Двигательная активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:18, реферат

Краткое описание

Двигательная активность – это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни.
Как показывает практика, современная молодежь в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Всё это определяет актуальность проблемы воспитания у молодежи потребности в здоровом образе жизни.

Содержание

Введение
1. Физическая культура студентов…………………………………4
2. Здоровье…………………………………………………………...5
3. Влияние физических упражнений на организм………………...7
4. Влияние физических упражнений на сердечно – сосудистую и дыхательную систему для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья……………………………………………………………….12
5. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста……………………………………………....16
6. Оценки функционального состояния…………………………....17
7. Функции дыхания…………………………………………………19
8. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС………….25
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТУЮ И ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.  Физическая культура студентов…………………………………4

2.  Здоровье…………………………………………………………...5

3.  Влияние физических упражнений на организм………………...7

4. Влияние физических упражнений на сердечно – сосудистую и дыхательную систему для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья……………………………………………………………….12

5.  Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста……………………………………………....16

6.  Оценки функционального состояния…………………………....17

7.  Функции дыхания…………………………………………………19

8.  Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС………….25

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Двигательная активность – это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни.

Как показывает практика, современная молодежь в  большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность  скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Всё это определяет актуальность проблемы воспитания у молодежи потребности в здоровом образе жизни.

Увеличение  эмоциональных нагрузок неизбежно (поток информации постоянно растет), а физические нагрузки постоянно сокращаются. Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая нагрузка. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физическими упражнениями, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни. Тренированность придает человеку уверенность в себе. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны легче расслабится, но и умеют снять эмоциональное напряжение с помощью определенных упражнений. Физически тренированные люди лучше справляются с болезнями, им легче вовремя засыпать, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на 2-3 часа. Итак, целью моей работы является изучение влияний физических упражнений на сердечно - сосудистую и дыхательную систему.

1. Физическая культура студентов

Физическая  культура студентов представляет собой  неразрывную составную часть  высшего гуманитарного образования. Она выступает качественной и результирующей мерой комплексного воздействия различных форм, средств и методов на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Материализованным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых способностей.

  Помимо глубоких профессиональных знаний по избранной специальности такой специалист должен обладать: высокими физическими кондициями и работоспособностью, личной физической культурой, духовностью, неформальными лидерскими качествами. Он должен не бояться конкуренции, уметь принимать самостоятельные решения, т.е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью.

Структура физической культуры студентов включает три  относительно самостоятельных блока: физическое воспитание, студенческий спорт и активный досуг. Для деятельности студентов в сфере физического воспитания приоритетными являются образовательные аспекты.

Студенческий  спорт представляет собою обобщенную категорию деятельности студентов  в форме соревнования и подготовки к нему с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. Это требует от студента проявления максимальных психофизических кондиций, мобилизации его резервных возможностей.

Занятия спортом  выступают формой самовыражения  и самоутверждения студента, определяя  его образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. На передний план в спорте выдвигается стремление к успеху, поощряется стремление личности к реализации своих возможностей в рамках определенного спортивного сценария. Результатом сопряженной учебной и спортивной деятельности студентов является формирование социально значимых качеств: социальной активности, самостоятельности, уверенности в своих силах, а также честолюбия.

Одной из важнейших  задач в преподавании учебной  дисциплины «Физическая культура»  является внедрение в молодежную среду ценностей физического  воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности.

2. Здоровье

Встречаясь, каждый день со знакомыми людьми, мы говорим: “Здравствуйте!”, прощаясь, желаем: “Будь здоров!” Наилучшие пожелания на Новый год и в день рождения обязательно начинаются с пожелания крепкого здоровья. И это не случайно. Люди давно поняли, что здоровье – наивысшая ценность жизни.

К сожалению, среди  молодежи распространено пренебрежительное  отношение к своему здоровью. Им кажется, что здоровье безгранично. Неправильная организация труда, недосыпание приводят к перенапряжению организма, к нервозам. Переохлаждение грозит простудными заболеваниями. Есть такая поговорка: “Здоровье, как и удобства, их замечаешь, когда они отсутствуют”.

