Восточные единоборства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:54, реферат

Краткое описание

Все боевые единоборства, как правило, родились как способ подготовки воинов, поэтому они рассчитаны не на суператлетом, но на людей со средними физическими возможностями.
Всеми видами единоборств, за исключением может быть айкидо ,требующим философской подготовки , можно заниматься с детского возраста и физически с «нулевого» уровня физического развития .Известно ,что основатель дзюдо Дзигиро Кано и основатель школы Шотокан-каратэ росли слабыми детьми.

Содержание

Введение
1.Джиу-джитсу
2.У-шу
3.Айкидо
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по физре.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный  университет путей сообщения  »

Забайкальский институт железнодорожного транспорта -филиал федерального государственного    бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Иркутский государственный  университет путей сообщения»

(ЗабИЖТ ИрГУПС)

Читинский техникум железнодорожного транспорта

 

Реферат

по  физической культуре

На тему:

Восточное единоборство

 

Выполнила: студентка  гр.3»Э»

Проверил:преподаватель 

 

                                       План

Содержание

1.Джиу-джитсу

2.У-шу

3.Айкидо

Заключение

Список литературы 

                   Содержание

Все боевые единоборства, как правило, родились как способ подготовки воинов, поэтому они рассчитаны не на суператлетом, но на людей со средними физическими возможностями.

Всеми видами единоборств, за исключением может быть айкидо ,требующим философской подготовки , можно заниматься с детского возраста и физически с «нулевого» уровня физического развития .Известно ,что основатель дзюдо Дзигиро Кано и основатель школы Шотокан-каратэ росли слабыми детьми.

Самым оптимальным возрастом, с которого можно начинать заниматься считается семилетний возраст, верхнего же предела практически не существует. Самое же главное в занятиях единоборством – личность учителя-Сэнсея. Для него необходимо жизненный опыт, квалификация и многолетняя практика в боевых искусствах (как минимум 8-9 лет).

Видов боевых единоборств достаточно много, конечно наиболее известны восточные, в каждом географическом регионе сложились свои системы единоборств.

Сегодня  мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям  восточных единоборств. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому что эта традиция сама по себе очень многолика, богата. Тренеров-профессионалов по восточным единоборствам не так много.

                              

 

 

ИСТОРИЯ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Что такое Джиу-джитсу? 
Термин “дзю-дзюцу” (джиу-джитсу - искаженная европейская транскрипция) появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым “подручным” оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает  «мягкий, гибкий, податливый , уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ». Итак, джиу-джитсу — это «мягкая, или податливая техника». Речь идет не об обмене нежными ласками.     Приемы джиу- джитсу могут показаться какими угодно, только не мягкими или нежными. Понятие мягкости следует понимать таким образом, что мастер уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип джиу-джитсу: “податься, чтобы победить”, наставники прибегают к выражениям вроде того, что “ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его” и что “гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным”. 
Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы “ёрой куми-учи” и “коси-но-мавари”, расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам (“атэми-вадза”). Считается, (одна из точек зрения,см. ниже) что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамото в городке Сакусикияма на острове Кюсю.  
Первое мимолетное упоминание о дзю-дзюцу относится к XI веку, однако широкое распространение оно получило только в конце XVI начале XVII века.                                                                                                                      Однако, в отношении происхождения дзю-дзюцу несколько точек зрения. Наиболее распространенная заключается в том, что этот японский вид борьбы произошел от древнего китайского боевого искусства. Известно и имя китайского "отца" дзю-дзюцу - Чжан Юаньбин, который ввел в систему джиу-джитсу удары, следующие после броска противника, что, несомненно, повысило эффективность в схватке против нескольких человек.      Противники китайского происхождения скажут, что основы борьбы создал все же Такэноучи Хисамото задолго ло прибытия Юаньбина в Японию. Сторонники третьей теории считают, что авторство принадлежит японскому врачу Сиробэю Акаяме. Во время длительного путешествия по Китаю он научился некоторым приемам борьбы, которая основывалась на нанесении противнику точно рассчитанных ударов руками и ногами.                                                                                                                                                                 Так или иначе, предшественниками дзю-дзюцу были различные виды боевого единоборства в тяжелом воинском снаряжении, среди которых наиболее заметное место занимает ёрои-кумиути - рукопашный бой в доспехах. Техника этой борьбы, включала броски через спину, грудь, колено; переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек и около десятка болевых замков на руки и ноги. Ключевым элементом при этом был подход с последующим захватом, при котором оба противника стремились занять наиболее выгодную позицию. С исчезновением тяжелых доспехов появились школы когосоку – рукопашного боя в легком снаряжении. Техника когосоку была наиболее близка к современному дзю-дзюцу, начало формирования которого относится ко времени, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления. Наибольший расцвет дзю-дзюцу приходится на эпоху Токугава когда после многочисленных войн и смут наступил период продолжительного мира. Именно тогда возникло рекордное количество школ дзю-дзюцу - около 700. 
Основные различия между школами заключались в постановке дыхания, способах аккумуляции ки , базовых стойках и преобладании той или иной группы приемов: бросков с участием корпуса и бедер, бросков при помощи болевых заломов рук, удушающих захватов и подсечек с подкатом, рубящих или тычковых ударов. Однако, несмотря на различия, общих черт было несравненно больше, что позволило в дальнейшем создать на основе дзю-дзюцу универсальные системы борьбы – дзю-до и айки-до . Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжении более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные самурайские кланы. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. И, хотя в настоящее время школы дзю-дзюцу существуют практически во всех частях света, ведущую роль по-прежнему играют семейные школы японского происхождения.            

