеваниям верхних дыхательных путей, это объясняется чувствительностью голосового аппарата к охлаждению и условиям творческой деятельности. Артисты могут простудиться во время смены декораций, особенно весной и осенью, когда театры не отапливаются и температура в помещении ниже нормы.
Часто сценическая деятельность требует выступления в тяжелых, закрытых костюмах, что вызывает перегревание организма, нарушения координации дыхания, затрудняет голосоведение. Иногда актеру приходится петь сидя, лежа или в другой позе, что требует большого напряжения голоса. Чтобы не пропустить время выступления со своей арией, точно подать реплику партнерам по сцене, актер должен быть внимательным, собранным, а это требует большого напряжения нервной системы. Артистам оперетты по ходу спектакля необходимо часто переключаться с речевой тональности на певческую и наоборот. Все это, а также значительные передвижения по сцене, танцы требуют большого напряжения голосового и дыхательного аппарата и нередко сопровождаются различными голосовыми расстройствами.
Информация о работе Роль физической культуры для музыканта струнника