Врачебный контроль студентов в специальных медицинских группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 01:53, реферат

Краткое описание

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило — хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.
Комплектование групп осуществляет врач.

Содержание

1.Введение.
2.Задачи, содержания, формы, методы и организация врачебного контроля.
3.Основные принципы распределения учащихся на медицинские группы по состоянию здоровья.
4.Заболеваемость студентов, обучающихся в медицинских учреждениях.
5.Заключение.
6.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Врачебный контроль студентов в специальных медицинских группах.docx

— 34.61 Кб (Скачать файл)

Калининградский Технический Колледж

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Врачебный контроль студентов в  специальных медицинских группах.»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 308 РА-1 Кловак Илья Анатольевич

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград – 2010 г.

План:

 

  1. Введение.
  2. Задачи, содержания, формы, методы и организация врачебного контроля.
  3. Основные принципы распределения учащихся на медицинские группы по состоянию здоровья.
  4. Заболеваемость студентов, обучающихся в медицинских учреждениях.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Студенты  колледжей, вузов, университетов в  зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии  здоровья, как правило — хронические  заболевания или повреждения  опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Комплектование  групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в  специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень  физической подготовленности, очаги  хронической инфекции. Группы формируются  по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы — другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения — третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.) — четвертую.

Студенты  в таких группах обычно характеризуются  слабым физическим развитием и низким функциональным состоянием. Они, как  правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. Студенты плохо  организованы, не могут выполнить  многие физические упражнения, игры, не умеют, как правило, плавать и  пр. А если в школах, где они  учились, не было занятий в специальной  медицинской группе, то их физическое и функциональное состояние совсем незавидное. У них часто возникают  простудные заболевания, а в осенне-зимний период происходит их обострение.

Перед руководителями специальных медицинских групп  студентов стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния  и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и  умственной работоспособности, адаптация  к внешним факторам; снятие утомления  и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля

В нашей  стране впервые в мире врачебные  наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.

Как научная дисциплина врачебный  контроль представляет собой самостоятельную  отрасль медицинской науки, изучающую  состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в  научном обосновании теории и практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией - врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Основная  цель врачебного контроля в физическом воспитании - это содействие эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья,  повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.

В соответствии с этим, задачами врачебного контроля являются:

- наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом;

- наблюдение за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся, предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (пере тренированности, переутомления и др.);

- надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий, предупреждение спортивных травм, также их лечение.

В настоящее  время вся работа по организации, планированию и руководству врачебным контролем осуществляется органами здравоохранения. Ими также проводится подготовка врачей-специалистов по физической культуре в системе институтов усовершенствования врачей и кафедр по врачебной физкультуре медицинских университетов (институтов). Общий контроль за постановкой медицинского обслуживания занимающихся физической культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России (раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-методический Совет и Федерацию спортивной медицины. В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредственно осуществляют врачебный контроль над ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных заведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

Основная  форма в.к. - врачебное обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных   мероприятий:   медицинское   обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта.

Врачебные обследования могут проводиться  в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы:

общепринятый  комплекс методов - анализ общий и  спортивный, определение физического развития, физикальное обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов.

В условиях спортивной деятельности применяются  методы: определение воздействия тренировочного занятия используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии. веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.

Медицинское обследование охватывает всех студентов  вузов и проводится в соответствии с инструкцией об организации врачебного контроля за физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в действие в 1972 году.

В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Периодические медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры повторно.

  1. Основные принципы распределения учащихся на медицинские группы по состоянию здоровья.

Состояние здоровья человека, его  сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Высокая заболеваемость среди молодежи является выражением физической детренированности, которая развивается вследствие ограниченной двигательной активности. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсированная необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию целого ряда заболеваний [15].

В свете данных проблем чрезвычайно  велико значение физического воспитания в формировании здоровья подрастающего  поколения.  Пониженная двигательная активность, вызванная современными условиями жизни, особенно неблагоприятно отражается на растущем организме.

