Двигательная активность. Роль ее в жизнедеятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

“Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция)
Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов.

Вложенные файлы: 1 файл

Режим двигательной активности и работоспособность.docx

— 33.69 Кб (Скачать файл)

Режим двигательной активности и работоспособность.

 

 

 

Двигательная активность. Роль ее в жизнедеятельности человека.

 

 “Движение как таковое  может по своему действию заменить  любое лечебное средство, но все  лечебные средства мира не  могут заменить действие движения”  (Тиссо XVIII в. Франция)

 

 Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей  организма, играющая важную роль  в его жизнедеятельности и  формировании человека на всех  этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной  связи с активной мышечной  деятельностью.

 

 Двигательная активность  принадлежит к числу основных  факторов, определяющих уровень  обменных процессов организма  и состояние его костной, мышечной  и сердечно-сосудистой системы.  Она связана тесно с тремя  аспектами здоровья: физическим, психическим  и социальным и в течение  жизни человека играет разную  роль. Потребность организма в  двигательной активности индивидуальна  и зависит от многих физиологических,  социально-экономических их культурных  факторов. Уровень потребности в  двигательной активности в значительной  мере обуславливается наследственными  и генетическими признаками. Для  нормального развития и функционирования  организма сохранения здоровья  необходим определенный уровень  физ. активности. Этот диапазон  имеет минимальный, оптимальный  уровни двигательной активности  и максимальный.

 

Минимальный уровень позволяет  поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном  достигается наиболее высокий уровень  функциональных возможностей и жизнедеятельности  организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут  привести к переутомлению, резкому  снижению работоспособности.При этом возникает вопрос о привычной  физической активности, которую можно  определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной.

 

 Существует несколько  методов количественной оценки  двигательной активности: 1) по данным  хронометража выполненного за  сутки работы; 2) по показателям  энергозатрат на основе непрямой  каллориметрии; 3) путем подсчета  энергетического баланса. Поскольку  ЧСС довольно точно отражает  степень нагрузки на сердечно-сосудистую  систему во время мышечной  деятельности и находится в прямой зависимости от потребления кислорода. Поэтому величина ЧСС во время мышечной работы может -служить количественным показателем физической активности, проверяемой во время проведения различных тестов.

 

 Давайте посмотрим  какова двигательная активность  современного человека студенческого  возраста. Надо отметить недостаточность  движений, что вызывает целый  ряд функциональных и (органических) изменений, а так же болезненных  симптомов, отмечаемых во всех  почти органах и системах организма.  Такое явление получило название  “гипокинетической болезни” “гипокинезии”.

 

 При уменьшении физической  нагрузки в мышцах отмечается  усиливающаяся атрофия со структурными  и функциональными изменениями,  ведущими к прогрессирующей мышечной  слабости. Например из-за ослабления  мышц связочного и костного  аппарата туловища, нижних конечностей,  которые не могут выполнять  полноценно свою функцию - удержание  опорно-двигательного аппарата, развиваются  нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д.. которые влекут целый ряд нарушений  здоровья, что приводит к снижению  работоспособности. Ограничение  двигательной активности приводит  к изменениям функций внутренних  органов. При этом очень уязвимой  является ССС. Функциональное  состояние сердца ухудшается, нарушаются  процессы биологического окисления,  что ухудшает тканевое дыхание.  При небольшой нагрузке развивается,  кислородная недостаточность. Это  приводит к ранней патологии  системы кровообращения, развитию  атеросклеротических бляшек, быстрому  износу системы.

 

 При низкой двигательной  активности уменьшаются гормональные  резервы, что снижает общую  адаптационную способность организма.  Происходит преждевременное формирование  “старческого” механизма регуляции  жизнедеятельности органов и  тканей. У людей, ведущих малоподвижной  образ жизни, наблюдается прерывистое  дыхание, отдышка, снижение работоспособности,  боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.

 

 Снижение физической  активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и  т.д.). Например, у людей умственного  труда инфаркт встречается в  2-3 чаще, чем у людей физического  труда.

 

 Патологические изменения  в организме развиваются не  только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе  жизни, но тогда, когда двигательный  режим не соответствует “задуманной”  природой генетической программе.  Недостаточность физической активности  приводит к нарушению обмена  веществ, нарушению устойчивости  к гипоксии (недостаток кислорода).

 

 Способность человека  противостоять гиподинамии - отсутствие  мышечной активности - далеко не  беспредельна.

 

 Уже через одну-две  недели постельного режима, даже  у совершенно здоровых людей  отмечается значительное уменьшение  мышечной силы, расстройство координации  движений, снижение выносливости. Отрицательные  последствия гиподинамии распространяются  на многие функции организма  даже, не имеющих отношение к  мышечной работе, движению.

 

 Например, недостаток  нервных импульсов способствует  развитию тормозных процессов  в головном мозге, из-за чего  ухудшается его деятельность, контролирующая  работу внутренних органов.

 

 В результате их  функционирование, взаимодействие  этих органов постепенно нарушается.

 

 Раньше считали, что  физические упражнения воздействуют  в основном на нервно-мышечный (или двигательный аппарат), а  изменения обмена веществ, системы  кровообращения, дыхания и других  систем могут рассматриваться  как побочные, второстепенные. Последние  исследования в медицине опровергли  эти представления. Было показано, что при мышечной деятельности  возникает явление получившее  название моторно-вицеральных рефлексов,  то есть импульсы с работающих  мышц адресованы внутренним органам.  Это позволяет рассматривать  физические упражнения как рычаг,  воздействующий через мышцы на  уровень обмена веществ и деятельность  важнейших функциональных систем  организма.