 

 

 

 

 

 

 

 

Ушу

Изучая иную культуру, мы глубже постигаем самих себя и собственные культурные ценности. Начиная с XVI—XVII вв., когда первоначально христианские и католические миссионеры, а позже путешественники и ученые обратили взоры к Востоку, их поразило обилие необычного и непривычного для людей Запада в Поднебесной империи — Китае. Недоумение чувствуется в записках европейцев, освещающих мирное сожительство конфуцианства — по их мнению, высокоморального учения -  с «варварскими» даосизмом и буддизмом. Не меньше поражали гостей и подкрепленные философскими рассуждениями странные комплексы гимнастических упражнений, которые повсеместно практиковали жители городов и деревень вплоть до новейшего времени. Огромен был спектр таких упражнений — от дыхательно-медитативных систем до боевых комплексов, объединявшихся под единым названием у-шу.Именно тогда возник проникший позже на страницы западных массовых изданий, на экраны кинотеатров и видеомагнитофонов миф о загадке китайской цивилизации — воинских искусствах у-шу, дающих человеку сверхъестественные способности. Журналы запестрели сообщениями о различных оккультных таинствах — о направленном «выбросе» биоэнергии, об удивительной способности без вреда встречать удары меча и копья, дробить ладонью камни, чуть ли не «странствовать в облаках». Слухи подогревались еще и тем, что ни в одной стране Запада нельзя было найти аналогов этой древней области знания.

Лишь в последнее время  к у-шу стали подходить не как к курьезу, а как к неотъемлемой части культурной традиции, столь же богатой и сложной, как китайская архитектура и живопись, философия и литература. 

А это означает, что у-шу — уникальная «наука жизни» — требует внимательного научного рассмотрения. Необходимо вновь «вернуться к истокам» — изучить китайские исторические хроники, трактаты, жизнеописания полководцев, даосских и буддийских подвижников.

Европейский ум, сталкиваясь  с необычным феноменом, сразу же пытается найти для него аналогию в рамках собственной культуры и очень неохотно допускает, что инокультурное явление может быть во много крат шире и глубже, чем все внешние представления о нем. Нередко у-шу называли «гимнастикой», «методом самозащиты»,  «способом активной медитации», «китайским боксом», а то и «эффективной системой достижения успела в делах», то есть пытались «подогнать» под привычные понятия.   И  все  же придется согласиться, у-шу — не та надуманная система, что возникает в воображении наших современников под воздействием слухов,  популярных  книг и  кинобоевиков, а сложней комплекс методов психофизического тренинга, который веками формировался в Китае, захватывая обширные, порой неведомые области медицины, психологии и парапсихологии, этики и эстетики.