Что же такое  здоровье? Один человек не заболевает гриппом даже при его эпидемии, на другого достаточно “чихнуть”, и он уже болен. Один в проруби  зимой купается и даже насморка не получит, другой погуляет на свежем морозном воздухе – и у него ангина. О первом мы говорим, что у него крепкое здоровье, о втором, что у него слабое здоровье. Значит, способность противостоять заболеваниям и есть здоровье? Да, это важно, но не только.

Другое определение  здоровья – способность сохранять  равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой. Любой организм обладает большими резервами в поддержании такого равновесия.

Что же такое  резерв? Можно объяснить на примере. Сердце человека в состоянии покоя  за минуту перекачивает около 4 литров крови. При нагрузке (пример, при беге на 3 км.) потребность организма в кислороде, а, следовательно, и в притоке крови, сильно возрастает. Минутный объем может увеличиться до 20 литров, то есть сердце обладает пятикратным резервом.

А зачем нужен  такой большой резерв в жизни? Пример, человек заболел. Температура тела поднялась до 400С. потребность в кислороде возросла в два раза. При пятикратном резерве сердце справится с такой нагрузкой спокойно. У нетренированного сердца такого резерва нет. В покое оно так же перекачивает 4 литра. Но максимальная трудоспособность его – 6 литров в минуту. Уже через несколько минут ткани тела окажутся в условии тяжелого кислородного голодания, так как они заберут из крови вес кислород. Может быть, и смертельный исход от сердечной недостаточности.

Резервами обладают все системы организма и тем  больше, чем больше подвергаются тренировке.

Здоровье –  это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

Известно, что  движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. При недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Упражнения  усиливают функциональную перестройку  всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов. Совершенствуются функции и строение самих органов.

Доказано, что  систематические занятия физическими  упражнениями также оказывают положительное  воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную  устойчивость к выполнению напряженной  интеллектуальной деятельности.

Физические  нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным  воздействиям окружающей среды.

При применении физических упражнений восстанавливается  приспособляемость выздоравливающего  к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям и стрессам.

Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и  систем организма человека, повышается работоспособность и укрепляется  здоровье.

3. Влияние  физических упражнений на организм

Необходимым условием гармоничного развития личности молодежи является достаточная двигательная активность. Последние годы, в силу высокой учебной нагрузки в учебном учреждении и дома и других причин у большинства студентов отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме студента.

Гипокинезия (греч. – понижение + движение) – вынужденное  уменьшение объема движений вследствие малой подвижности. Вызывает ряд болезненных явлений.

Исследования  гигиенистов свидетельствуют, что  до 82 – 85%  дневного времени большинство  учащихся находится в статическом  положении (сидя). Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность учеников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Студентам и  школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника и студента, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательные последствие гипокинезии проявляется  так же сопротивляемости молодого организма  “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренерованого сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных  людей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

Единственная  возможность нейтрализовать отрицательное  явление, возникающего у школьников и студентов при продолжительном и напряжённом  умственном труде, - это активный отдых от школы и учебного учреждения, организованная физическая деятельность.

      Двигательный режим человека складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни.

      При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

        Средние показатели роста и  развития, а так же некоторые функциональные показатели у юных физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом: длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см., масса тела – на 8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см., сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра.

       В литературе описаны следующие наблюдения: у учеников не занимающихся физическими упражнениями становая сила в течение года увеличивалась на 8,7 кг; у подростков того же  возраста, занимавшихся физической культурой, - на13 кг, а у занимавшихся, кроме уроков физвоспитания, ещё и спортом на 23 кг. Обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз.

      Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и врятли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.

      Под влиянием мышечной деятельности  происходит гармоничное развитие  всех отделов центральной нервной  системы. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

     Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел  и задумался над сложной задачей и вдруг  почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд  требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

Информация о работе Двигательная активность