 

 Мышечной деятельности  отводится одно из ведущих  мест в профилактике сердечно-сосудистых  заболеваний и др. органов.

 

 

 

 

 

 

Роль двигательной активности в вузе.

 

 В жизненных условиях  вуза повышается значимость физического  воспитания и формирования всесторонне  и гармонично развитой личности -выпускника вуза с высокой  степенью готовности его к  профессиональной деятельности.

 

 Регулярные занятия  разнообразными физическими упражнениями  и спортом в учебном процессе  в вузе дают организму дополнительный  запас прочности, повышая устойчивость  организма к самым разнообразным  фактором внешней среды. Физическая  культура и спорт в учебном  процессе используется как средство  активного развития индивидуальных  и профессионально значимых для  студентов качеств, они используются  как средство достижения ими  физического совершенствования,  как средство социального становления  будущих специалистов.

 

 

 Для большинства людей,  заканчивающих наш вуз работа  по специальности связана со  значительным снижением физической  нагрузки и возрастанием роли  внимания, точности движений, быстроты  реакции. Сочетание физической  растренерованности организма и  повышения нервно-эмоционального  напряжения организма в условиях  интенсификации производства и  ускоряющегося ритма жизни приводит  к преждевременной усталости,  ошибкам в производственной деятельности, которые тем серьезнее, чем  более сложной техникой управляет  человек, усталость - это явление,  общее для всего живого мира. Усталость у здорового и нормального  человека - это понижение функциональной  способности органов и систем  организма, вызванное чрезмерной  работой и сопровождаемое характерным  ощущением недомогания, приводящее  к различным заболеваниям и  даже ранней потере трудоспособности.

 

 Установлена прямая  зависимость между успеваемостью  студентов и их физическим  развитием и, хотя значительная  часть людей не находит прямой  взаимосвязи учебных оценок и  объема физических нагрузок в  вузе, она существует. Механизм такой  взаимосвязи можно условно сравнить  с действием инерционных весов  (из-за инерции они не сразу  перевешивают в ту или иную  сторону). В инерционных весах  обучение и занятие физическими  упражнениями и спортом важно  учитывать влияние двух обобщающих  факторов: накопления и неизбежности  проявления изменений. Эти факторы  могут оказывать положительное  и отрицательное влияние.

 

 Положительное влияние  состоит в том, что при регулярных  занятиях по физическому воспитанию  и спортом накапливаются многолетние  запасы волевых качеств, устойчивости  к стрессам, умственной работоспособности.  Все это неизбежно приводит  к повышению эффективности обучения  в вузе.

 

 Отрицательное влияние  заключается в том, что пренебрежение  двигательной активностью приводит  к накоплению факторов риска,  а это неизбежно рано или  поздно проявится в заболеваниях, снижении умственной и физической  работоспособности, затруднениях  в учебе.

 

 В работах многих  зарубежных и отечественных ученых  показано, что физически более  развитые выполняли теоретические  и практические задания по  изучаемым дисциплинам быстрее  и лучше, делали меньше ошибок, быстрее восстанавливались после  напряженного умственного труда.

 

Физическая работоспособность.

 

 Роль физических упражнений  не ограничивается только благоприятным  воздействием на здоровье, одним  из объективных критериев которого  является уровень физической  работоспособности человека. Физические  упражнения повышают устойчивость  организма к воздействию неблагоприятных  факторов. Показателем стабильности  здоровья служит высокая степень  работоспособности и, наоборот, низкие  ее значения рассматриваются  как фактор риска для здоровья. Как правило, высокая физическая  работоспособность связана с  постоянной, не уменьшающейся в  объеме, в сочетании с сбалансированным  питанием, тренировкой (более высокой  двигательной активностью), что обеспечивает  эффективность самообновления и  совершенствования организма.

 

 Физическую работоспособность  связывают с определенным объемом  мышечной работы, который может  быть выполнен без снижения  заданного (или установившегося  на максимальном уровне для  данного индивидуума) уровня функционирования  организма. При недостаточном  уровне физической активности  наступает атрофия мышц, что неизбежно  влечет за собой ворох болезней.

 

 Физическая работоспособность  понятие комплексное и определяется  следующими факторами:

 морфофункциональным  состоянием органов и систем  человека;

 психическим статусом, мотивацией и др.

 

 Заключение о ее  величине Ф.Р. можно составить  только на основе комплексной  оценкаи.

 

 На практике физическая  работоспособность определяется  с помощью функциональных проб. С этой целью наукой предложено  более 200 различных тестов. Наиболее  широкое распространение получили  пробы с 20 приседаниями за 30-40 с; 3 х минутный бег на месте.

 

 Однако, объективно судить  о физ. работоспособности человека  на основании полученных результатов  трудно. Это объясняется следующими  причинами:

 во-первых, получаемая  информация позволяет лишь качественно  характеризовать ответную реакцию  организма на нагрузку;

 во-вторых, точное воспроизведение  любой из проб невозможно, что  приводит к ошибкам в оценке;

 в-третьих, каждая из  проб, при оценке работоспособности,  связана с включением ограниченного  мышечного массива, что делает  невозможной максимальную интенсификацию  функций всех систем организма.  Установлено, что наиболее полное  представление о мобилизированных  функциональных резервах организма  может быть составлено в условиях  нагрузок, при которых задействовано  не менее 2/3 мышечного массива.

Информация о работе Двигательная активность. Роль ее в жизнедеятельности человека