 Существует также исторический  миф об у-шу китайского происхождения. В Поднебесной империи считалось, что чем дальше в глубь времен отстоит от нас то или иное событие или явление, тем оно ценнее для последующих поколений и тем больше истины заключено в нем. В Китае бытовали представления о некой «золотой древности» — эпохе порядка, справедливости и добродетели, когда процветала культура и небесная гармония находилась в соответствии с земными уложениями. Нередко в Китае знаменательные исторические события относились в далекое прошлое, за несколько сот лет до реальной даты. И сейчас можно встретить описания «зачатков» у-шу у синантропов, первобытных охотников, вооруженных «оружием у-шу» — каменным топором и примитивным луком. Реальность, однако, свидетельствует о другом — у-шу возникло на стыке китайской натурфилософии и различных способов подготовки воинов в те времена, когда и «гражданское начало» (вэнь) и «военное» (у) были достаточно высоко развиты. Хотя в раскопках скальных пещер в Мавандуе были обнаружены изображения людей в позах, отдаленно напоминающих современную дыхательно-медитативную систему ци-гун, но вполне вероятно, что эти ранние упражнения были не сложнее обычной утренней гимнастики.

Впервые термин у-шу можно встретить в памятниках начиная с III в., до этого времени употреблялись названия лишь для отдельных конкретных видов борьбы - шоубо, сянбо, цзяоли, чаншоу. Буквально у-шу переводится как «воинские искусства», хотя полный смысл термина выходит далеко за рамки этого дословного перевода. Первоначально у-шу, вероятно, представляли собой структурно не оформленную систему чисто воинской практики, которой занимались в основном на элитарном уровне китайской цивилизации — при дворе, в среде знати или «людей просвещенных». Несколько позже методики подготовки воинов проникают и в народную среду, где сливаются с широким спектром народных верований, а также крупнейших религиозно-философских систем Китая — конфуцианства, даосизма и буддизма. Постепенно наметились основные центры развития у-шу начали формироваться основные стили и направления Этот процесс достиг апогея в XVII—XVIII вв , во времена маньчжурского завоевания Китая. Толчком к формированию стилей служили, вероятно, чисто внешние факторы  —   хотя бы такие,  как нашествие чжурчжэней, монголов, а позже маньчжуров. Владычество иноземцев заставляло китайский народ укрывать свое воинское искусство в тайных школах и сектах, основным консолидирующим началом которых нередко и были именно занятия у-шу. Само у-шу начинало символизировать не просто набор приемов и хитроумных методик, но некое священнодействие,   теургию,   учение,   которое  передается лишь от учителя ученику в форме своеобразного «диалога душ». В тайных школах сложились ныне широко известные направления и стили у-шу — Шаолинь-цюань, Багуа-чжан,  Хун-цюань,  Танлан-цюань и ряд ; Закрытая школа, существовавшая в рамках тайного общества, обеспечивала передачу традиций у-шу в неизменном виде. «Передавая учение, преемствуем душу" на  этом  принципе  было  построено все традиционное.

Помимо существования  закрытых школ, были и широкие секты гуань или шэ, обычно связанные со школой. Собственно «академическая» школа называлась мэнь («врата») — символ того, что ученик, входя во «врата», оставлял все старое за ними, обретал качества «настоящего человека», после чего ему и передавались тайны учения. Однако все это было связано с огромной работой над собой и большой психологической нагрузкой, поэтому секты гуань и шэ нередко внешне дублировали основную школу, имитировали чисто внешний рисунок движений, не углубляясь в философские сложности. Такая структура традиционного у-шу, сохранившаяся вплоть до начала XX в., позволяла любому желающему практиковать это искусство в зависимости от своих физических и психических способностей.

Каждая школа обязательно  восходила к первоучителю, «Отцу-основателю», легендарному мастеру, который придавал всем последующим поколениям учеников статус каноничности и высокий социальный престиж. Создание стилей приписывалось в основном легендарным личностям, поэтому подавляющее большинство стилей у-шу соотносятся с героями китайской традиции: стиль «Обезьяны» (Хоу-цюань) — с царем обезьян Сунь Уку-ном, стиль «Направленная воля» (Син н-цюань) — с легендарным полководцем Юэ Фэем. Даже Конфуций (Кун-цзы) и его ученики якобы занимались стилем Кун-мэнь-цюань. Особенно много стилей приписывается «молодцам с горы Ляншаньбо» — героям средневекового романа «Речные заводи». Стиль «Пьяницы» (Цзуй-цюань) был разработан, согласно легенде, бесстрашным монахом Лу Чжишенем, стиль «Пронзающие ноги» (Чо-цзяо) — У Суном, «Потерянный след», или «Лабиринт» (Миц-зун-цюань), — бывшим воспитанником шаолиньского монаха Янь Цином. Все эти версии о возникновении стилей у-шу формировали у занимающихся чувство единения с традициями мастеров и героев славного прошлого, вводили в мир китайской истории. Таким образом, у-шу становились своеобразным способом социализации многих членов китайского общества — то есть приобщали к основным культурным установкам, необходимым для существования человека как члена данного общества. Не случайно в каждом стиле у-шу, помимо изучения чисто технических действий, рассматривались и вопросы этики, житейской философии, логики, способы обращения к старшим, общения с людьми, принципы поведения, как в экстремальной ситуации, так и в обычных условиях.