Основной формой физического воспитания студентов продолжают оставаться уроки физкультуры. В начале каждого учебного года по результатам медицинского осмотра происходит распределение студентов на медицинские группы для занятий физкультурой. Во время проведения ежегодных профилактических медосмотров также выявляется наличие скрытой и явной патологии разных органов и систем при клинических и лабораторных исследованиях, при массовом флюорографическом исследовании, осмотрах врачом здравпункта, а при необходимости и «узкими» специалистами поликлиник города или в стационаре.

Всех учащихся на основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии распределяют на три группы: основную, подготовительную и специальную (табл. 2). Распределение учащихся на указанные медицинские группы производится врачом на основании « Положения о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утвержденного приказом министра здравоохранения СССР № 986 от 4 ноября 1977 г.

Таблица 1

Распределение учащихся на группы для  участия в учебных и внеучебных занятий физической культурой и спортом

Группа

Допускаемые мероприятия

Медицинская характеристика групп

Основная

  1. Занятия по программам в полном объеме
  2. Сдача норм ГТО
  3. Занятия в  спортивных секциях и участие в соревнованиях

Учащиеся без отклонений в физическом развитии, состоянии здоровья, а  также с незначительными отклонениями в состоянии здоровья преимущественно функционального характера, но с достаточной физической подготовкой

Подготовительная

  1. Занятия по программам при условии исключения некоторых видов физических упражнений
  2. Сдача контрольных испытаний и норм ГТО  - с особого разрешения врача

Учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, но без достаточной физической подготовки

Специальная


  1. Занятия по особой программе или по отдельным видам программ со сниженными нормативами
  2. Занятия индивидуальной гимнастикой типа лечебной физкультуры

Учащиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного  или временного характера, не мешающие выполнению обычной учебной работы, но являющиеся противопоказанием для занятий физкультурой. Некоторые из них временно, впредь до улучшения состояния здоровья, совсем освобождаются от участия в учебных занятиях по физкультуре


Как видно из принципов, на основании  которых производится распределение учащихся на медицинские группы, резких, четко очерченных границ между группами не существует. Это заставляет врача решать вопрос об отнесении учащегося в ту или иную группу сугубо индивидуально, выясняя не только степень функциональных нарушений организма, но и уровень физической подготовленности. По существу, при распределении учащихся на медицинские группы в каждом отдельном случае решают вопрос о том, какому объему физических нагрузок и нормативным требованиям, установленным для каждой из групп, соответствуют функциональные возможности организма молодого человека[15]. 

Анализ распределения учащихся на медицинские группы по физкультуре может многое сказать о здоровье студентов и их подготовленности к учебным нагрузкам, так как физическое здоровье является прямой предпосылкой успешной умственной деятельности.

 

4. Заболеваемость студентов, обучающихся в медицинских учреждениях

Труд медицинских работников, характеризующийся  высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения, требует постоянного  внимания, высокой выносливости, причем часто в экстремальных условиях. В то же время студенты медицинских ВУЗов являются одними из наименее обследованных в социально-гигиеническом отношении групп учащейся молодежи. Последние же относятся к группе значительного риска развития заболеваний, что обусловлено большими интеллектуальными нагрузками, резкими изменениями привычного образа жизни в связи с началом учебы, необходимостью адаптации к новым условиям труда, проживания и питания[12].

По имеющимся данным [2,12], в среднем  у каждого будущего студента перед  поступлением в ВУЗ было 1,6 заболеваний, зарегистрированных в детские и школьные годы. Некоторые из этих болезней в известной степени беспокоили студентов до настоящего времени. В структуре указанной патологии ведущую роль играют болезни органов дыхания, на  которые приходится половина от общего числа зарегистрированных при профилактических осмотрах заболеваний. Второе ранговое место занимают инфекционные болезни, которыми в школьном возрасте переболел каждый восьмой студент. Далее идут болезни органов пищеварения, глаз и придаточного аппарата, а также травмы. Что касается заболеваемости студентов в периоде  обучения, то ее уровень является сравнительно низким. Так заболеваемость по обращаемости студентов на 1-3 курсах в среднем 295,0 случаев на1000 человек соответствующего контингента. В ее структуре основное место отведено также болезням органов дыхания. На этом фоне отмечается постепенное увеличение частоты заболеваний органов пищеварения, мочеполовой системы, болезней крови и эндокринной системы.

Информация о работе Врачебный контроль студентов в специальных медицинских группах