Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:45, реферат

Краткое описание

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.
Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Содержание

Введение
1 Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.
2 Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля.
3 Определение уровня физического состояния организма (УФС)
4 Методические рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой и спортом.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат физра13.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1 Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.

2 Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля.

3 Определение уровня физического состояния организма (УФС)

4 Методические рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой и спортом.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическое воспитание является порождением потребностей человеческого общества. Эта потребность  состоит в том, что старшее  поколение людей готовит к жизни младшее, то есть воспитывает его.

По мере усложнения в  обществе социальных отношений видоизменялась и функция физического воспитания. Постепенно развивался процесс его  внедрения в сферу материального  производства и духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные физические качества. Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям.

 

  1. Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом.

Диагностика включает в  себя теорию и методы определения  состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения  и построения диагноза.

Основа диагностики - накопленная годами, статистически  проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается  в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.

    1. Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и

тестирование ведущих  для данного вида спорта физиологических  систем и функций:

  • центральной нервной системы,
  • вегетативной нервной системы,
  • сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
  • нервно-мышечного аппарата,
  • внутренней среды,
  • физического развития,
  • соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),
  • психофизиологического состояния.
    1. Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок.

Так, например,  комплекс исследований в  состоянии покоя включает:

  • врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;
  • электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);
  • ультразвуковое исследование сердца (при необходимости -внутренних органов: печени, почек и т.д.);
  • биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);
  • антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.
    1. При  исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:
  • ступенчато-возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC170) и " до отказа";
  • предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);
  • с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;
  • моделирование соревновательной деятельности.

При проведении диагностики  тщательно фиксируются объективные  показатели самоконтроля:    частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению  частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

    1. Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:
  • физическое развитие,
  • функциональные возможности основных физиологических систем организма,
  • иммунный статус,
  • психологический статус,
    1. Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:
  • спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом  спорта,
  • продолжительность занятий,
  • успешность в достижении спортивных результатов.
    1. Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:
  • режимом тренировок,
  • объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,
  • соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью,
  • календарем и регламентом соревнований.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося  на объективную диагностику,  может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем – к возникновению заболеваний и травм.

 

2 Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки, дневник самоконтроля.

 

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль необходим  для того, чтобы занятия оказывали  тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективныхпоказателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.

Самоконтроль регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Задачи самоконтроля

  1. Расширить знания о физическом развитии.
  2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
  3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4.Определить уровень  физического развития, тренированности  и здоровья, чтобы корректировать  нагрузку при занятиях физической  культурой и спортом.

Самоконтроль позволяет  своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

Цель самоконтроля - регулярные наблюдения простыми и доступными способами  за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма. При нервно- психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

 

 

 

Субъективные показатели самоконтроля

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1.

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).   

Внешние признаки утомления  при занятиях физическими  упражнениями (по Н.Б. Танбиану)

 

Признак

Степень утомляемости

   
 

небольшая

значительная

резкая (большая)

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение  или побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (плечевой пояс)

Очень большая (все туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке

Движение

Быстрая походка

Неуверенный шаг, покачивание

Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистских  походах

Внимание

Хорошее, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений

Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие  команды

Самочувствие

Никаких жалоб

Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение

Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, "жжение" в груди, тошноту




Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.

Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

 

Объективные показатели самоконтроля.

Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое  утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

Частота дыхания (ЧД) и  ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.

Вес. Для определения нормального веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей  ростом:

от 155 до 165 см = длина тела-100

165- 175 см = длина тела-105

175 и выше см = длина тела -110

Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастолическое давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.

Информация о работе Диагностика при регулярных занятиях физкультурой и спортом