В средние века  центром  занятии  у-шу становятся буддийские монастыри. В них создавались идеальные условия для занятий - жесткая дисциплина, замкнутое сообщество,  позволяющее  поддерживать   высокий  уровень  духовности,  регулярность  и   непрерывность занятий. Особенно прославился монастырь  Шаолинь в Хэнани.

Хотя монастырь Шаолинь  и считается центром всех буддийских видов у-шу, однако более вероятным представляется, что различные направления формировались независимо друг от друга, часто переплетаясь воедино или, наоборот, распадаясь на десятки стилей и полетилей. В результате такого долгого и взаимообогащающего развития сформировалось три крупнейших направления у-шу — шаолиньское, уланское и эмэйское.

Шаолинь-пай (шаолиньское  направление) включает в себя около 400 основных стилей, распадаюшихся на более мелкие подстили и школы. Решающее влияние на формирование Шаолинь-пай  оказала буддийская «прикладная  метафизика». Ряд эзотерических  школ избрал тайные учения буддизма своей основной доктриной: Цзинганчань цзыжань-мэнь (школа «Естественности алмазного Чань-буддизма»), Фо-мэнь (школа «Будды»), Лама-цюань («Ламаистский кулак») и некоторые другие. Из всех видов буддизма в системе у-шу, безусловно, решающую роль играл Чань-буддизм, повлиявший также на формирование всей китайской культуры, особенно в IX—XIII вв. Чань-буддизм не только создал своеобразное эстетическое отношение к миру как к Великому символу бытия, за которым скрывается истинная сущность, но и разработал особые методики раскрепощения способностей самого человека. Не переоценивая буддийские догмы, Чань-буддизм учил находить радость бытия и возможность самореализации в любом творческом действии, в том числе и в занятиях у-шу.

Многие стили, которые сейчас причисляются к шаолиньскому направлению, возможно,  никогда не соотносились со знаменитым монастырем, однако в названии стилей и движений как дань традиции встречались названия: «восемнадцать движений рук архатов», «монах толкает врата», «богомол, взывающий к Будде». Некоторые возникавшие в народной среде школы считали, что происходят от истинно шаолиньских  стилей, а  их руководители приписывали себе учителей из шаолиньских монахов.  Так складывалась легенда о монастыре Шаолинь — «центре всех у-шу в  Поднебесной  империи».

Уданскос направление  выпестовалось в лоне даосизма — религиозно-философского учения, ставяшего своей целью постижение Пути-Дао, извечного закона, задающего ход всему механизму бытия. Считалось, что постигший Дао становился «настоящим человеком», то есть мог обрести «вечную весну» — бессмертие. Выйдя из ранних шаманистических ритуалов и натурфилософских верований, даосизм разработал учение о двух взаимодополняющих и взаимопротивоположных началах — Инь и Ян, первое из которых рассматривалось как темное, женское, негативное, пассивное, а второе — как светлое, мужское, позитивное, активное. Равновесие этих начал обеспечивало здоровье и долголетие человека. В среде даосских отшельников во II—IV вв. начали создаваться ранние психорегулирующие системы на основе методов дыхания в сочетании с гимнастическими упражнениями — даоинь.

В III в. знаменитый лекарь — даос Хуа То создал первую дошедшую до нас систему ци-гун, называвшуюся «Игры пяти зверей» (Уцинси). В IV — V вв. даосская секта ^Высшей чистоты» на горе Мао-шань детально разработала методики достижения здоровья и долголетия путем дыхательных упражнений (туна), психомедитативного проведения внутренней энергии ци по каналам внутри тела (синци). гимнастических упражнений, сексуальной практики, диетологии. Сложнейший комплекс упражнений значительно трансформировался с течением времени. В упрошенном виде его практиковали для постижения «чистого и светлого» состояния сознания

Информация о работе Восточные единоборства